Цели и задачи:
- Подвести итог самостоятельному чтению сказок учащимися;
- Расширить читательский кругозор учащихся;
- В творческой, игровой форме выявить знания учащимися прочитанных произведений;
- В ходе игры проверить личностные качества участников.
Для проведения игры потребуется:
Выставка книг, подготовленная школьным библиотекарем;
Портреты русских и зарубежных писателей-классиков;
Экран игры, на котором по ходу отражаются результаты конкурсов;
Посередине кабинета (классной комнаты) игровой стол, в центре которого волчок (юла) с разложенными вокруг прямоугольными табличками с названиями конкурсов (см. ниже);
Мешочек с бочонками, пронумерованными от 1 до 8;
Эксперты-консультанты, учащиеся 8-10 классов, которые помогают вести игру и оценивают ответы участников;
Фонозаписи выступлений известных артистов в роли сказочных героев для проведения “музыкальных пауз” (например, дуэт кота Базилио и Лисы Алисы из т/ф “Приключения Буратино”, песня мамы-Козы из х/ф “Мама” в исполнении Л. Гурченко и т.д.).
Участники: учащиеся 5 класса, разбитые на 4 команды-“семьи”.
Награждение: все участники получают “Сказочные грамоты” в зависимости от занятого места.
Звучат позывные телевизионной игры “Счастливый случай”
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. У нас сегодня праздник. А на праздник принято приглашать гостей. Но сегодня всё будет наоборот. Мы пойдем в гости к знаменитым людям, великим сказочникам мира, подарившим нам свои замечательные, удивительные и необыкновенные сказки. “Сказочники мира так прекрасно разны!” И каждый из них человек с богатой фантазией, собственным взглядом на мир и вещи, которые его окружают. В игре “Счастливый случай” участвуют 4 семьи, ваши одноклассники. Ответы на вопросы будет оценивать строгое, но справедливое жюри – наши консультанты-эксперты. Представляю их вам.
Итак, мы начинаем. При помощи волчка определяется порядок проведения конкурсов.
“Сказочное лото”
Ведущий достаёт из мешочка бочонки с номерами, зачитывает под каждым из них вопрос, семьи-команды дают ответы, бочонок под №7 – “счастливый случай”, дающий право получить дополнительные 5 (10) очков.
1. Купец честной из сказки С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” нашёл для младшей дочери, дочери любимой, цветочек аленький. А что купил он для старшей и средней дочери? (Венец с камнями самоцветными – для старшей дочери. Туалет хрустальный, в нём видна вся красота поднебесная – для средней дочери.)
2. Послушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина “О мёртвой царевне и о семи богатырях”:
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чём!...”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Объясните, какой рогаткой угрожала царица Чернавке?
(Орудие пытки, железный ошейник с вделанными снаружи прутьями, мешавшими лежать. Человек в такой рогатке вынужден был стоять в течение всей пытки, которая могла продолжаться длительное время.)
3. Вспомните, что случилось с попом из сказки А.С. Пушкина с первого щелка, со второго щелка, с третьего щелка? (Прыгнул поп до потолка, лишился поп языка, вышибло ум у старика.)
4. В сказке Ш. Перро “Спящая красавица” на день рождения принцессы съехались гости. Среди них были семь прекрасных фей. Принцесса должна была получить от них в приданое не меньше семи достоинств или добродетелей. Перечислите, что пожелала каждая из семи фей, придя в детскую к своей крестнице.
(1 – принцесса будет прекраснее всех на свете; 2 – наградила её добрым и нежным сердцем; 3 – каждое движение принцессы будет вызывать восторг; 4 – принцесса будет превосходно танцевать; 5 – принцесса будет петь, как соловей; 6 – будет играть на музыкальных инструментах с одинаковым искусством; 7 – принцесса не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать ровно сто лет – до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.)
5. В какой глаз впился Гвидон-комар своей тётке, услышав, как та рассказывала о “чуде не безделке”? (“И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз”.)
6. В сказке Ш. Перро “Красная шапочка” Волк, нарядившись бабушкой, охотно отвечал на все вопросы ничего не подозревающей Красной Шапочке. Перечислите вопросы и ответы Красной Шапочки и Волка.
- Бабушка, почему у вас такие большие руки?
- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.
- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
- Чтобы лучше видеть тебя, дитя моё.
- Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
- А это чтобы скорее съесть тебя, дитя моё!)
7. “Счастливый случай”
8. Помните сказу Г. Андерсена “Дюймовочка”? Тогда скажите, чьей женой чуть было не стала Дюймовочка? (Сына страшной жабы, майского жука, скупого крота.)
“Спешите видеть…”
Каждая команда получает задание угадать сказку по книжной иллюстрации. Номера иллюстраций разыгрываются при помощи крутящегося волчка. Например:
“Дикие лебеди”.
“Конёк-горбунок”.
“Сказка о попе и работнике его Балде”.
“Король-Дроздовик”.
“Ты – мне, я – тебе”.
В этом конкурсе один из семьи-команды задаёт свой вопрос одному из представителей другой команды. Вопросы вручаются участникам конкурса в конвертах, до начала конкурса о содержании вопросов они не знают.
1. Что помогло Герде растопить чертоги Снежной королевы и спасти брата Кая? (Горячее сердце)
2. Вспомните, какую русскую народную песню пела белка, сидя под ёлкой и грызя орешки? (“Во саду ли, в огороде”)
3. Назовите известных вам сказочников, написавших сказу “Кот в сапогах”. (В.А. Жуковский, Ш. Перро)
4. Перечислите, пожалуйста, что и во что превратилось, когда часы пробили полночь, и Золушка вынуждена была уехать с бала. (Карета – тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, пышный наряд – в старое, залатанное платьице.)
“Тёмная лошадка”
Ведущий зачитывает цитату из сказки, команды узнают и называют героя по портрету.
1.“…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Словно реченька журчит”.
(Царевна-лебедь. А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.)
2.“…Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая”.
(Кобылица. П. Ершов. “Конёк-горбунок”.)
3.“…руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос торчком, как у беркута, а глаза были совиные”.
(Зверь лесной, чудо морское. С.Т. Аксаков. “Аленький цветочек”.)
4.“…безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди.”
(Старая ведьма. Г.Х. Андерсен. “Огниво”.)
5.“…он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нём был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам…”
(Щелкунчик. Э. Гофман. “Щелкунчик, или Мышиный Король”)
6.“И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо… зато какой он был смышлёный, разумный!”
(Мальчик с пальчик. Братья Гримм или Ш. Перро. “Мальчик с пальчик”)
7.“В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки”.
(Старуха. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
8.“Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости”.
(Снежная королева. Г.Х. Андерсен. “Снежная королева”.)
“Музыкальная шкатулка”.
Семьям-командам предлагается прослушать по одному музыкальному фрагменту, назвать его, определить автора и само произведение.
Фрагмент из т/ф “Про Красную шапочку”.
“Вальс цветов” из балета П.И. Чайквоского “Щелкунчик”
Фрагмент из м/ф “Бременские музыканты” Г. Гладкова.
“Полёт шмеля” из оперы Н.С. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.
“Дальше, дальше, дальше…”
Ведущий читает начало сказки. Семьи-команды на скорость дают ответ. Кто правильно назовёт сказку быстрее, тот получает очко.
- “Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой с войны”. ( “Огниво”)
- “В маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик, по имени Нильс”. (“Чудесной путешествие Нильса с дикими гусями”.)
- “Три девицы под окном пряли поздно вечерком…” (“Сказка о царе Салтане”)
- “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек…” (“Аленький цветочек”)
- “За горами, за лесами, за высокими морями, / Против неба – на земле / Жил старик в одном селе”. (“Конек-горбунок”)
- “Жил-был царь Берендей до колена борода”. (“Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи –царевны, кощеевой дочери”)
- “Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…” (“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)
- “Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков” (“Стойкий оловянный солдатик”)
- “Жил-был добрый царь Матвей, жил с царицею своей он в согласье много лет”. (“Спящая красавица”)
- “Жил-был поп, толоконный лоб…” (“Сказка о попе и о работнике его Балде”)
- “Двадцать четвёртого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату…” (“Щелкунчик, или Мышиный король”)
- “Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги…” (“Новое платье короля”)
- “Жил старик со своею старухой у самого синего моря…” (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
- “Был у одного хозяина осёл и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде”. (“Бременские музыканты”)
- “Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза.” (“Дикие лебеди”)
- “Давным-давно был в некотором царстве / Могучий царь, по имени Демьян Данилович. / Он царствовал премудро.” (“Сказка об Иване-царевиче и Сером волке”)
- “Жил-был бедный принц. Королевство у него маленькое-премаленькое, но жениться всё-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось…” (“Свинопас”)
- “Негде в тридевятом царстве, / В тридесятом государстве, / Жил-был славный царь Дадон” (“Сказка о золотом петушке”)
- “Хорошо было за городом! Стояло лето”. (“Гадкий утёнок”)
- “Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку…” (“Лягушка-путешественница”)
- “Жил-был человек. Было у него три сына, звали младшего Дурнем; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали”.
- ( “Золотой гусь”)
- “Жила-была женщина; ей очень хотелось иметь ребёнка, да где его взять?” (“Дюймовочка”)
“Гонка за лидером”
Семьям-командам предлагается вспомнить известные слова героев прочитанных сказок. Номера вопросов разыгрываются по стрелке крутящегося волчка.
1. О чем спрашивала злая царица и мачеха молодой царевны у зеркальца?
Ответ:
“Здравствуй, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
2. Какие условия поставил Нильсу старый гном, прежде чем Нильс должен был превратиться опять в настоящего мальчика, не похожего на гнома?
Ответ: когда одна палочка и восемь дырочек победят целое восйско, когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе, когда твоего любимого друга подадут на стол с яблоками…
3. С какими словами обращался всякий раз царь Салтан к заморским купцам, которые приезжали к нему в гости и рассказывали о чудесах, увиденных на острове Буяне?
Ответ: Ой, вы, гости-господа, / Долго ль ездили, куда? / Ладно ль за морем иль худо? / И какое в свете чудо?
4. Вспомните, с какими словами обращался королевич Елисей к ветру, прося помочь найти царевну.
Ответ:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе,
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её…
По окончании игры жюри подводит итоги, объявляет команду-победительницу. Награждение.