Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: настроить детей на работу, сообщить тему занятия.
1. Сообщение темы урока.
2. Беседа эмоционально-оценочного характера:
(учитель) - Cегодня мы продолжаем говорить с вами об этой страшной войне, о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
(учитель) - А как вы понимаете, ребята, что такое война?
(ответы детей: “война” это ужас, горе, страдание, смерть, кровь и т.д.)
(учитель) - Да
“война - страшнее нету слова,
война - жесточе нету слова,
война - печальней нету слова...”
(На предыдущем уроке проводили конкурс чтецов. На этом уроке читают его победители)
Цель: совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений, воспитание патриотизма.
(учитель) - Экстремальные условия создали настолько сильный душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи. В первые дни войны Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение “Священная война”. Для стихов А.Александров написал музыку и “Священная война” зазвучала как призыв к борьбе. Послушайте.
(Учитель включает запись)
(учитель) - Потрясение, которое пережил народ, отлилось в высокую стихотворную мощь. Поэзия, полная пафоса и боли, ненависти и грусти.
А сейчас мы послушаем стихи о войне в исполнении победителей конкурса чтецов нашего класса.
“Концерт” автор Р.Рождественский (читает ученик)
Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
“Господи!...
До чего же артисты маленькие…”
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
с балалайками, с мандолинами
и большими пачками книг…
Что в программе?
В программе – чтение,
пара песен
военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением…
Двое здесь.
Майор артиллерии
с ампутированной ногой,
в сумасшедшем бою под Ельней
на себя принявший огонь.
На пришельцев гладит он весело…
И другой –
до бровей забинтован, - капитан,
таранивший “мессера”
три недели назад над Ростовом…
Мы вошли.
Мы стоим в молчании…
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
объявляет начало концерта.
А за ним.
не вполне совершенно,
но вовсю запевале внимая,
о народной поем, о священной так,
как мы ее понимаем…
В ней Чапаев сражается заново,
краснозвездные мчатся танки.
В ней шагают наши в атаки,
а фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
в ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
нравиться нам
такая война…
Мы поем…
Только голос летчика раздается
А в нем – укор;
“Погодите…
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер майор…”
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо, будто в бреду…
… Вот и все о концерте в госпитале
в том году.
(учитель) - А Юлия Друнина писала:
“Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.”
- “Жди меня” Константина Симонова потрясло со страниц газеты всю Россию.
Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, звучало по радио, читалось с эстрады. (отрывок из стихотворения К Симонова “Жди меня” читает ученик)
Жди меня, и я вернусь.
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, то пусть
Скажет: - Повезло. –
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Так я выжил, будем знать
Только мы с тобой –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(учитель) - А разве мы хотели эту войну?
Враг напал на нас вероломно, не объявляя войны, рано-рано утром, в мирное воскресенье…”Хотят ли русские войны?”
Е. Евтушенко (читает ученик)
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и вам ответят их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей.
Спросите у жены моей.
И вы тогда понят должны,
хотят ли русские войны.
3. Подготовка к восприятию нового текста.
Цели: настроить детей на работу над новым произведением, создать эмоциональный настрой, расширять словарный запас детей. Беседа эмоционально-оценочного характера.
(учитель) - Ребята, вчера вы подготовили мне рисунки по темам: “Война” и “Мир на земле”. Я оформила выставку. Посмотрите что получилось. (Cмотрим на доску).
- Что вы можете сказать об этой выставке?
- Как вы думаете, почему я оформила ее именно так?
(одна половина доски – “Мир на земле”, другая “Война”)
- Отличаются эти рисунки друг от друга? Почему? Чем?
- Какие краски вы брали, чтобы изобразить войну? Почему?
- Что вы рисовали? Почему?
- А когда рисовали “Мир на земле”, какие краски? Почему?
Что вы здесь рисовали? Почему?
Обратите внимание, почти на каждом рисунке о Мире такое большое, яркое солнце.
Солнце – как символ мира, тепла и ласки, добра и света.
“Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет мир!”
Посмотрите, ребята, как будто два мира, две планеты – какое можно дать им название, каждой?
(Планеты (мир) добра и зла, белого и черного, счастья и горя и т.д.)
А на какой планете вы бы хотели жить? Почему?
Да, и мы живем на ней, ребята.
Это наши прадеды и деды отстояли ее, не дали разрушить. Вечная им память и вечная им слава – героям Великой Отечественной войны.
(Занавес с рисунками о мире сдвигается, закрывая мир войны).
Открывается надпись на доске: Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986) “Лошади в океане”.
- Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала….
Послушайте ребята, стихотворение Б.А. Слуцкого “Лошади в океане”.
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко
“Глория” по-русски значит “Слава”,-
Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади плыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.
4. Первичное чтение текста.
Цель: Создать целостное восприятие текста, дать образец выразительного чтения.
5. Проверка первичного восприятия.
Цель: Проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.
(учитель) - Что вас в стихотворении удивило? Что запомнилось больше всего? Что хотели бы услышать еще раз? Какое настроение у вас создалось после этого стихотворения?
6. Повторное чтение.
Цель: Совершенствовать навык чтения.
(учитель) - Откройте учебники на стр.76. Прочитайте вполголоса это стихотворение.
7. Анализ произведения.
Цель: Учить анализировать стихотворное произведение. Совершенствовать умение работать с текстом. Учить находить выразительные средства изображения.
(учитель) Прочитайте первые две строчки. О чем говорит поэт? Почему он начал с этих строк? А дальше, следующие четыре строки, о чем они говорят? Что доказывает, что ничего не предвещало беды? Почему? Прочтите.
Почему автор пишет о подковах? Прочитайте эти строки.
Что происходит дальше? Прочтите?
Откуда взялась эта мина?
Как спасались люди? Прочтите.
А лошади? Почему? Прочтите.
Как погибли лошади? Прочтите.
Как вы думаете, кто в этом виноват? Почему?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
8. Выразительное чтение.
Цель: Отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения.
9. Для этого стихотворения А.В. Берковский написал музыку – послушайте (включаю запись).
10. Задание на дом:
Научиться читать стихотворение “Лошади в океане” выразительно, кто хочет, может выучить наизусть.
11. Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.
Цель: Расширять кругозор детей привлечь внимание их к изучаемому произведению.
(учитель) – Борису Абрамовичу Слуцкому было 22 года, когда началась Великая Отечественная война. Сразу после войны он считался одним из самых одаренных поэтов своего поколения. Затем долгие годы непечатания. С середины пятидесятых годов он снова она из наиболее значительных фигур. Его стихи отмечены мужественной гражданственностью, протестом против идеологического диктата, разговорностью интонаций, демонстративной прозаичностью языка. Он писал их с ответственностью единственного свидетеля и не сомневался, что обязательно будет услышан. Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни. Послушайте еще одно стихотворение Б.А. Слуцкого “Кельнская яма” (1944 год)
Нас было семьдесят пленных
В большом овраге с крутыми краями.
Лежим безмолвно и дерзновенно,
Мрем с голодухи в Кельнской яме
Над краем оврага утоптана площадь -
До самого края спускается криво.
Раз в день на площадь выводят лошадь,
Живую сталкивают с обрыва.
Пока она свергается в яму,
Пока ее делим на доли неравно,
Пока по конине молотим зубами, -
О бюргеры Кельна, да будет вам срамно!
О граждане Кельна, как же так?
Вы, трезвые, честные, где ж вы были,
Когда, зеленее, чем медный пятак,
Мы в Кельнской яме с голоду выли?
Собрав свои последние силы,
Мы выскребли надпись на стенке отвесной,
Короткую надпись над нашей могилой –
Письмо солдату Страны Советской.
“Товарищ боец, остановись над нами,
Над нами, над нами, над белыми костями.
Нас было семьдесят тысяч пленных,
Мы пали за Родину в Кельнской яме!”
Когда в подлецы вербовать нас хотели,
Когда нам о хлебе кричали с оврага,
Когда патефоны о женщинах пели,
Партийцы шептали: “Ни шагу, ни шагу…”
Читайте надпись над нашей могилой!
Да будем достойны посмертной славы!
А если кто больше терпеть не в силах,
Партком разрешает самоубийство слабым.
О вы, кто наши души живые
Хотели купить за похлебку с кашей,
Смотрите, как, мясо с ладони выев,
Кончают жизнь товарищи наши!
Землю роем, скребем ногтями,
Стоном тонем в Кельнской яме,
но все остается – как было, как было! –
каша с вами, а души с нами.
12. Минута молчания.
(все встают, запись секунд)
Учитель читает последний отрывок (10) из “Реквиема” Р.Рождественского.
Помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда – помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной, каждой секундой,
каждым дыханьем будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценою завоевано счастье – пожалуйста помните!
Песню свою отправляя в полет, - помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!
13. Оборудование:
учебник “Родная речь” (часть 2) авт. М.В. Голованова В.Г. Горецкий Л.Ф. Климанова
запись песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача “Священная война”
запись песни В. Берковского и Б. Слуцкого “Лошади в океане”
рисунки детей по теме “Война”, по теме “Мир на земле”
карточки со словами: Эта страшная война