Урок по теме “Поэтические индивидуальности XIX-XX веков. Фёдор Тютчев и Николай Заболоцкий. Стихотворение “Последняя любовь” и цикл “Последняя любовь” проводится в 11 классе гуманитарного направления после изучения творчества Николая Заболоцкого. Такой урок позволяет учащимся обратиться к теме любви в творчестве поэта, когда они уже имеют представление об особенностях его художественного мира. Кроме того, обращение в связи с этим к поэзии Ф.И.Тютчева даёт возможность не только повторить изученную в 10 классе тему, но и глубже постигнуть поэтические индивидуальности Заболоцкого и Тютчева в их соприкосновении.
В ходе подготовки к уроку учитель предлагает несколько заданий:
- индивидуальное задание - создать обложку к циклу стихотворений Н. Заболоцкого “Последняя любовь”, сделать её презентацию;
- групповое задание-исследование – определить, какова роль стихотворного размера в стихотворениях цикла Заболоцкого “Последняя любовь”;
- задание классу - перечитать стихотворение Тютчева “Последняя любовь”, проанализировать его; выучить наизусть любое стихотворение из цикла Н.А.Заболоцкого “Последняя любовь”; подумать над вопросами:
- По мысли исследователей, цикл Н.Заболоцкого “Последняя любовь” можно сравнить с романом, законченным и композиционно выстроенным произведением со своим сюжетом, развитием действия, кульминацией, развязкой. Опровергните или подтвердите это мнение.
- Какие образы и мотивы в цикле можно назвать сквозными? В чём смысл их использования?
- Что, на ваш взгляд, роднит стихи замечательных русских поэтов Тютчева и Заболоцкого?
Оформление доски.
На доске записана тема урока, здесь же рядом портрет Ф.И. Тютчева и И Н.Заболоцкого.
Эпиграф к уроку – стихи ученицы 11 класса Оксаны Бородько
На город опускался вечер,
Заря дарила печальный свет,
И звуки тихли, и окна гасли.
Надежда, где ты? Ты есть иль нет?
Горит блаженная, горит неистово
Любовь прощальная, любовь – заря.
В глаза ли, в душу ли мне смотрит пристально
Мой свет негаснущий – любовь моя.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний разговор – о любви. Разговор о теме, старой как мир. И всегда, новой, всегда волнующей. Два имени написано на доске: Фёдор Тютчев и Николай Заболоцкий. За именем одним – век девятнадцатый, за именем другим – век двадцатый. Ровно через 100 лет после рождения Тютчева появится на свет Н. Заболоцкий, которому суждено будет занять не менее значительное место в нашей поэзии.
2. Беседа с учащимися.
- На уроках, посвящённых творчеству Заболоцкого, мы говорили о последнем периоде жизни поэта, который литературоведами Н.Степановым, А.Турковым, Н. Скатовым назван классическим. Почему он так называется?
Ответ. Этот период творчества Николая Заболоцкого, который характеризуется обращением к тематике и стилистике лучших поэтов 19 века – А.С. Пушкина, Е.А.Баратынского и особенно Ф.И.Тютчева.
- Именно в это период и был написан замечательный цикл стихотворений “Последняя любовь”. До этого момента Заболоцкий никогда не писал о любви. А на излёте жизни – создал сразу 10 стихотворений. Прежде чем начать нашу работу, прошу вас прочитать стихи, которые написаны на доске. Я не указала фамилию автора. Скажите, чья поэзия вдохновила создателя этих строк? Почему?
(Учащиеся читают стихотворение. Учитель сообщает, что оно написано их одноклассницей).
Ответ. Стихотворение перекликается с замечательным стихотворением Ф.М.Тютчева “Последняя любовь”. Оно тоже о любви. О любви прощальной. Главный образ – образ зари вечерней. В этом стихотворении тоже передаются сложные, драматичные, противоречивые чувства, как и в тютчевском шедевре.
- Итак, Фёдор Тютчев. Ряд стихотворений, в том числе и “Последняя любовь”, посвящён Елене Денисьевой. Чем отличается этот цикл от стихотворений Н. Заболоцкого?
Ответ. Он был создан как цикл самим поэтом, а “денисьевский” цикл – назван так уже исследователями творчества поэта.
- Внутри цикла, о котором мы начали разговор, есть стихотворение “Последняя любовь”. Прежде чем о говорить о нём, вспомним одноимённое стихотворение Тютчева, прочитанное нами в прошлом году.
3. Повторение изученного ранее. Чтение и анализ стихотворения Ф.Тютчева “Последняя любовь”.
Подводя итог, скажем ещё раз, что тютчевская лирика – это “единственная в своём роде лирика-трагедия. Трагические конфликты духовного существования человека с особой силой раскрылись и в любовной лирике, в том числе и таком шедевре, как “Последняя любовь”.
4. А теперь вашему вниманию предлагается работа, которая была выполнена по предложенному мной заданию. Ученица вашего класса создала обложку к своему изданию цикла Заболоцкого “Последняя любовь”. Оцените данную работу. Удалось ли, на ваш взгляд, автору отразить главное? Но сначала послушаем самого автора.
Презентация работы, обсуждение её учащимися.
5.А теперь мы переходим к разговору о цикле Н.Заболоцкого, который очень непрост для понимания. По словам литературоведа О.Ерёминой, “Заболоцкий осознаёт “Последнюю любовь” именно как цикл… По сути, поэт создаёт роман в стихах”. Для домашней работы вам было предложено прочитать цикл Заболоцкого и выполнить следующее задание: “ По мысли исследователей, цикл Н.Заболоцкого “Последняя любовь” можно сравнить с романом, законченным и композиционно выстроенным произведением со своим сюжетом, развитием действия, кульминацией, развязкой. Опровергните или подтвердите это мнение”.
Высказывания учащихся по предложенному заданию.
6. А теперь давайте послушаем, как звучат стихотворения Заболоцкого, которые вы выучили наизусть.
Чтение наизусть стихотворений, которые учащиеся учили по своему выбору.
7. Группе ребят-исследователей было предложено задание исследовательского характера: нужно было установить, как меняется стихотворный размер от стихотворения к стихотворению и чем это обусловлено.
Выполнение группового задания.
8. И вновь к вопросу домашнего задания. Какие образы и мотивы вы можете назвать в цикле сквозными. В чём смысл их использования?
Коллективное обсуждение предложенного вопроса.
9. А теперь мы читаем стихотворение “Последняя любовь” Николая Заболоцкого. Сравните ключевые образы этого стихотворения с образным строем тютчевского стихотворения.
Учащиеся говорят о том, что в центре стихотворения – влюблённые: пожилой пассажир и его подруга. Мы не слышим их разговора, а видим словно со стороны глазами другого человека “два странных лица”. Эти лица – особенные: “обращённые друг к другу навеки и забывшие себя до конца”. Такая любовь – великий дар и великая трагедия: “ведь давно уж их песенка спета”. Мы понимаем, что это последняя любовь и последняя встреча перед расставанием навсегда. Вокруг праздник красок цветущей клумбы, но это только усиливает ощущение трагической развязки, её неизбежности.
10. Что, по-вашему, роднит стихотворения Тютчева и Заболоцкого о любви?
Коллективное обсуждение вопроса. Подведение итогов урока.
Фёдор Иванович Тютчев всегда оставался поэтом-философом. Его любовная драма тоже переведена в философскую плоскость. “Тютчевский герой всегда один на один с главными, проклятыми, последними вопросами бытия. Этим он интересен всегда, современен и для начала 21 века”. Так же, как и Тютчев, Заболоцкий, говоря о частной истории, истории любви, ставит нас перед целым миром. Содержание цикла “ Последняя любовь” не сводится к интимному роману, не исчерпывается им. “История любви – лишь внешний, верхний уровень. Она очень важна, но это лишь возможность говорить о любви как о способе познания мира, возможности увидеть в ней формулу бытия” (И.В.Фоменко)
Заключительное слово учителя. Завершая наш сегодняшний разговор, я хочу прочитать вам строчки Николая Заболоцкого, которые звучат удивительно по-тютчевски:
Я разве только я? Я только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем ты создал мир, и милый, и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!
Надеюсь, что в постижении этого мира, который для вас только открывается, вам помогут замечательные русские поэты- философы Фёдор Тютчев и Николай Заболоцкий, поэзия которых научит вас глубоко мыслить и тонко чувствовать.