Продолжительность урока: 2 часа
Цели урока:
- Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями мировоззрения, своеобразием творчества.
- Показать связь личности писателя, его мировоззрения с его книгами.
- Продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу (Ф.М.Достоевский в современном контексте).
Форма обучения: индивидуальная.
Тип урока: урок-мультимедийная экскурсия по этапам биографии и творчества писателя.
Оборудование: СD: "Классика (электронная книга) Достоевский Ф.М., полное собрание сочинений".
Структура урока.
1. Организационный момент .
2. Вступительное слово учителя.
3. Оформление тетрадей.
4. Слово учителя.
5. Знакомство с этапами биографии писателя.
6. Знакомство с мировоззрением Достоевского, связь его творчества с русской действительностью.
7. Итог урока и домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие, знакомство учащихся с целью урока.
2. Вступительное слово учителя.
Л.Н.Толстой дал такую характеристику Ф.М.Достоевскому – это "человек, который весь борьба". Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя, вот что воплотилось на страницах его произведений.
Это был человек, положивший жизнь на поиски путей к спасению человечества.
Сегодня мы проведем экскурсию по жизни и творчеству писателя, чтобы понять Достоевского как гениальную личность, чтобы прочесть его книги, которые вошли в мировую классику.
3. Оформление тетрадей (тема, эпиграф, план).
(демонстрация цитат о Достоевском, используя материал с диска "Достоевский Ф.М., раздел "О Достоевском")
- Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали в ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. (М.Горький)
- В сегодняшнем мире "тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму". (Ч.Айтматов)
- Для Достоевского не было ни слишком низко, ни слишком высоко. Он прожил весь путь – от пропасти к звездам. И как жаль, что мы никогда уже не увидим этого человека, сумевшего дойти до самой сердцевины тайны и вспышками своего таланта осветившего глубину и огромность тьмы. (Г.Миллер)
- Гениальность Достоевского неоспорима, по силе и изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру. (М.Горький)
План:
1. Творческие искания Достоевского.
2. Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской действительностью.
3. Поэтика Достоевского.
4. Слово учителя.
Ф.М.Достоевский – писатель, у которого свое открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.
Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами.
"Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей и с детства оскорбленные неблагообразием своих отцов и среды своей…", - писал Достоевский.
5. Знакомство с этапами биографии писателя.
1) Сообщение учащегося о детстве и юности писателя (1821-1837).
а) (демонстрация Московской Мариинской больницы, портреты отца писателя, матери писателя, няни Алены Фроловны, деревня Даровое, Инженерное училище Петербурга).
б) отрывки из писем Достоевского брату Михаилу – отдел "Письма".
В этих письмах высказаны мысли, определившие духовный поиск всей жизни.
"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
"Природа, душа, бог, любовь… познаются сердцем, а не умом".
"Мысль зарождается в душе. Ум – оружие, машина, движимая огнем душевным".
2) Сообщение учащегося о романе "Бедные люди" (1845г.)
Слово учителя: М.М.Бахтин в книге "Проблемы поэтики Достоевского" писал, что автор "Бедных людей" произвел "Коперниковский переворот", сделав предметом изображения "не действительность героя, а его самосознание, как действительность второго порядка".
3) Сообщение учащегося о кружке Петрашевского, суде, ссылке Достоевского (1846-1859).
(Демонстрация портрета Петрашевского, Петропавловская крепость, Семипалатинск)
Слово учителя: Четыре года провел писатель в "Мертвом доме". Помимо тяжелых, страшных впечатлений, они дали Достоевскому возможность на деле узнать простой русский народ: "Я узнал… народ русский хорошо и так хорошо, как, может быть, не многие знают его", - писал он брату Михаилу.
4) Сообщение учащегося о возвращении Достоевского к литературной деятельности (1859-1864). История создания романа "Преступление и наказание".
(Демонстрация журнала "Время", "Эпоха", "Русский вестник")
5) Сообщение учащихся о романах Достоевского "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы".
(Демонстрация могилы Достоевского)
6) Слово учителя о мировоззрении Ф.М.Достоевского.
Достоевский – это тот, кто пережил смерть (Голгофу) – и воскресение. Ему выпало посреди жизни это пройти – умереть в прежнем миропонимании: он по делу Петрашевского был выведен на Семеновский плац для казни – и пострадал, как никто; еще и на каторге в "Мертвом доме" – в казни принудительной соборности (никогда человек тут не один!); и можно сказать, что все его последующее творчество – это уникальнейший в мире феномен: посмертного, воскрешенного человека, спустившегося к нам оттуда, откуда никто не приходил, и вот он стал вещать то, что там узнал, и нам сообщать.
Поэтому все в нем сверх: и человек, и требования его к себе и миру и любви. Поэтому священным трепетом овевает при соприкосновении с его миром, и понятия его выражены с нечеловеческой энергией.
Достоевский передает нам "умение" христианского опыта жизни, сострадания и взгляда на все: и на мелкое бытовое, и на историю. Он все предусмотрел: у него не "добро" и "зло", а "святость" и "грех".
Во-первых, категорически заявил: человек и его жизнь – путь есть Абсолютная ценность. Ни История, ни Общество, ни какое учение, ни Россия, ни Бог даже сам – не могут решать за него, даже имея самые благие и разумные для человека идеи. Он – не объект приложения внешних ему сил, а все в нем: "Христос, и бес".
Свобода воли – первоначало. Даже если ты добр по натуре и живешь, как положено обычаем и законом – ты менее человек, чем тот, кто даже зло выбрал и преступление, но на свою ответственность – и потом поплатился и пострадал (Раскольников).
В ответ непрошенным благодетелям, кто стремится построить хрустальный дворец будущего счастья, герой Достоевского не хочет в ваш принудительный рай, а "лишь бы по своей по глупой воле пожить".
Но эта обреченность человека на самоподвиг, равный Божьему, - делает его жизнь ареной страшно напряженных борений: в ней Бог с дьяволом дерутся, а поприще – душа человека.
Невыносима свобода воли, когда человек блуждает в критериях, идеях и ценностях мира. Единственно проясняется горизонт души, когда выходит на Любовь (которая не ищет своего и долго терпит) и на сострадание, как князь Мышкин, и Алеша, и Соня. И тут компас-Христос. И потому: если бы так случилось, что Истина разошлась с Христом, герой Достоевского предпочел бы остаться с Христом, нежели с Истиной.
В Достоевском во всем сверхмерность и отрицание мер.
Вот, например, Время. У Гоголя – Русь – бесконечный простор, пространство, которое делает незначимой категорию времени.
Кода же душа человека принимается за систему отсчета, то тут незначимо становится пространство, зато чувствительно Время. В те пять минут, в какие человека ведут на казнь (рассказ-размышления князя Мышкина) равномощны длительности целой жизни.
Каждый персонаж Достоевского – это автор целого миропонимания, сознания, субъект и голос (так его поняв, Бахтин глубоко проникает в мир Достоевского).
Роман и его сюжет – целая философская система: мировоззрение в динамике. Все пути Истории мировой и судьбы России не только обсуждаются в диалогах героев, но и прямо разыгрываются, как на картинах.
Женские образы Достоевского, женский характер, являются движущей энергией действия его романов. Любовь правит миром, а Красота и мир спасает.
В "Идиоте" Настасья ("Анастасия"="Воскресение", по-гречески: ею главная суть и опыт Достоевского выражены) Филипповна, как живая Душа России, ее Психея, из глубинки: там выросшая и в Питер сорванная, - тут она что ведьма-шаманка: всех вихрить и сбивать с "твердых" понятий и рассудка лишать.
На поверхности русской истории все пласты и действующие силы только и делают, что переворачиваются и только начинают укладываться (как в 60-х годах XIX века).
Что же остается абсолютно неизменным? А вот что у меня одна жизнь и я должен за нее все главное, что положено человеку в его идее и идеале (что реализуется человечеством за всю его историю) постичь и осуществить.
Все Бытие сосредотачивается в сроке твоей жизни, поэтому человек должен определить себя к добру или к гибели.
Поиск ответов на вопросы: Зачем мы? Куда идем? Кто мы? – в условиях ломки привычных взглядов, крушения авторитетов, переоценки ценностей приводят нас к Достоевскому.
7. Итог урока.
Учитель: - Ваши впечатления о личности Достоевского?
Домашнее задание:
- Подготовиться к беседе по роману "Преступление и наказание":
ч.1., гл. 1,2 (первый день Раскольникова в Петербурге);
ч.1., гл. 3 (письмо матери Раскольникова);
ч.1., гл. 5 (сон Раскольникова);
ч.2., гл. 7 (сцена смерти Мармеладова);
ч.4., гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня);
ч.5., гл. 2,3 (сцена с Лужиным);
ч.5., гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).
- Вопросы:
1) Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?
2) Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?
3) Каково ваше ощущение, когда вы "входите" в трактир, в комнату Мармеладовых?
4) Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?