Урок чтения "Все весны дыханием согрето"

Разделы: Литература, Начальная школа


Задачи урока:

  • учить выразительному чтению стихотворных текстов;
  • учить узнавать реальные признаки весны в их поэтическом выражении;
  • учить воспринимать настроение поэтического произведения;
  • наблюдать образные слова и выражения в стихах, формировать первоначальные представления об олицетворении;
  • развивать воображение, умение “переводить” словесное выражение в конкретное представление;
  • развивать эстетическое отношение к природе;
  • развивать навык чтения.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

- Сегодня у нас 1 урок по новой теме. А название темы в загадке:

Тает снежок.
Ожил лужок.
Зазвенели ручьи.
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела.

Первый мед принесла.
День прибывает.
Когда это бывает?
Тема нашего урока: “Все весны дыханием согрето”.

 II. Вводная беседа.

Учитель. Весна – чудесное время года.

(Входит Весна под музыку)

Весна. Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей:
С вами познакомиться хочу я поскорей.
Все весной меня зовут
С нетерпеньем всегда ждут.

Учитель. Здравствуй, милая Весна. Мы рады видеть тебя у нас в гостях.

Весна. Нашему знакомству очень рада я
Пригласить вас на прогулку в лес хочу, друзья.
Там сейчас так хорошо –
Радостно, красиво и светло.
Весенний воздух свеж и чист,
И зеленеет первый лист,
Видна в проталинах земля,
Вокруг ручьи бегут, звеня.

( Видеофрагмент о весне на фоне музыки П.И.Чайковского “Времена года. Апрель”)

Учитель. Спасибо тебе, Весна. Мы ждали тебя с нетерпением. Мы живем на юге нашей прекрасной родины – России. В Кабардино-Балкарии весна наступает рано. Снег уже давно растаял под лучами ласкового солнца. Какие растения уже цветут? (показ цветущих растений, сообщение их названий)

III. Введение нового материала.

1. Творческие работы детей.

Весна порадовала нас цветами, веселым щебетом птиц, хорошим настроением. Свое настроение и наблюдения дети постарались передать в стихах. И сейчас наши маленькие поэты прочитают свои стихи. Их мы сочиняли на уроках - каждый по строчке.

Дети. * Ура! Ура! Пришла весна.    (Жмаев А.)
Шумит зеленая листва.   (Мисюкова К.)
Бегут звонкие ручьи.   (Нестеренко Ю.)
Весело чирикают воробьи.   (Ковалев А.)

* Яркий лучик солнца
Заглянул в оконце,    (Мисюкова К.)
Разбудил меня:    (Козаев С.)
“К нам пришла весна!”    (Мисюкова К.)

Учитель. Это первые пробы пера. А сейчас мы познакомимся с примерами классики. Послушайте строчки из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова “Уходи, Зима седая!..”

2. Чтение отрывка из стихотворения А.Н.Майкова “Уходи, Зима седая!..” учителем.

3. Ответы на вопросы к тексту. Подготовка к выразительному чтению.

  • Поэт написал “Зима” и “Весна” с большой буквы. Как ты думаешь, почему? (Он представил времена года в образе людей (это как бы их имена)
  • Какие еще слова и выражения помогают понять, что поэт говорит о зиме и весне как о людях? (уходи, седая; красавица, колесница Весны)
  • Как поэт относится к зиме? (Прогоняет, называет седой (старой)
  • А как к весне? ( Любит, ждет с нетерпением) Какими словами он это выразил? (Красавица)
  • Прочитайте эти чудесные строчки тихо, подготовьтесь к выразительному чтению. Постарайтесь передать голосом отношение автора к зиме и весне.

4. Выразительное чтение стихов учащимися.

5. Чтение учителем стихотворения А.Н.Плещеева “Весна”.

  • А теперь закройте глаза. Представьте комнату. В комнате человек - поэт Алексей Николаевич Плещеев. Окно только что открыли после зимы, и в него врывается влажный свежий запах – запах нагретой солнцем земли и талого снега.

Чтение стихотворения учителем.

  • Внимательно посмотрите в его окно и докажите, что поэт говорит о ранней весне. (Снег, соловьи еще не свистят, лес еще без листвы).

6. Чтение произведения учащимися (“жужжащее” чтение), подготовка к выразительному чтению.

7. Конкурс чтецов. (2-3 ученика).

8. Работа с иллюстрацией учебника.

  • Рассмотрите рисунок вверху страницы и составьте 2-3 предложения.
  • Если бы вы находились в той комнате, что вы почувствовали и услышали бы?

9. Творческая работа.

  • Мы открываем окна в нашем классе. Что повеет в наши окна? ( запах цветов, пение птиц)
  • Это не ранняя весна. Весна вступила в свои права и радует нас теплом, cолнцем, цветами, щебетом птиц, первыми бабочками и пчелками. О чем же они нам рассказывают? Послушаем наших юных поэтов.

Чтение стихотворных строк детьми.

  • Яркий лучик солнца
    Заглянул в оконце, (Мисюкова К.)
    Разбудил меня: (Козаев С.)
    “К нам пришла весна!” (Мисюкова К.)
  • Воробей чирикает о весне. (КасаеваА.)
    Травка шепчет о тепле.
    Бабочка мечтает о цветке. (Юдина В.)
    Солнце светит ярко всем людям на Земле. (Теслюк Т.)

Физминутка .

1,2,3,4,5. Все умеем мы читать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше-выше.

10. Знакомство с отрывком из произведения А.К.Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”

  • О каких весенних приметах рассказал поэт Алексей Константинович Толстой в своем произведении?

Чтение произведения учителем.

11. Словарная работа.

  • - Как понимаете строчки “теплый пар восходит от земли? Что значит восходит? (поднимается)
  • - О каком синем кувшинчике идет речь? (пролески)
  • “Лес, в зеленый дым одетый”. Что такое зеленый дым? Для ответа используйте рисунок к этому стихотворению.

12. Чтение стихотворения учащимися ( жужжащее чтение).

13. Ответы на вопросы 3, 4 к тексту.

14. Выразительное чтение текста учащимися.(2-3 человека)

IV. Задание на дом.

  • Выучить стихотворение А.К.Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…” и нарисовать иллюстрацию к нему.

Физминутка.

Мы читали, мы читали,
А теперь все дружно встали.
1,2. Выше голова!
3,4. Плечи шире.
5,6. Тихо сесть.

V. Закрепление пройденного.

А сейчас нам предстоит интересная работа. Давайте представим, как встречают весну герои произведений, прочитанных нами на предыдущих уроках.

1. На первой страничке книжки
Рассказ Ушинского “Бишка”.
Страницы книги листаем,
И собака вдруг оживает!

Собака. Я “…дом стерегу, по ночам не сплю, лаю…” (и т.д. по тексту) А весной красота! Ручейки бегут. Птицы весело щебечут. Настроение сразу поднимается. Хорошо весной!

2. Дедушка ежок,

Не ходи на бережок… (cтр.7)
(Учитель читает потешку, ежок отвечает.)
Можно провести конкурс на лучший ответ.

3. Л.Н.Толстой “Котенок”.

  • Котенок родился весной под крышей амбара. Там его и нашли дети. Вася и Катя. Дети кормили котенка и играли с ним. А однажды взяли с собой играть на дорогу. У дороги они нашли щавель, стали собирать его и забыли о котенке. А что случилось дальше, котенок сам расскажет.

4. Мир не без добрых людей. Хорошо, что поблизости оказался добрый человек и помог семейству уточки из рассказа М.М.Пришвина “Ребята и утята. ” Они благополучно добрались до озера. А как им там жилось, они расскажут сами.

5. А вот что случилось в один из весенних дней с двумя упрямыми козликами из рассказа К.Д.Ушинского “Два козлика”. Они встретились на узком бревне, переброшенном через ручей.

(инсценирование сказки)

  • Что в этой сказке поучительного? Какова главная мысль сказки?

6. - Всем очень запомнился рассказ Н.Н.Носова “Заплатка”.Давайте попросим и ее рассказать о своих весенних переживаниях. Рассказ от имени Заплатки.

7.– А теперь приглашаем в гости Лису Патрикеевну из рассказа К.Д.Ушинского.

Лиса. Весной я особенно хороша! Люблю птичек послушать, цветочки понюхать, вам сказочки рассказать.

Учитель. Всем ли лисонька хороша?
(Хороша, да не очень. Разбойница!)

VI. Итог урока.

- Спасибо тебе, Весна. Тебе понравилось у нас? Дети, а вам чем был интересен урок? О чем хотите рассказать дома?

- Вы все сегодня хорошо потрудились. Спасибо вам за интересный урок.