ТДЦ:
- познавательный аспект:
- создание условий для расширения знаний учащихся о творчестве Салтыкова-Щедрина;
- развивающий аспект:
- способствовать развитию информационной
компетентности через работу со словарями,
справочной литературой, текстами художественных
произведений;
- способствовать развитию коммуникативной
компетентности через работу в группе;
- способствовать развитию культурологической
компетентности.
- воспитательный аспект:
- развитие нравственных качеств на примере
культуры родного края;
- развитие эстетических вкусов учащихся через
приобщение к искусству слова.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование:
- доска;
- портрет Салтыкова-Щедрина;
- иллюстрация;
- компьютер;
- проектор;
- раздаточный материал.
Ход урока:
Оргмомент.
Слово учителя:
- Приветствуем всех собравшихся. Надеемся, что время, проведенное на этом занятии, будет интересным и полезным.
Мотивация и целеполагание.
Слово учителя:
- Городу Кирову более 600 лет, и одна из страниц его культурного прошлого тесно связана с именем великого русского писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Семилетняя вятская ссылка была важнейшим этапом в его биографии. В городе сохранилось немало мест, которые напоминают нам о жизни и деятельности писателя в старой Вятке. А что знаем мы об этом периоде жизни Салтыкова-Щедрина? Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Читая Щедрина…”. Мы попытаемся открыть завесу истории и рассмотреть, какое значение имела вятская ссылка в жизни писателя и как она отразилась в его произведениях.
Первичное усвоение нового материала.
1. Слово учителя:
- Перед нами портрет писателя. Вглядимся повнимательнее.
“Из-под густых и тяжелых надбровий прямо в глаза вам смотрит отчаянный, почти безумный в своей горечи, какой-то вопрошающий вас взгляд – взгляд великого русского писателя. И в этих глазах – весь путь, все наследие, школа мысли и чувства тех, кто любил свою родину “сквозь слезы”, кто боролся за все прекрасное в ней, выйдя один на один, как богатырь в поле, на схватку с безобразными масками, искажавшими это прекрасное”.
Это он, молодой, тогда еще Салтыков, прибыл в Вятку в мае 1848года.
А сейчас я даю слово ребятем, которые представят презентацию “Читая Щедрина…”. (Приложение 1)
2. Слово учителя:
“… из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец миру…” - так писал о Вятке М.Е. Салтыков-Щедрин в своих “Губернских очерках”, созданных после возвращения из ссылки.
“Губернские очерки” - одно из этапных произведений русской литературы. Они плотно насыщены вятскими наблюдениями и переживаниями автора. Именно здесь начинают появляться приемы будущей зрелой салтыковской сатиры. Особенно показательна в этом отношении в рассказе “Княжна Анна Львовна” сатирическая классификация чиновников по видам рыб: чиновники – осетры, пискари, щуки….
3. Инсценировка. (Салтыков-Щедрин М.Е. “Губернские очерки”, отрывок из главы “Анна Львовна”)
Применение знаний и умений.
Слово учителя:
- Играем “Литературный ринг”. В борьбу вступают две команды:
1-я – “Дикий помещик”
2-я – “Премудрый пескарь”
1) Конкурс “Викторина” - за каждый правильный ответ – 1 очко;
Викторина
I блок:
- Где и когда родился Салтыков-Щедрин?
- За какое произведение Салтыков-Щедрин был арестован и сослан в Вятку?
- Назовите годы вятской ссылки писателя.
- Какое произведение явилось итогом вятской ссылки писателя.
- Назовите художественные приемы, которые использует Салтыков-Щедрин в своем творчестве.
Ответы:
- 1826, Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.
- Повести “Противоречие” и “Запутанное дело”, 1848.
- 1848 – 1855.
- “Губернские очерки”.
- Аллегория и гротеск.
II блок:
- Как звали княжну в сценке из “Губернских очерков” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина?
- Сколько ей было лет?
- Назовите фамилию предполагаемого жениха Анны Львовны.
- Назовите классификацию князем чиновников.
- К какому классу относится Техоцкий, и о чем просит Анна Львовна?
Ответы:
- Анна Львовна.
- Скоро минет 30 лет.
- Техоцкий.
- Чиновники – осетры, пискари, щуки…
- Пискарь – в щурята.
III блок:
Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина:
- “…прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто”.
- “…стал думать, чем бы ему свою душу утешить. “Заведу, – думает, театр у себя. Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! и актерок с собой привози…”.
- “… об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно сворачивал: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин”.
- “… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают”.
- “… во все горло каркает: “Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!” И никто на него за это не сердится?”
Ответы:
- Премудрый пескарь
- Дикий помещик
- Топтыгин I (“Медведь на воеводстве”)
- Один из генералов (“Как мужик…”)
- Либерал (“Либерал”)
2) Конкурс “Кто больше назовет сказок Салтыкова-Щедрина” (1 мин на подготовку)
(В это время идет демонстрация слайдов Вятки второй половины XIX в. (Приложение 2))
3) Конкурс “Забытые слова”. Работа со словарем. Командам нужно объяснить значение забытых слов.
“Дикий помещик”:
Светец
Исправник
Супостат
Регистратура
“Премудрый пескарь”:
Светёлка
Фунт
Моцион
Колодники
(В это время продолжается демонстрация слайдов Вятки второй половины XIX в.)
4) Конкурс “Узнай сказку”. Командам за 1 мин нужно узнать сказку по иллюстрациям.
(Продолжается демонстрация слайдов Вятки второй половины XIX в.)
5) Конкурс “Объясни термин”:
“Дикий помещик” - аллегория
“Премудрый пескарь” - гротеск.
Рефлексия.
Игра “Составь вывод”.
Группы получают материал.
Задание: из отдельных слов составить предложение – вывод.
- Вятская ссылка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина длилась с 1848 года по 1855 год.
- Итогом пребывания Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в Вятке явились “Губернские очерки”.
- Аллегория и гротеск – одни из основных художественных приемов, которые использует в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
В это время жюри подводит итоги.
Команда, занявшая I место – 5.
Команда, занявшая II место – 4.
Слово учителя:
Благодарим всех за работу и желаем почаще брать с книжной полки произведения великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Приложение 3 (Буклет “Открытый урок”)
Оценочный лист
“Дикий помещик” | “Премудрый пескарь” | |
I блок: | ||
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
II блок: | ||
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
III блок: | ||
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
II конкурс | ||
III конкурс | ||
IV конкурс | ||
V конкурс | ||
Общее кол-во баллов | ||
Место | ||
Члены жюри
|