Урок-диалог построен с использованием идей школы “диалога культур” В.С. Библера. Это одна из наиболее перспективных концепций современного образования, основанная на диалоге различных исторических культур в контексте культуры 21 века.
Цели и задачи урока.
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
- Способствовать словесному экспериментаторству учащихся как одному из путей постижения смысла поэтического текста и развития речевого творчества.
- Способствовать умению интерпретировать текст.
- Способствовать развитию смысловых и звуковых ассоциаций.
- Развитие возможности к речетворчеству как способу создания собственного текста на основе контекста автора.
- Обучение поэтической стилизации.
- Развитие связной монологической речи учащихся.
Оформление урока.
- Тема урока.
- Рисунки учащихся.
- Отрывки из творческих работ учащихся.
- Тексты стихотворения и словарики.
Учитель. Сегодня у нас урок-диалог, который продолжит наши размышления над необычным стихотворением В. Хлебникова “Бобэоби пелись губы”. В итоге вы, возможно, через слово придете к разным мнениям о смысле поэтического текста и попытаетесь создать собственную творческую работу. Послушайте стихотворение В. Хлебникова еще раз. Чтение стихотворения учителем.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
На прошлом уроке после первого прочтения вы попытались через рисунок передать смысл стихотворения. Затем мы с вами составили страничку толкового словаря современного русского языка к произведению.
Сейчас, слушая комментарии к выполненным рисункам, вы можете пользоваться словариком и задавать вопросы выступающим. Мы вместе запишем наиболее интересные высказывания ребят.
Выступления ребят. Завязывается диалог, проясняющий позиции детей в понимании текста Хлебникова. В ходе обсуждения учитель и класс записывает материал в “копилку” - коллаж из мыслей учащихся, их выступлений. На доске оформляется запись.
“Лицо” “Слово” Весеннее состояние души. Слово передает звуки. Брови как птицы. Слово передает скрытое движение. Глаза – цветочки. Слово – это дар предвидения. Облик – взгляд вверх. Слово оберегает. Лицо – душа. Слово передает краски. Природа и душа вечны. Слово открывает мир. Радость вне времени. Облик устремлен к небу, к счастью.
Учитель. Итак, ваши рисунки и комментарии – это множество разных и очень интересных мыслей об одном поэтическом тексте.
Я прочитала и ваши творческие работы, в которых вы попытались сжато пересказать стихотворение В. Хлебникова. В них открылись необычные звуковые и лексические ассоциации. Например, (читаем записи на доске):
Пелся облик | У ребят | У Хлебникова |
Лей-лей-лей | Лиэээй | |
Пелись брови | Миэлео | Пиээо |
Учитель. Посмотрите, как по-разному через музыку стиха выразились у вас настроение, впечатление, смысл. У вас – радостное пение лица в мягких звуках Л, М, Й, а у автора часто повторяется гласный Э как знак широты, протяженности Лица.
Анализируя лексический уровень ваших творческих работ, хочу обратить внимание на интересные выражения. Чтение заготовленных заранее на доске цитат.
- Непонятным рисунком жило лицо. (Илья А.)
- Без ограничения жило лицо. (Сева К.)
- Лицо хочет спрыгнуть с холста. (Катя К.)
- На протяжении жило лицо. (Дима К.)
- Создался облик внеземной радости. (Ваня Е.)
Что общего в этих интересных высказываниях? Да, в работах вы характеризуете понятие “лицо”, но делаете это по-своему, используя свои эпитеты. Таким образом вы интуитивно, заменив авторскую лексику, подошли к авторскому замыслу.
Однако вы, вероятно, заметили разницу в написании слова “лицо”: у вас – с прописной буквы, а у Хлебникова – с заглавной. Почему у автора стихотворения – Лицо?
Ответы учащихся: важность, как имя, неповторимость, индивидуальность…
А теперь вернемся к началу урока: используя рисунок, словарик к стихотворению, “копилку” урока, фонетические и лексические находки, попытайтесь создать стилизацию по Хлебникову “Лицо” или свою творческую миниатюру “Мое лицо”.
Самостоятельная работа продолжается 5-7 минут, затем проверка и обсуждение работ учащихся. Звучит похвала учителя в адрес творческих работ.
Учитель. Итак, ребята, каковы ваши впечатления от урока? Вам самим работы понравились? Что конкретно понравилось?
Звучат ответы ребят: урок необычный; можно сделать свое; нравится, что получается; открытие нового произведения…
Учитель. Спасибо вам, кто говорил, думал, творил; я очень рада, что урок стал для вас открытием. И для меня урок был интересным, необычным, потому что вы стали соавторами самого В. Хлебникова. Вы приобщились к слову, оно стало для вас (внимание на доску):
- Передачей звуков.
- Музыкой движения.
- Магической силой красок.
- Даром предвидения.
Действительно, слово открывает мир. Открывать для себя мир через слово мы будем всегда. Спасибо всем.
Список литературы.
- М. Л. Гаспаров. Избранные труды. В 2-х томах. – М., “Языки русской культуры”,1997.
- Три века русской поэзии./Сост. Н.В. Банников. – М., “Просвещение”, 1987.
- Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии./Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М., ВЛАДОС, 1999.
- В.Хлебников. Бобэоби пелись губы. – Интернет-ресурсы.
- В.С. Библер. Школа “диалога культур”. М., 1989.