Дифференцированное обучение на уроках литературы

Разделы: Литература


В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, которая сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, личностное взаимодействие учителя с обучаемыми; происходит компьютеризация учебного процесса; особая роль отводится духовному воспитанию личности.

Обновление работы школы рождает много учительских открытий, больших и малых, важных для самого учителя и общеинтересных. Знакомство с этим опытом, его внимательное изучение могут натолкнуть на свежую мысль, подсказать эффективный методический ход или приём в работе на уроке, в общении с обучаемыми.

В последние годы работа учителя во многом изменилась. Отход от указаний и предписаний, авторитарных разработок, поиск собственных эффективных путей, методических приёмов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом возможностей и способностей, подготовки и интересов именно тех учеников, к которым учитель идёт сегодня в класс.

Ещё совсем недавно главной задачей образования было дать каждому обучающемуся полное среднее образование независимо от его способностей и наклонностей. Но практика показала, что не все могут осваивать материал на одинаковом уровне.

В профессиональные училища идут учащиеся с невысоким уровнем обученности, которые легко усваивают конкретные знания: факты, сведения, понятия с невысокой степенью обобщения. Труднее протекает процесс усвоения абстрактных понятий, выявление причинно-следственных связей внутри - и межпредметного характера, многооперационных умений и навыков. Поэтому очень важно найти ту обучающую технологию, которая помогла бы решить эти проблемы. Именно поэтому моё внимание привлекла технология уровневой дифференциации.

Дифференциация в переводе с латинского означает — разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Существующая традиционная классно-урочная система диктует методы и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на некоего среднего ученика, характеризуется преобладанием фронтальных работ. Это часто приводит к тому, что слабым ученикам не хватает времени на осмысление теоретического материала, мало практики; сильным же ученикам не достаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

При дифференцированном обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определённых предметах и уделяют им основное внимание за счёт того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учётом уже индивидуальных особенностей учащихся.

Технология уровневой дифференциации - это такая форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков (гомогенная группа). Здесь важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента.

Дифференцированное или разноуровневое обучение – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (А, Б, С), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Нас интересует внутренняя (внутрипредметная) дифференциация, близкая к понятию индивидуализация обучения, или микродифференциация, и дифференциация по общим способностям, которая происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счёт соответствующих технологий обучения.

Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

Дифференцированные виды работ могут быть использованы в процессе объяснения нового материала, формирования умений и навыков, закрепления и систематизации ЗУНов.

Классификационные параметры технологии уровневой дифференциации

  • По уровню применения: все уровни
  • По философской основе: приспосабливающаяся
  • По концепции усвоения: приспосабливающаяся
  • По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН (знания, умения, навыки) + 2) СУД (способ умственных действий)
  • По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная
  • По типу управления познавательной деятельности: система малых групп +  репетитор
  • По организационным формам: все формы
  • По подходу к ребёнку: все виды
  • По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования
  • По категории обучаемых: массовая

Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации

  • Обучение каждого на уровне его возможностей.
  • Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Условия подготовки дифференцированного обучения

  • проведение предварительного тестирования по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования;
  • формирование групп  А, Б, С (А - базовый уровень);
  • разработка критериев оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных и итоговых этапах, системы тестов.

Уровни дидактического материала

Задания даются в порядке возрастания трудности и сложности. Можно выделить три варианта – уровня дидактического материала

Уровни усвоения знаний Требования к действиям учащихся
Первый уровень (С)

Воспроизведение и запоминание

Точное соответствие обязательным результатам обучения

Непосредственное воспроизведение содержания изученного материала различной сложности

Задания с применением классификации (составить схему или таблицу, то есть расположить материал в определённом порядке), задание с наличием образца выполнения, задания со вспомогательными вопросами, задания с сопутствующими указаниями и инструкциями, задания с теоретическими справками

 

Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определения, пересказывать и т. д.

Второй уровень (В)

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу

Выполнение действий с чётко обозначенными правилами

Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы), включение дополнительного материала из учебника

Проблемно-познавательные задания (самостоятельный подбор дидактического материала, поиск разнообразных вариантов выполнения задания)

 

 

 

Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д.

Третий уровень (А)

Применение знаний в незнакомой ситуации, то есть творчески, включение заданий из вспомогательной учебно-методической литературы

Применение в качестве ориентира какой-либо обобщённой идеи, методологических знаний

Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию

Уровень  С (смотри приложение 1)

Группа  С  - это базовый уровень знаний, определённый образовательным стандартом по предмету. Если ученик успешно дошёл до запланированного стандартом уровня знаний, умений и навыков, то он получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то целесообразно оценивать его исходя из более высоких требований к ЗУНам.

Задания уровня  С  предполагают овладения материалом на уровне воспроизведения. Сюда же должен входить инструктаж, как учить, на что обратить внимание, какой сделать вывод. Задания уровня  С  должны уметь выполнять все учащиеся. Для этого можно использовать карточки-информаторы, которые кроме вопросов или заданий содержат материал, помогающий ответить на вопросы.

Уровень  В (смотри приложение 2)

Уровень  В помимо конкретных заданий требует овладения дополнительными сведениями, которые расширяют материал уровня  С, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание. Учащиеся должны овладеть общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности. Этот уровень расширяет объём сведений, помогает глубже понять материал, сделать общую картину более цельной. Здесь тоже можно использовать карточки-информаторы, но с другим, более сложным, заданием.

Уровень  А (смотри приложение 3)

Выполнение заданий уровня  А  поднимает учащихся на ступень осознанного, творческого применения знаний. Это предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Учащийся решает проблему, опираясь на полученные в школе знания, осваивает сведения, углубляющие материал, ищет логическое его обоснование, творчески применяет на практике. При этом необходима дополнительная самостоятельная работа.

Дифференцированный подход в обучении

  • способствует рациональной организации учебной деятельности обучающихся с разными типами памяти, мышления, уровнем подготовки, интересами, восприятием окружающего мира;
  • развивает мыслительную деятельность;
  • активизирует деятельность обучающихся на уроке;
  • позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении, отражает гуманистическое направление в психологии и педагогике; способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся;
  • снимает психологическую напряжённость обучающихся, страх перед возможностью получить отрицательную отметку.

Сочетание различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Система зачётов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам учащийся, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.

При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию.

 Список литературы.

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. М.,? Вита - Пресс? , 2000.
  3. Журнал  "Завуч" №4, 2001; № 2, 8, 2002.
  4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Воронеж, ? Учитель? , 2001.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е. С. Полат), М., 2000.
  6. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М., институт практической психологии.
  7. Педагогика (под редакцией П. И. Пидкасистого). М., 1998.
  8. Профессиональная педагогика, М., 1999.
  9. Рыжкова В. Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников. ? Завуч? , №8, 2003.
  10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.