Цели урока:
познавательные:
- чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
- приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;
- формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;
развивающие:
- развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
- формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к творчеству М.А.Шолохова;
воспитывающие:
- воспитание внимания к слову;
- развитие любви к произведениям русских писателей, к произведениям М.А.Шолохова.
Оборудование: “Донские рассказы” М.А.Шолохова; фотографии писателя, обложка к изданию рассказа “Нахаленок”, фотография дома Шолохова в Вешенской, вид на Вешенскую с Дона, крутояры Дона, кадр из фильма “Смертный враг” по одноименному рассказу.
Форма урока – аналитическая беседа.
Ход урока
Заглавие – один из компонентов текста, предваряющий текст, называющий его, - имеет важное значение для раскрытия идейного и философского смысла произведения.
Будучи компонентом текста, заглавие оказывается связанным с текстом довольно сложными отношениями взаимозависимости. С одной стороны, оно предопределяет в известной мере содержание текста, с другой – само определяется им, развивается, обогащается по мере развертывания текста.
Заглавие всегда сообщение о содержании того, что предстоит нам прочитать. “Приступая к чтению книги, - замечал А.М.Пешковский,- читатель интересуется содержанием ее и в заглавии видит намек на это содержание или даже сжатое выражение его… Значит, название книги есть всегда нечто большее, чем название”. [ 2 ]
Что говорит нам заглавие книги “Донские рассказы”?
Заглавие нацеливает нас на место действия – Дон. Слово “рассказы” определяет жанровые особенности повествований и их количество.
Историческая справка. Донское казачество всегда отличалось вольнолюбивым характером, и даже во времена империалистической России имело автономию. Революция 1917 года, гражданская война, события, происходящие в России в 1917 – 1918 гг, были присущи и территории Дона.
“Поэты рождаются по-разному. Я, например, родился из гражданской войны на Дону”, - признавался писатель. Шолохов оказался в эпицентре гражданской междоусобицы, видел белый стан изнутри. В марте 1919 г. он стал очевидцем трагических событий Верхне-Донского контрреволюционного восстания, вспыхнувшего в тылу Красной Армии. Цикл “Донские рассказы” - это повествование о событиях, участником которых являлся писатель: служил продработником, “гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922, и банды гонялись за нами”, “комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти”, лет ему было всего лишь семнадцать.
Первый рассказ М,Шолохова “Звери” (позднее опубликован под названием “Продкомиссар”) встретил непонимание: “ни вашим, ни нашим”. 14 декабря 1924 г. появился рассказ “Родинка”, явившийся прологом донского цикла. В.1926 г. выходит первый сборник “Донские рассказы”.
Обратимся к содержанию “Донских рассказов”. В книгу вошли следующие рассказы: “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Путь-дороженька”, “Нахаленок”, “Председатель реввоенсовета республики”, “Смертный враг”, “Жеребенок”, “О Колчаке, крапиве и прочем”, “Чужая кровь” [ 3 ].
Что подсказывают нам названия рассказов?
Названия рассказов “Родинка”, “Пастух”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Нахаленок”, “Жеребенок” указывают на молодость героев.
Названия “Председатель реввоенсовета республики”, “О Колчаке, крапиве и прочем”, “Смертный враг”, “Чужая кровь” дают представление о времени, отраженном в рассказах - эпоха революции и гражданской войны.
Повесть “Путь-дороженька” (единственная в цикле, состоит из двух частей) определяет действие главных героев в цикле – движение вперед, к счастью, к мирной жизни.
Так что же говорят нам названия в цикле “Донские рассказы”?
Действие будет происходить на Дону, герои рассказов - молодые люди - живут в эпоху революции и гражданской войны. И каким будет их будущее, зависит от людей, которые живут рядом с ними.
Опираясь на названия рассказов, мы наметили путь нашей работы над взаимодействием заглавия и текста:
- Ищем в тексте доказательства места действия – Дон.
- Как в рассказах отражается эпоха революции и гражданской войны.
- Тема и идейное содержание цикла и рассказов.
- Система действующих лиц.
Место действия рассказов – Дон доказывается лексикой: казак, хата, яр, кочковатый летник, хутор, станица, кочет, бахча, бахчевник, станичники и др.; фразами “И поплыл на желтую косу, обнимающую Дон.”, “Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном. Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды.” (“Родинка”); “Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых, с восхода – шестнадцать суток дул горячий ветер”, “Степь испятнали бурые прыщи сурчиных нор; свистят сурки протяжно и настороженно; из логов с травою приземистой стрепета взлетают, посеребренным опереньем сверкая”, “Степь, иссохшая, с чахоточным румянцем зорь, в полдень” (“Пастух”); “Два лета подряд засуха дочерна вылизала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы” (“Алешкино сердце”); “встал Митька раньше раннего, обротал гнедого, к Дону поехал напоить и искупать коня-работягу”, “Через станицу утрами тянулись к Дону обозы со снарядами, патронами, колючей проволокой”, “Позавтракавши, уходил с удочками к Дону, сидя на берегу, смотрел, как по мосту двигалась пехота”, “Жил в шалаше на макушке горы. Видно оттуда молочно-белую ленту Дона, станицу, пристывшую под горою, и кладбище с бурыми пятнышками могил”, “Спустились к воде. Дон снова облизывал лица и шеи, отдохнувшие руки уверенней кромсают воду” (“Бахчевник”); “Вдоль Дона до самого моря степью тянется Гетманский шлях. С левой стороны пологое песчаное Обдонье, зеленое чахлое марево заливных лугов, изредка белесые блестки безыменных озер; с правой – лобастые, насупленные горы, а за ними, за дымчатой каемкой Гетманского шляха, за цепью низкоросых курганов – речки, степные большие и малые казачьи хутора и станицы и седое вихрастое море ковыля” (“Путь-дорога”); “Против старого монастыря Дон, пристегнутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью. На повороте вода кучерявится завитушками, и зеленые гривастые волны с наскока подталкивают меловые глыбы, рассыпанные у воды вешним обвалом” (“Жеребенок”); “Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог” (“Чужая кровь”).
Описание природы Дона у Шолохова не только рисует картину окружающего мира, но и настраивает на определенный тон повествования, создает настроение.
Все рассказы связаны как в пространстве, так и во времени. Они отражают трудное для нашей страны время – время революции и гражданской войны. Рассказом, задающим тон повествованию, настраивающим на трагические события в жизни казаков, можно считать рассказ “Родинка”. Он первый в цикле, поэтому его название не предвещает ничего трагического. Но уже первые строчки повествования вводят нас в мир войны: “На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба”. Все смешалось: предметы войны лежат рядом с хлебом, ассоциирующимся у каждого человека с жизнью. Читая дальше, мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону. В смертельной схватке встречаются командир эскадрона Николай Кошевой (член РКСМ) и атаман банды. Николка вырос без отца, пропавшего в германскую войну, мать умерла, и он ушел с красноармейцами воевать против Врангеля.
Атаман семь лет не видел родной земли. Сначала германская война, потом плен, армия Врангеля, теперь он бандит.
Они оба устали от войны. Николки мечтает учиться; закаменевшая душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну, которого последний раз видел совсем мальчишкой, таким помнил всегда, такого почему-то надеялся увидеть. Они встречаются в бою, полные ненависти друг к другу, не подозревая, что столкнулись в смертельной схватке отец и сын. Атаман убивал врага, но, сняв с него сапоги, увидел родинку на ноге…и узнал своего сына. Не высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные... Жизнь кончена, незачем жить; держа в объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился.
Так тема цикла “Донские рассказы” определяется уже первым рассказом – это тема гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди. В рассказе “Родинка” врагами оказались отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому делать вывод.
Идея цикла также задается первым рассказом – показать события гражданской войны на Дону, противоборство между “отцами” и “детьми”, красными и белыми, казаками и “иногородними”. Человек у Шолохова поставлен в нравственную коллизию выбора, пытается соединить полярные стихии жизни – кровавое и социальное. Именно здесь открылся у Шолохова “гуманизм непривычного масштаба” [ 1 ], некая “философская доминанта”.
Мотив смерти настойчиво начинает звучать уже в первом рассказе и проходит через весь цикл “Донских рассказов”: “патроны, пахнущие сгоревшим порохом”, “отчаянно застучал пулемет”, “шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло тело и послушно сползло наземь” (“Родинка”); “телушка Гришакина сдохла”, “к полудню подохли все”, “не дождавшись ответа, выстрелил Григорию в рот” (“Пастух”); “показательный суд устроим и шлепнем”, “Расстрелять!”, “Лежали трое суток. Тесленко, в немытых бязевых подштанниках, небу показывал пузырчатый ком мерзлой крови, торчащей изо рта, разрубленного до ушей. У Бодягина по голой груди безбоязненно прыгали чубатые степные птички, из распоротого живота и порожних глазных впадин не торопясь поклевывали черноусый ячмень” (“Продкомиссар”); “К вечеру, объевшись волокнистого мяса, умерла Алешкина сестренка – младшая, черноглазая”, “Убитая едой, уснула, как лежала, - голова в печке, а ноги на скамье”, “зажав в кулак железный утюг, молча била ее по голове, лицу, по гулкой иссохшей груди” (“Алешкино сердце”) и т.д. Погибают от руки бандитов взрослые, защищая советскую власть, власть, которая дала им землю, вселила надежду на счастливую жизнь, погибают дети, вставшие на сторону большевиков, поддерживающие новую власть, мечтающие учиться.
Несмотря на мотив смерти, присутствовавший во всех рассказах, побеждает жизнь: продкомиссар спасает бездомного мальчишку, сестра Григория Дунятка идет в город учиться (об этом мечтал брат), Алешка спасает от смерти ребенка бандита, Митька и Федор уходят к красным, убивают Ефима, но остается жить его маленький сын (“Смертный враг”), спасая жеребенка, погибает Трофим (“Жеребенок”).
Все рассказы объединены образом главного героя: ребенок (“Нахаленок”, “Жеребенок”), подросток (“Пастух”, “Алешкино сердце”, “Бахчевник”, “Путь-дороженька”), молодой человек (“Продкомиссар”, “Чужая кровь”, “Родинка”). Есть рассказы, герои которых не относятся к категории молодых, но сражаются они за Советскую власть, борются с бандитами, с противниками новой власти (“Председатель реввоенсовета республики”, “Смертный враг”, “О Колчаке, крапиве и прочем”).
Почему именно дети становятся героями “Донских рассказов” М.А. Шолохов?
Взрослые отстаивают позиции прошлого времени, так как оно им понятно и привычно, не несет никаких перемен, не требует измениться. Дети же, выросшие в бедности (“Родинка”), оставшиеся без родителей (“Пастух”), испытавшие голод (“Алешкино сердце”), увидевшие смерть, терпевшие издевательства отцов (“Бахчевник”), хозяев (“Алешкино сердце”, “Пастух”), стремятся к новой жизни, которая обещает равенство, образование, работу, мирную жизнь. И герои видят это спасение в Советской власти, тем более что она уже рядом: в соседней станице, на том берегу Дона, в нескольких километрах. Да и самому Шолохову тогда было столько же лет.
Мы проследили взаимосвязь заглавий в цикле “Донские рассказы”, а теперь обратимся непосредственно к самим рассказам и найдем их внутреннюю связь.
Первые три рассказа заканчиваются трагически: “Родинка”, “Пастух”, “Продкомиссар”. Поэтому после череды показанных автором смертей и трупов, черствых душ, возникает рассказ “Алешкино сердце”. Нонсенс – доброе сердце среди жестокого мира голода и гражданской войны. Как сердце не ожесточится, когда всё подводит к этому: от голода умерли младшая сестра и мать, на его глазах убили старшую сестру. Сам Алешка выжил только благодаря политкому Синицыну, пожалевшему мальчишку. Видимо, Алешкино сердце - особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым.
После рассказа “Алешкино сердце” трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботиться об Алешке, помогает выжить, принимает в ряды РКСМ, вселяет надежду на будущее.
Название рассказа “Бахчевник” не предвещает трагических событий. Бахчевник – самая мирная профессия: охрана станичной бахчи. Бахевником стал Митька – сын станичного атамана, человека властного и жестокого, не имеющего жалости ни к пленным солдатам, ни к собственным сыновьям, ни к жене. И опять перед нами столкновение отца и сына, двух сыновей. Казалось бы, сыновья должны поддерживать отца, помогать ему в борьбе с красными, но дети пошли против отца. Сначала старший сын уходит к красным, затем уходит из дома младший Митька. Не передалась детям жестокость отца, не приемлют они и его всепоглощающей ненависти, направленной как против врагов, так и против близких. Если в рассказе “Родинка” отец убивает сына, то в рассказе “Бахчевник” сын убивает отца. И опять автор не высказывает своего прямого отношения к поступкам героев, он предоставляет такую возможность читателю. Нам трудно найти правых и виноватых: убийство всегда остается убийством, а убийство отца – самое страшное преступление. Оно ведет к гибели семьи.
Тема семьи также объединяет все рассказы в цикле. Революция и гражданская война привели с самым трагическим последствиям: разрушили семью, непримиримыми и жестокими врагами стали близкие люди: отец идет против сына, сын против отца, брат против брата. В стороне не остается ни одна семья, изображенная в “Донских рассказах”: от голода умирают сестры и мать Алешки (“Алешкино сердце”, “Родинка”). Без родителей остались Григорий и Дунятка (“Пастух”), Петр (“Путь-дороженька”); лишились отцов, поддерживающих и защищающих новую власть, восьмилетний Мишка (“Нахаленок”) и совсем маленький сын Ефима (“Смертный враг”), не увидят отца дети Трофима (“Жеребенок”). Мы видим этих детей в настоящем, а что с ними будет дальше, не может сказать и сам автор, но одно ясно – детям без родительской помощи, наставлений, доброго слова будет тяжело. У них есть только надежда на счастливое будущее.
Нет такой надежды у героев рассказа “Чужая кровь”. Они старики, оставшиеся без сына, без вести пропавшего на войне. Нет сына – нет смысла жизни. Старики выхаживают раненого красноармейца, даже называет именем сына. Он для них воплощение смысла жизни. Заглавие рассказа отражает его содержание: чужая кровь никогда не станет родной. Несмотря на все старания стариков, поправившийся солдат возвращается к себе на Урал. У него нет семьи, нет родителей, но и чужие родители ему не нужны.
Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны.
Для восприятия смыслового содержания заглавия, а в конечном итоге – и всего произведения, для верного прочтения авторской мысли необходимо учитывать связь заглавия с другими компонентами художественного произведения. Казалось бы, что нам может подсказать заглавие “Донские рассказы”? Невнимательному читателю оно не скажет ничего, но если вдуматься в заглавие, проследить внутреннюю связь каждого рассказа, вырисовывается картина эпохи гражданской войны, жизнь мирных жителей, противостояние красных и белых, борьба нового со старым. А самое главное, мы видим разных людей, понимаем их чувства, страдаем вместе с ними, радуемся их победам, вместе с ними терпим поражение и надеемся. Все это происходит потому, что Михаил Александрович Шолохов рассказывает о событиях не придуманных, а пережитых им. Обратимся к эпиграфу урока и попытаемся осмыслить его заново, после работы проведенной над “Донскими рассказами”: “Я за то, чтобы у писателя клокотала горячая кровь, когда он пишет, я за то, чтобы лицо его белело от сдерживаемой ненависти к врагу, когда он пишет о нем, и чтобы писатель смеялся и плакал вместе с героем, которого он любит и который ему дорог. Только при этих условиях будет создано настоящее произведение подлинного искусства…”.
Нужно ли нам сейчас читать “Донские рассказы” М.А.Шолохова? Я думаю, что нужно читать все произведения Шолохова: они помогают понять самое трудное время в истории страны, узнать о жизни донского казачества, сделать для себя вывод: человек должен жить и трудиться в мирном государстве. Самая страшная война – это война между отцом и сыном, между братом и братом, между гражданами одной страны, у нее нет победителей, есть только побежденные.
Домашняя работа: проследить взаимодействие заглавия и текста в рассказах “Пастух”, “Продкомиссар”, “Путь-дороженька”, “Нахаленок”, “Смертный враг”, “Жеребенок”, “О Колчаке, крапиве и прочем”.
Список литературы
- Палиевский П. Мировое значение М.Шолохова // Литература и теория. – М., 1979.
- Пешковский А.М. русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
- Шолохов М.А. Донские рассказы. – Переизд.- М.: Дет. лит, 1984.