Контрольная работа на знание и понимание самостоятельно прочитанного текста произведения
Сергей Сергеевич Аверинцев в своей статье «Похвальное слово филологии» писал: «Одна из главных задач человека на земле – понять другого человека, не превращая его мыслью ни в поддающуюся «исчислению» вещь, ни в отражение собственных эмоций. <…> Филология есть служба понимания».
Джон Пристли в речи на юбилейном съезде Американского национального совета преподавателей английского языка и литературы в 1960 году сказал: «Помня, что литература – не каталог литературных форм, а нечто подлинное и живое, правдивая и волнующая запись человеческого опыта, посредник между внешним и внутренним миром, подумаем о том, как приблизить её к жизни этих юных созданий».
Предмет литературы в школе существует не для того, чтобы сдать ЕГЭ по литературе. Это важнейший из всех школьных предметов с точки зрения воспитания души. Предлагаемый вашему вниманию вид задания призван поставить учащегося перед необходимостью прочитать текст произведения. Не краткий пересказ, не готовые ответы, которыми полон сегодня интернет, а именно прочитать полностью текст. В конце восьмидесятых годов прошлого века, когда создавались эти задания, учащиеся еще читали. Современные подростки читают всё меньше и всё неохотнее. Тем не менее другого пути изучения литературы нет. Только через общение ученика с текстом. Остальное – профанация, приносящая колоссальный нравственный вред формирующемуся человеку. А «из подростков созидаются поколения». Этой фразой заканчивается роман Достоевского «Подросток».
Каждый раз после проведения такой работы я выбирала самые интересные ответы, распечатывала их и вывешивала на стенде, чтобы учащиеся могли познакомиться с ответами своих одноклассников. Теперь технически при помощи интернета и различных программ такой обмен мнениями можно было бы делать гораздо проще.
И напоследок еще одна цитата. Из стихотворения Владимира Высоцкого:
А мы всё ставим правильный ответ
И не находим нужного вопроса.
Предлагаемые ниже задания-вопросы по прочитанному произведению ставят своей целью самостоятельный поиск ответов, которые не всегда и необязательно должны совпадать у всех учащихся. Литература – это все-таки не математика, где у каждой задачи есть единственно верный ответ. Чтение – это размышление, поиск, поиск не только автора, но и себя.
Контрольная работа по драме А.Н.Островского "Гроза"
“Как ты читал произведение?”
1. Сгруппируйте всех действующих лиц по их роли в жизни города, по отношению к окружающему. Поясните свой ответ.
2. Как вы поняли смысл заглавия?
3. Прокомментируйте эскиз декораций Б.Кустодиева к 4 действию пьесы.
4. В чем, по-вашему, причина самоубийства героини?
5. Сопоставьте две точки зрения на характер героини: Добролюбова ("луч света в темном царстве") и Писарева ("блуждающий огонек на болоте"). Ваше мнение?
6. Любит ли Борис Катерину? Поясните свой ответ.
7. Почему, на ваш взгляд, критик В.Стасов назвал Кулигина "праздным часовщиком"? Что этот образ вносит в пьесу? Симпатичен ли вам этот персонаж?
8. Зачем Островский вводит в число действующих лиц старую барыню?
9. В чем вы видите возможные точки соприкосновения образа главной героини с современностью?

Кустодиев. Эскиз декорации к 4 акту драмы Островского «Гроза».
Контрольная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
1. Перечислите действующих лиц романа в том порядке, как они предстают перед читателем.
2. Кто "отцы", а кто "дети"? По какому принципу вы разделили их?
3. Перечислите сюжетные линии, ситуации, персонажей, в отношении которых раскрывается характер главного героя. Попробуйте показать все главные отношения схематически - через рисунок системы персонажей.
4. Философия Базарова (кратко!), его главная черта (можно словами действующих лиц).
5. Как вы охарактеризуете отношения Базарова и Аркадия? Дружба это? Почему?
6. Кто из персонажей более всего похож на Базарова и чем?
7. Почему Тургенев прерывает жизнь своего героя? Каково, вообще, отношение автора к Базарову?
8. Покажите логику развития характера Базарова: если бы он остался жив, что, по-вашему, его ожидало в жизни?
9. Можно ли сказать, что Базаров - это образ революционера? Почему? Если можете, подтвердите свой ответ текстом.
10. В четырехсерийном фильме по роману "Отцы и дети" смерти Базарова отводится целая серия, а в романе этот эпизод занимает одну главу из 28. Почему авторы фильма так поступили?
Контрольная работа по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
ЧАСТЬ I
1. Изложите сюжет двух частей романа: 1 вариант - 1 и 4, 2 вариант - 2 и 5, вариант - 3 и 6 и отметьте важнейшее для понимания идеи романа событие каждой главы.
2. Что вам известно о прошлом Раскольникова?
ЧАСТЬ II
1. Возможно ли, характеризуя систему персонажей романа, сделать построение, аналогичное системе персонажей пьесы Островского "Гроза"? Если да, нарисуйте схему. Если нет, объясните, почему.
2. Охарактеризуйте отношение Достоевского к каждому из десяти основных действующих лиц романа.
3. Кто из персонажей романа говорит Раскольникову или о Раскольникове следующие слова? как вы их понимаете?
а) "Мы с вами одного поля ягоды";
б) "Вам теперь только воздуху надо";
в) "Теоретически раздраженное сердце";
г) "Перевод с иностранного".
4. Заполните недостающее звено схемы и подтвердите свой ответ текстом романа: Лебезятников ("Преступление и наказание") -... ("Отцы и дети")
ЧАСТЬ III
1. Идея романа, или ради уяснения какой истины он написан?
2. Смысл заглавия (второй его части особенно)?
3. Перечислите все сны Раскольникова: сюжеты снов и их роль в идейной структуре романа.
4. Какова, по-вашему, роль евангельской притчи о воскрешении Лазаря для понимания идеи произведения?
5. Для чего нужен эпилог? Можно ли обойтись без него, инсценируя или экранизируя роман?
6. В чем суть теории Раскольникова? Какую систему ценностей нужно противопоставить ей, чтобы рассыпалась отточенная,"как бритва", логика Раскольникова?
Контрольная работа по пьесе Горького "На дне"
ЧАСТЬ I
1) Пьеса написана в 1902 году. В 1903 г. выходят в свет "Стихи о Прекрасной Даме" А.Блока, "Вишневый сад" А.П.Чехова,"После бала" Л.Н.Толстого. Вслушайтесь в звучание этого аккорда: что главное в ощущении жизни России того времени? Это одна и та же Россия? Есть гармония в этом созвучии? Дайте развернутый ответ.
2) Как вы поняли смысл заглавия?
3) В чем значение любимой песни обитателей ночлежки в контексте общего идейного замысла произведения?
ЧАСТЬ II
1) Похожи ли герои пьесы на босяков из ранних рассказов Горького? Это та же самая Россия - "непонятная", но "обетованная"? Почему Горький именно таких людей сделал героями пьесы?
2) Кто из действующих лиц меняется в ходе действия? Кто только раскрывается перед нами?
3) Есть ли центральное действующее лицо в пьесе?
4) Лука говорит Сатину: "Легко ты жизнь переносишь". Почему легко? Кто еще из героев с легкостью относится к жизни? Почему?
5) Поясните смысл слов Сатина, завершающих пьесу.
ЧАСТЬ III
1) Какой смысл вкладывает Горький в легенду о праведной земле, которую рассказывает Лука? Судьба какого персонажа пьесы повторяет сюжет легенды?
2) Любимые стихи одного из действующих лиц пьесы:
Господа! Если к правле святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Как финал пьесы выявляет отношение автора к этому утверждению?
3) Как и когда исчезает Лука? Почему Горький "убирает" со сцены своего героя именно в этот момент?
4) Как Сатин относится к Луке? Принимает или отвергает? Подтвердите текстом.
ЧАСТЬ IV
1) Критика упрекала Горького в том, что многосюжетность пьесы, делающая невозможным соблюсти единство действия, лишает пьесу вообще какого-либо единства. Так ли это? Или единство есть? В чем оно? Дайте развернутый ответ.
2) Композиция (строение текста) есть способ выражения авторской позиции. Найдите в первом действии реплики Барона, Бубнова, Луки, которые вызывают композиционный эффект, выявляющий авторское отношение к кому-либо из персонажей. Каково это отношение?
3) Некоторые (кто именно?) из героев постоянно смеются. О чем свидетельствует этот их смех: об оптимизме, цинизме в отношении к жизни? о чем-нибудь еще?
Конрольная работа по повести Леонида Андреева "Рассказ о семи повешенных"
1. Рассказ написан в 1908 году и посвящен Л.Н.Толстому. Прочитав рассказ, Толстой сказал: "Он пугает, а мне не страшно". Прокомментируйте оба факта.
2. Первоначальный вариант заглавия - "На острие". Попробуйте объяснить, что хотел подчеркнуть автор этим заголовком и почему изменил его.
3. Напишите эссе-миниатюру на тему "Проблема смерти в литературе 19 века" (Толстой, Достоевский). Возможный вариант: "Преодоление страха в смерти в произведениях..."
4. Рассказ Чехова "Гусев", заключающий в себе описание смерти, заканчивается величественным пейзажем:
"Из-за облаков выходит широкий зеленый луч и протягивается до самой средины неба; немного погодя рядом с этим ложится фиолетовый, рядом с этим золотой, потом розовый... Небо становится нежно-сиреневым. Глядя на это великолепное, очаровательное небо, океан сначала хмурится, но скоро сам приобретает цвета ласковые, радостные, страстные, какие на человеческом языке и назвать трудно".
Раскройте смысл такого финала и сравните его с финалом рассказа Л.Андреева.
5. Как вы думаете, есть в "Рассказе о семи повешенных" главный герой или нет? Кто из персонажей вам больше всего понравился и почему? Расположите всех персонажей по степени возрастания Человеческого в отношении к смерти. Подтвердите свои рассуждения цитатами.
Контрольная работа на тему "Идейное содержание и художественные особенности романа Максима Горького "Мать"
ЧАСТЬ I
1. Прочитайте внимательно 1 главу романа. Найдите в тексте ее скрытые цитаты из творчества писателей-современников Горького.
2. С кем из героев раннего творчества Горького можно сопоставить Павла Власова ( см. 12 главу I части). В чем разница?
ЧАСТЬ II
1. Какие три группы революционеров представлены в романе? Назовите действующих лиц, относящихся к каждой группе. Какие общие особенности характерны для этих групп?
2. В романе часто повторяется слово "правда". Что противостоит Правде?
3. Каков скрытый смысл заглавия? Подтвердите текстом (см. 28 главу II ч.)
4. Как решается Горьким проблема "отцов и детей" (см. 29 главу I части и 26, 28 главы II части).
5. Перечислите эпизоды, которые послужили этапами революционного пути Павла, Ниловны.
ЧАСТЬ III
Покажите (главы 15, 23, 27 - I часть и 2, 6, 10 - II часть) роль пейзажа в романе, раскройте его символику в изображении перемен в жизни, которые рисует Горький.
Вопросы к пьесе Александра Блока "Незнакомка" (радиопостановка Анатолия Эфроса)
1. Как вы поняли значение эпиграфа, взятого из романа Достоевского "Идиот"?
2. Охарактеризуйте систему персонажей пьесы, рассматривая действующих лиц в системе представлений символиста о мире.
3. Сколько музыкальных тем можно выделить в спектакле?
4. С чем, на ваш взгляд, связано соединение прозаической и стихотворной речи?
5. Постановщики спектакля включили в текст пьесы 4 самостоятельных стихотворения. Какой художественный смысл они вносят в произведение (вспомните о понятии композиционного эффекта).
6. Почему Поэт и Звездочет, говоря словами Блока,"остались в дураках"?
7. Какую роль выполняет в идейной структуре пьесы символ метели?
8. Что такое Незнакомка?
Вопросы к пьесе Михаила Булгакова "Бег"
1. Охарактеризуйте: проблематику, смысл заглавия, смысл эпиграфа:
"Бессмертье - тихий, светлый брег,
Наш путь - к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег!.."
Жуковский
Эстетические особенности (пьеса разбита не на картины или явления, а на СНЫ )
2. Объясните значение ремарок к "снам": смысл эпиграфа, кого из действующих лиц "высвечивает" ремарка?
СОН ПЕРВЫЙ ...Мне снился монастырь...
СОН ВТОРОЙ ...Сны мои становятся все тяжелее...
СОН ТРЕТИЙ ...Игла светит во сне...
СОН ЧЕТВЕРТЫЙ ...И множество разноплеменных людей вышли с ними...
СОН ПЯТЫЙ ...Янычар сбоит!..
СОН ШЕСТОЙ ...Разлука, ты разлука!..
СОН СЕДЬМОЙ ...Три карты, три карты, три карты!..
СОН ВОСЬМОЙ И ПОСЛЕДНИЙ ...Жили двенадцать разбойников...
* 3. Какие литературные аллюзии возникли при чтении эпиграфов к снам? Объясните их связь с содержанием пьесы.