Конспект урока чтения в 9-м классе VIII вида. Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед"

Разделы: Литература


Цель: знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л.Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед"

Задачи:

  • повторить знания о литературной балладе;
  • показать героический характер баллады "Вересковый мед";
  • развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения;
  • воспитывать любовь к литературе, чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедиапроектор, портрет писателя, тексты баллады "Вересковый мед", толковые словари, цветовое решение, карточки с заданиями, бумага, фломастеры.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Орг. момент. Установка на сотрудничество.

- Здравствуйте ребята. Впереди у нас 45 минут. И чтобы эти минуты прошли как радостный праздник, давайте улыбнемся друг другу, сядем поудобнее подарим себе успех.

Презентация.

(слайд с темой).

II. Объявление темы урока и целей урока.

Цель: сегодня мы познакомимся с балладой известного шотландского поэта Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед", узнаем, что же является тайной, почему же цена жизни, и в конце урока вместе заполним многоточие в теме нашего урока.

(слайд с эпиграфом).

Эпиграф урока:

Все люди отчим краем дорожат,
Отраду, черпая в его опоре,
Он - наша гордость, наш бесценный вклад,
Но в мире есть еще и зло и горе.

(слайд с вереском)

Индуктор:

- Вереск. Вы когда-нибудь видели вереск?

Я не буду рассказывать вам о том, как это красиво. Я расскажу вам о том, как его мало.

Вереска всегда мало.

Существует легенда о происхождении меда из вереска.

Когда эльфы ушли от нового мира и спрятались в Шотландии, они стали добывать вересковый мед. А из него делали свой знаменитый эль, который не позволял им забыть величие Древнего мира. Вы уже понимаете, что мед был волшебным напитком, который хранил память и позволял человеку забыть самого себя.

Так вот они делали вересковый мед. Вереска никогда не бывает так много, чтобы, глядя на него, ты забыл, что жизнь - это редкий подарок.

Всмотритесь! Всмотритесь внимательнее! Вы увидите, как эльфы водят хоровод.

(рядом со слайдом вереска появляется слайд с эльфами).

С тайной, связанной с этим напитком, знакомит нас английский писатель Роберт Льюис Стивенсон.

(слайд с портретом писателя)

Знакомо ли вам имя Роберта Льюиса Стивенсона? Может быть кто-то помнит его произведения? (ответы учащихся). (Скорее всего дети вспомнят мультфильм "Остров сокровищ")

- Представьте себе, что вы исследователи. А кто такие исследователи? (мнение учеников)

(слайд с определением "исследователь", "исследовать")

Вам нужно сегодня исследовать текст.

Работа с кластерами. Приложение 1.

Прослушайте небольшое сообщение об этом писателе. В это время работайте таким образом: у каждой группы на столах лежат листы с именем Роберта Льюиса Стивенсона, от которых идут стрелочки. Ваша задача: по мере прослушивания, заполнить эти кластеры.

Прослушивание сообщения.

Обсуждение в группах.

- Давайте проверим, что получилось? (ответы каждой группы прикрепить на доске).

Повторение пройденного материала. Вспомните, что такое баллада? (Баллада - в переводе с провансальского "танцевальная песня" - сюжетное стихотворение; в центре баллады - описание какого-либо фантастического, героического или бытового случая; основа баллады - диалог, который часто заменяет сюжет).

III. Работа с текстом.

У вас на столах приготовлены тексты баллады "Вересковый мед". Давайте сначала прочитаем текст по ролям (распределение ролей).

1. Выразительное чтение текста балладу чителем.

2. Задания к работе над текстом. Работа в группах.

Задание 1 группе. В балладе есть непонятные слова. Найти в словаре значение слов "вассал", "вереск", "пикты".

Задание 2 группе. Подчеркнуть в тексте слова, рисующие пейзаж происходящих событий.

Задание 3 группе. Поработать с текстом и подобрать цвета.

Обсуждение вопросов в группах

Ответы групп

IV. Беседа по прочитанному.

- О каких событиях рассказала баллада "Вересковый мед"? - Понравилась ли она вам?

- Какие приметы жанра баллады вы заметили в этом произведении? (диалог, тайна, загадка:) найдите в тексте.

- Назовите главных героев баллады?

Работа с кластерами. Обсуждение вопросов в группах. Озвучивание подчеркнутых заданий.

(В это время по мере ответов учеников появляются слайды с иллюстрациями: шотландский король, старик, юноша).

Задание 1 группе. Назовите черты характера шотландского короля. Приложение 2

а) Докажите, что шотландский король безжалостен еще до начала развития сюжета? Каким он показан?

б) Чем недоволен король, казалось бы уничтоживший своих врагов?

в) Все ли ему покорилось?

г) Чем грозит он пленникам?

- Попробуйте из текста подобрать соответствующие строки к этим иллюстрациям.

Вопрос всему классу: Можно ли жестокостью покорить народ?

Задание 2 группе: Назовите черты характера пиктов? Приложение 3

а) Кто такие пикты? Что является их гордостью?

б) От кого и как защищали они свои земли? Сильные ли это люди?

в) Попробуйте описать чувства мальчика, которые вызвали слова карлика?

г) Выдал ли старик тайну. Какова цена за эту тайну? Как вы думаете, почему?

- Какими их описывает автор?

Задание 3 группе. Поработайте над пейзажем произведения

а) Для чего повествователь вводит пейзаж?

б) Попробуйте передать все действия картины при помощи красок.

- Как меняется природа? Как меняется настроение самого автора?

Кластеры с ответами прикрепить на доске. Защита учениками.

V. Дискуссия.

Рекомендации для учителя. Остановить внимание учеников на главном событии баллады: герой жертвует собственным сыном, чтобы сохранить тайну медоваров.

- Как вы относитесь к поступку отца?

- Почему старик пожертвовал сыном?

- Раскрыл ли старик тайну медоварения шотландскому королю?

- Почему старик называет эту тайну святой?

- Чем жертвует герой, чтобы сохранить тайну? Ради чего он жертвует?

VI. Рефлексия. Письменно сформулируйте в 4-5 предложениях "Что такое любовь к Родине?"

Ответы учащихся.

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное).

  • Нарисовать иллюстрацию к произведению.
  • Выучить отрывок наизусть.