Пояснительная записка
Цели урока:
- Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
- Развивать критическое мышление, творческое воображение, устную речь.
- Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять равнодушию, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Предметные: познакомить с рассказом уральского писателя Кима Михайловича Макарова «Чужая дверь», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, анализа текста, монологического и диалогического высказывания.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: портрет К. Макарова, распечатанный текст рассказа.
Литература
- Южный Урал: хрестоматия 10-11 класс, Челябинск 2004 год //Сост. Крохалёва Т.Н., Соловьёва Т.В. Стрелец Л.И.)
- Сайт "Писатели земли Уральской"//pisateli.ch-lib.ru
- Википедия
Методы и приёмы:
Представленный урок разработан с использованием технологии развития критического мышления. В основе разработки лежит методический приём "Чтение с остановками", что представляет собой организацию чтения текста с использованием различных типов вопросов.
Данный приём учитывает следующее:
- текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма);
- текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей;
- задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму).
Используемые дополнительные к основному приёмы комментируются по ходу урока: обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, эссе, синквейн.
Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:
- Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
- Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?».
- Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.
Урок рассчитан на обучающихся 9-11 классов.
Ход урока
Стадия вызова
Учитель: Ребята, были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание узнать какую-либо тайну, разгадать что-то для вас непонятное?
Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании разгадки.
- А что вы делали для того, чтобы приблизиться к разрешению мучающего вас вопроса?
- Случалось ли вам обманываться в своих ожиданиях?
- Почему так происходит? Кто или что вершит судьбы людей?
Прогнозирование по названию: произведение называется «Чужая дверь». Как вы думаете, о чём произведение?
Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить - прав ли я? Кроме того, данный приём акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может многое сообщить о предлагаемом для чтения рассказе.
Краткий рассказ об авторе и произведении
Автор данного сочинения - Ким Михайлович Макаров. Он приехал в Челябинск уже взрослым человеком. Но именно на Южном Урале, сложилась его писательская судьба. Он автор стихов и прозы для взрослых и детей. Вышло 10 книг писателя, не считая публикаций в сборниках, периодических изданиях. С 1996 г. Ким Макаров - член Союза писателей России. В 2002-2006 гг. - руководил Челябинским городским отделением Союза писателей России. В 2006-2007 гг. - председатель правления Челябинской областной организации Союза писателей России.Киму Михайловичу поэтесса Ася Горская посвятила стихи:
"… а он придет, спокойный и большой,
Ранимый, чуткий, как и все поэты,
Открытый людям сердцем и душой.
Вы с ним подружитесь, я знаю это".
Кима Макарова не стало 22 апреля 2019 года.
Учитель: Предложенное вам произведение - рассказ. Удивляет, как в малой повествовательной форме автору удалось ёмко рассказать читателям о том человеческом качестве, которое Василий Александрович Сухомлинский называл "большим пороком", Антон Павлович Чехов - "преждевременной смертью", а Максим Горький считал "смертоносным для души человека".
Задание:
- Как вы думаете, о чём рассказ?
- Напишите в тетрадях ваши предположения: о чём рассказ, и сделайте к записи рисунок.
- Поделитесь мнениями: расскажите о ваших предположениях и покажите рисунки (по желанию).
Стадия осмысления содержания
Учащимся предлагается текст, разбитый на отрывки. Учащиеся читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка с использованием вопросов разного вида (уточняющих, интерпретационных, аналитических, оценочных, творческих).
ТЕКСТ РАССКАЗА
Зимним вечером, когда вьюга воет за окном, глубокой осенью, когда бесконечно и унывно дождит по стеклам - невольно прислушиваюсь: хлопнула дверь подъезда, быстрые легкие шаги по маршевой лестнице, звонок…
Опять в чужую дверь!
Я давно приметил - соседи мои гостеприимны. То встречу белокурую девчушку, воздушную в своем батистовом розовом платьице, порхающую со ступеньки на ступеньку, то элегантного, как восклицательный знак, мужчину, то полную даму, пышущую жаром и суетой июльского дня…
Но самое удивительное - гости идут, казалось бы, в самое неподходящее время: в ночь-заполночь, в морок и слякоть.
Кто же у меня по соседству живет? Старики, счастливые самым сокровенным богатством - взрослыми детьми, или молодожены, которым в радость принять друзей в новой квартире…
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
Вопросы и задания:
- От чьего имени ведётся повествование?
- Попробуйте описать рассказчика. Каким вы себе его представляете? Охарактеризуйте героя в нескольких словах.
- В чём необычность и в то же время обыденность ситуации?
- Как вы думаете, кто живёт по соседству с рассказчиком? Почему?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы описать гостей?
- Предположите: что будет дальше?
Продолжаем чтение.
ТЕКСТ РАССКАЗА
Мне почему-то видится артистка - молодая и красивая вольная женщина. И - «веют древними поверьями ее упругие шелка, и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука»… За стеной я часто слышу плеск гитары, высокий женский голос, поющий русские и цыганские романсы, смех детский, разговоры непонятные…
Хозяев я ни разу не видел, а вот с гостями этой квартиры уже здороваюсь. Идут они, поднимаются на третий этаж, с радостными лицами, с ожиданием чего-то, с нетерпением в глазах.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА
Вопросы и задания:
- Почему герой думает, что рядом с ним живёт артистка? Что можете добавить к характеристике героя?
- Что отмечает в гостях соседской квартиры рассказчик? Чем это можно объяснить?
- Что мешает рассказчику познакомиться с соседями?
- Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?
Ответы на данный вопрос записываем на доске с указанием авторства, чтобы в дальнейшем проверить правильность выдвигаемых предположений.
- Выдвиньте предположения: что могло произойти дальше? Мнение обоснуйте.
На этой стадии вновь используется приём «дерево предсказаний». После обсуждения текст дочитывается до конца.
Продолжаем чтение.
ТЕКСТ РАССКАЗА
…Однажды, осенней тихой порою, я, походя к своему дому, услышал музыку. Тяжелые кованые звуки медно бились о коробки многоэтажных зданий. У нашего подъезда - толпа. Сердце непроизвольно кольнуло…
Гроб уже вынесли - люди прощались.
Я подошел и увидел лицо женщины. Странно знакомое лицо! По-мужски скуластое, оно, пожалуй, было чуть-чуть ироничным. Казалось, что покойницу смущает нелепый обряд прощания, громогласность музыки; спокойная уверенность губ, большой чистый лоб, прямой нос, подбородок с ямочкой…
Рядом с гробом на табуретке лежала черная бархатная подушечка, на которой покоилась скромного серебристого цвета медаль «За Отвагу».
…Проходят дни, месяцы. Но в чужую дверь не стучат, не звонят. Не спешат в эту квартиру в непогодь, заполночь. Там живут другие люди.
А мне порою бывает грустно от того, что я не постучал в свое время в эту дверь.
Вопросы и задания:
- Какие чувства испытывает герой? Почему?
- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
- Попробуйте передать ощущения героя через определения, или междометия, или музыкальный аккорд, или цветовую палитру.
- Какие цвета (определения...) будут доминировать? Почему?
- Случаен ли такой исход для рассказчика? (Такой исход закономерен для рассказчика, т.к. он был безразличен к тому, кто живёт рядом с ним, его больше интересовали гости соседей).
- Что узнали в конце рассказа о соседке героя?
Учитель: Медаль «За отвагу» - государственная награда СССР для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга. Во время Великой Отечественной войны за период с 1941 по 1945 год было произведено более 4 миллионов награждений.
Вопросы и задания:
- Почему герой произносит про себя: "Странно знакомое лицо!"?
- Какова же основная проблема рассказа? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение? (Проблема равнодушного (безразличного) отношения к людям)
Сопоставьте ваши предположения с выводом.
- По желанию: покажите и прокомментируйте рисунки.
- Какие ещё проблемы поднимаются в рассказе? (Проблема уважительного отношения к ветеранам войны или Как нужно относиться к ветеранам войны?)
- Какова главная мысль рассказа? (мы должны проявлять внимание, заботу по отношению к близким людям, чтить и уважать ветеранов войны)
Стадия рефлексии
Предлагается письменная работа на выбор в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
- Составьте синквейн на тему "Равнодушие".
- Эссе по впечатлениям от рассказа "Над чем заставил меня задуматься рассказ К.М.Макарова "Чужая дверь"?
- Сочинение-рассуждение по главной проблеме рассказа.
Подведение итогов урока
Учитель: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сказал: "Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего". Ребята! Хочу пожелать вам, чтобы на вашем пути встречалось как можно меньше равнодушных людей, чтобы ваши сердца были открытыми, горячими, чуткими к окружающим людям. В преддверии празднования 75-летия Великой Победы давайте будем особенно внимательны к ветеранам. Мы с вами живем в мирное время, но никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы Великой отечественной войны, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.