Урок-путешествие по повести Пэля Пунуха "Борька в тундре"

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: родной край, Пеля Пунух, «Борька в тундре», животный и растительный мир НАО


Цель урока:

  • формировать читательские интересы и способности учащихся среднего звена при работе с произведениями, связанными с родным краем;
  • развивать читательское воображение, применяя для этого вопросы и задания, стимулирующие сопоставление учащимися жизненных и художественных впечатлений,
  • познакомить учащихся с биографией Пэля Пунуха и его литературными произведениями;
  • через повесть «Борька в тундре» пробудить интерес ребят к краеведческим знаниям, расширить их знания о НАО, его животном и растительном мире.

Оформление доски:

1. Портрет Пэля Пунуха (см. рис. «Пунух» в папке Рисунки)
2. Карта НАО (см. «Карта НАО» в папке Рисунки);
3. Выставка книг Пэля Пунух (см. рис. «Борька в тундре» в папке Рисунки);
4. ОК №3-главы повести «Борька в тундре» (см. ОК-3 в папке Рисунки);
5. ОК №2-схема путешествия Борьки из Архангельска в НАО (см. ОК-2 в папке Рисунки);
6. Иллюстрации к повести (см. рис. 1-4 в папке Рисунки);

Слово учителя и библиотекаря:

ПЕВЕЦ НЕНЕЦКОГО НАРОДА – ПЭЛЯ ПУНУХ.

Пэля Пунух - писатель особой и творческой судьбы. Русский по национальности, крестьянин по происхождению. Настоящее его имя-Тимофей Петрович (Пэля Пунух - псевдоним).

Родился он 3 марта в 1894 году, деревне Демидовской, Шенкурского уезда Архангельской губернии. В 3 года остался я без отца. Кроме Тимофея, в семье было ещё 5 детей. Матери очень трудно было прокормить детей. До 7 лет я буквально нищенствовал, - с горечью вспоминает писатель. Однажды, к ловившему рыбу мальчику подошёл учитель местной школы, разговорился с ним и позвал его учиться. Мальчик оказался на редкость способным, поэтому после окончания школы по совету того же учителя, отправился учиться в Воскресенское училище. А после его окончания, сдав экзамены, поступил в Архангельскую учительскую семинарию.

С 1913 года Синицын начинает работать учителем. Сначала в родных краях, а после Октябрьской революции - в Архангельске.

Переломным моментом в жизни Синицына стал 1925 г.

Именно в это время он выехал на Крайний Север. Он был первым педагогом на Новой Земле, учительствовал в тундровой школе в Пёше, потом в Тельвиске.

Писателем Синицын стал неожиданно. После двухлетней работы в ненецких школах, Тимофей Петрович написал отчёт в художественной форме.

Отчёт этот успеха не имел, его сочли за беллетристику. Отчёт был отправлен в Москву и там напечатан в журнале «Народный учитель, в 1928 г.

Там появились первые очерки Синицына Под вой пурги. Произведение молодого писателя было замечено. И в конце этого же года выходит ещё одна книга – «На новой Земле».

Его книги издавались под псевдонимом Пэля Пунух. Пунух - полярная птичка из породы синиц, первой прилетающей в Заполярье. Особенно интенсивно развивалось творчество Пунуха в тридцатые годы. В это время в северном краевом издательстве одна за другой выходят такие книги писателя, как «Борька в тундре» “Девочка Саване», «Новоземельские будни», «Пята тысячелетий». Книг, написанных Пунухом немного, но все они написаны на одном дыхании. Для их написания он отдал много времени изучению ненецкого фольклора, записывал предания, легенды, которые вошли в два сборника устных произведений ненецкого народа.

В годы войны Синицын становится газетчиком, работает в «Правде Севера» литературным секретарём. После войны Пэля Пунух возвращается к писательской деятельности. Долго и мучительно работает над исторической повестью «Стрела восстания».

В 1969 году издательство «Северный писатель» выпустило стотысячный тираж книги «Новоземельские будни», в которую вошли его лучшие произведения «Из-под пяты веков», «Новоземельские будни».

ОБЗОР КНИГ ИЗ ВЫСТАВКИ. (см. ОК №3, приложение №1). ПОВЕСТЬ ПЭЛЯ ПУНУХА «БОРЬКА В ТУНДРЕ»

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Повесть Пэля Пунуха «Борька в тундре» впервые была издана в Архангельске в 1930 г. В руках у вас второе издание повести 1974 г.

…Весной, как только открылась навигация, на пароходе в далёкий посёлок на берегу Ледовитого океана приехал с отцом пионер Борька. И в дороге, и на новом месте всё ему было в диковинку, всё интересно, необычно. Жители посёлка встречали пароход. Среди них на берегу стоял и ненецкий мальчик Иван. Тут и познакомились два пионера - ненец и русский. И это знакомство переросло в настоящую, крепкую дружбу.

С помощью Ивана, Борька делает для себя одно открытие за другим: узнаёт как живут и охотятся, ловят рыбу ненцы, как пастухи охраняют от волков тысячные оленьи стада. Иван любит свой край и его природу. Борьке тоже нравятся бескрайние просторы тундры, холодное северное море.

Вместе с другими школьниками он помогает взрослым, становиться заядлым рыболовом и охотником.

Кое-что в повести показалось вам, ребята, необычным, нехарактерным для нашего времени, например, разговоры и действия кулаков, некоторые подробности. Повесть написана 75 лет назад, и с тех пор в тундре произошли большие перемены. То, о чём писал Пунух, стало уже историей, а её надо хорошо знать, чтобы лучше ценить современную действительность.

РАБОТА ПО ТЕКСТУ ПОВЕСТИ «БОРЬКА В ТУНДРЕ». ОК-№2 (см. приложение 1)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Вот так путешествовал Борька Дружинин со своим отцом в наш округ. А мы с вами начнём своё путешествие по повести, начиная с первой главы «Сборы в дорогу» (ОК-№ 3)

1. Какими были сборы в дорогу у нашего героя-путешественника?

2. О чём ведут беседу Борька и Васька Куликов?
(гл. 1 «Сборы в дорогу», стр.7)

3. По ОК 2 видно, каким образом он попал в Индигу.

Какие географические названия мы должны отыскать на карте и в дидактическом материале, прежде чем будем говорить о впечатлениях Борьки от путешествия? (используем справочный материал, приложение №2):

*Несь, река;
*Канин Нос;
*Ома, река, населённый пункт;
*Индига, река.

4. Как Борька перенёс морское крещение? (гл. «Морское крещение»):

*Момент «боевого крещения» (стр.11,от слов «Вода, наверное, холодная…Брр…».

5. Расскажите о первом знакомстве Борьки с Иваном Сядэем. (гл. « Иван Сядэй»)

- Как выглядел Иван Сядэй при первой встрече? (стр.13);
- Чтение диалога на странице 13-14;
- Где учился Иван?

6. Во что одет Иван? Из чего сшита вся его одежда?

- Малица (стр.14);
- Пимы (стр.14);
- Липты (стр.14);
- Тобоки (стр.14);(см. приложение № 2);

7. В каких домах живут ненцы? (стр.15).

8. Расскажите, как ставят чум: летний, зимний? (стр.15).

9. А как чум выглядит внутри? (стр.16).

От слов: «…Борька с любопытством разглядывает помещение…», до слов «…Только что от ветра защита есть, а больше ничего…»

10. Чем восхищался Борька после посещения чума? (стр.18-19)

11. О какой жизни мечтает Иван? (стр.20.)

12. Борька в споре не хочет уступать Ивану. Чего он не замечает? (диалог между Иваном и Борькой. стр.20.

13. О многом можно узнать из дневника Борьки, который он стал вести во второй день после приезда в тундру. Объясните, пожалуйста, запись Борьки от 20 июня 19..г? (гл.5,стр.22)

14. Основные занятия ненцев в тундре - охота, рыбалка, оленеводство. Расскажите, пожалуйста, об охоте Ивана и Борьки на уток. (гл. «Хороший дробовик»)

15. После охоты Иван с Борькой отправляются на рыбалку. Сколько необходимо оленей, чтобы добраться до места назначения? (гл.7»Река между ног»)

*Хариус (см. приложение №2, Словарная работа)

*Тынзей

*Ягель

16. Что такое побёдро? (стр.31) Диалог Ивана с Борькой.

17. Как мылись Иван и Борька? (гл.7«Иван Сядей уносит верх» стр.36. От слов «…Передёрнул плечами - и бегом к реке…», до слов: «…Быстро оделись и побежали к чуму…»)

18. Гонки - праздник. На гонки едут очень многие. А как готовились Иван и Борька к гонкам на оленях? (стр.37)

19. Как украшали оленей перед гонками? (стр.38-39).

20. Как проходили оленьи гонки?

21. Сколько оленей было в стаде Сергея Сядэя? (гл.9»Волки», стр. 44).

22. Как Иван и Борька пасли оленей?

23. Волки напали на стадо. Как мальчики защитили оленей?

*Совик (приложение №2, Словарная работа).

24. Как ребята ловили навагу? (гл. 10, «Хозяева»)

*Лари (приложение №2);

*Корюшка (приложение №2)

25. Как жила семья Сергея Филатовича Сядэя? (гл.11 «Сжимающийся круг», стр.54-55).

26. Как охотились на песца?

*Песец (приложение №2)

27. Как живут в Нижней Пёше? (гл.12 «В Пёше», стр.57).

*Нижняя Пёша, населённый пункт (приложение №2)

28. О чём говорили на сборке? (гл. 12. «В Пёше», стр. 60-62)

*Сборка (приложение №2)

29. О чём говорил Борька в своём докладе о поездке в тундру? (гл. «Борькин доклад», стр.62-63)

*Кукла-хадэ-бабушка (приложение №2)

30. Что вы узнали нового для себя, прочитав повесть «Борька в тундре»?

РАБОТА С КРОССВОРДАМИ (Приложение №3).

Домашнее задание:

Отзыв о книге. Повесть Пэля Пунуха «Борька в тундре»

Литература:

  1. Пэля Пунух «Борька в тундре». Северо-Западное книжное издательство. 1974 г.
  2. Л. С. Кепнер. Литературное развитие учащихся в процессе чтения и изучения произведений, связанных с родным краем. Вологда. 1978 г. С. 41-43.
  3. Ненецкий Автономный Округ. Энциклопедический словарь. Москва. Дом книги «Аванта +» 2001 г.