В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, которая сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, личностное взаимодействие учителя с обучаемыми; происходит компьютеризация учебного процесса; особая роль отводится духовному воспитанию личности.
Обновление работы школы рождает много учительских открытий, больших и малых, важных для самого учителя и общеинтересных. Знакомство с этим опытом, его внимательное изучение могут натолкнуть на свежую мысль, подсказать эффективный методический ход или приём в работе на уроке, в общении с обучаемыми.
В последние годы работа учителя во многом изменилась. Отход от указаний и предписаний, авторитарных разработок, поиск собственных эффективных путей, методических приёмов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом возможностей и способностей, подготовки и интересов именно тех учеников, к которым учитель идёт сегодня в класс.
Ещё совсем недавно главной задачей образования было дать каждому обучающемуся полное среднее образование независимо от его способностей и наклонностей. Но практика показала, что не все могут осваивать материал на одинаковом уровне.
В профессиональные училища идут учащиеся с невысоким уровнем обученности, которые легко усваивают конкретные знания: факты, сведения, понятия с невысокой степенью обобщения. Труднее протекает процесс усвоения абстрактных понятий, выявление причинно-следственных связей внутри - и межпредметного характера, многооперационных умений и навыков. Поэтому очень важно найти ту обучающую технологию, которая помогла бы решить эти проблемы. Именно поэтому моё внимание привлекла технология уровневой дифференциации.
Дифференциация в переводе с латинского означает — разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Существующая традиционная классно-урочная система диктует методы и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на некоего среднего ученика, характеризуется преобладанием фронтальных работ. Это часто приводит к тому, что слабым ученикам не хватает времени на осмысление теоретического материала, мало практики; сильным же ученикам не достаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
При дифференцированном обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определённых предметах и уделяют им основное внимание за счёт того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учётом уже индивидуальных особенностей учащихся.
Технология уровневой дифференциации - это такая форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков (гомогенная группа). Здесь важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента.
Дифференцированное или разноуровневое обучение – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (А, Б, С), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Нас интересует внутренняя (внутрипредметная) дифференциация, близкая к понятию индивидуализация обучения, или микродифференциация, и дифференциация по общим способностям, которая происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счёт соответствующих технологий обучения.
Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Дифференцированные виды работ могут быть использованы в процессе объяснения нового материала, формирования умений и навыков, закрепления и систематизации ЗУНов.
Классификационные параметры технологии уровневой дифференциации
- По уровню применения: все уровни
- По философской основе: приспосабливающаяся
- По концепции усвоения: приспосабливающаяся
- По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН (знания, умения, навыки) + 2) СУД (способ умственных действий)
- По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная
- По типу управления познавательной деятельности: система малых групп + репетитор
- По организационным формам: все формы
- По подходу к ребёнку: все виды
- По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования
- По категории обучаемых: массовая
Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации
- Обучение каждого на уровне его возможностей.
- Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Условия подготовки дифференцированного обучения
- проведение предварительного тестирования по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования;
- формирование групп А, Б, С (А - базовый уровень);
- разработка критериев оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных и итоговых этапах, системы тестов.
Уровни дидактического материала
Задания даются в порядке возрастания трудности и сложности. Можно выделить три варианта – уровня дидактического материала
Уровни усвоения знаний | Требования к действиям учащихся |
Первый уровень (С) Воспроизведение и запоминание Точное соответствие обязательным результатам обучения Непосредственное воспроизведение содержания изученного материала различной сложности Задания с применением классификации (составить схему или таблицу, то есть расположить материал в определённом порядке), задание с наличием образца выполнения, задания со вспомогательными вопросами, задания с сопутствующими указаниями и инструкциями, задания с теоретическими справками |
Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определения, пересказывать и т. д. |
Второй уровень (В) Применение знаний в знакомой ситуации по образцу Выполнение действий с чётко обозначенными правилами Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы), включение дополнительного материала из учебника Проблемно-познавательные задания (самостоятельный подбор дидактического материала, поиск разнообразных вариантов выполнения задания) |
Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д. |
Третий уровень (А) Применение знаний в незнакомой ситуации, то есть творчески, включение заданий из вспомогательной учебно-методической литературы Применение в качестве ориентира какой-либо обобщённой идеи, методологических знаний |
Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию |
Уровень С (смотри приложение 1)
Группа С - это базовый уровень знаний, определённый образовательным стандартом по предмету. Если ученик успешно дошёл до запланированного стандартом уровня знаний, умений и навыков, то он получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то целесообразно оценивать его исходя из более высоких требований к ЗУНам.
Задания уровня С предполагают овладения материалом на уровне воспроизведения. Сюда же должен входить инструктаж, как учить, на что обратить внимание, какой сделать вывод. Задания уровня С должны уметь выполнять все учащиеся. Для этого можно использовать карточки-информаторы, которые кроме вопросов или заданий содержат материал, помогающий ответить на вопросы.
Уровень В (смотри приложение 2)
Уровень В помимо конкретных заданий требует овладения дополнительными сведениями, которые расширяют материал уровня С, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание. Учащиеся должны овладеть общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности. Этот уровень расширяет объём сведений, помогает глубже понять материал, сделать общую картину более цельной. Здесь тоже можно использовать карточки-информаторы, но с другим, более сложным, заданием.
Уровень А (смотри приложение 3)
Выполнение заданий уровня А поднимает учащихся на ступень осознанного, творческого применения знаний. Это предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Учащийся решает проблему, опираясь на полученные в школе знания, осваивает сведения, углубляющие материал, ищет логическое его обоснование, творчески применяет на практике. При этом необходима дополнительная самостоятельная работа.
Дифференцированный подход в обучении
- способствует рациональной организации учебной деятельности обучающихся с разными типами памяти, мышления, уровнем подготовки, интересами, восприятием окружающего мира;
- развивает мыслительную деятельность;
- активизирует деятельность обучающихся на уроке;
- позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении, отражает гуманистическое направление в психологии и педагогике; способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся;
- снимает психологическую напряжённость обучающихся, страх перед возможностью получить отрицательную отметку.
Сочетание различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Система зачётов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам учащийся, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию.
Список литературы.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Гин А. А. Приёмы педагогической техники. М.,? Вита - Пресс? , 2000.
- Журнал "Завуч" №4, 2001; № 2, 8, 2002.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Воронеж, ? Учитель? , 2001.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е. С. Полат), М., 2000.
- Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М., институт практической психологии.
- Педагогика (под редакцией П. И. Пидкасистого). М., 1998.
- Профессиональная педагогика, М., 1999.
- Рыжкова В. Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников. ? Завуч? , №8, 2003.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.