Тип урока – комбинированный урок.
Цели:
а) образовательная
- познакомить учащихся с историей создания романа;
- составить характеристику главного героя; проследить, как традиции семьи
- отразились на характере героя; проанализировать главу “Сон Обломова”;
- выявить причины появления “обломовщины”.
б) воспитательная
- воспитание внимательного читателя, любви к языку и
- литературе, интереса к чтению произведений И.А.Гончарова.
в) развивающая
- совершенствование навыков анализа художественного
- произведения; развитие умения выделять главное, анализировать.
Методы обучения:
- словесные,
- наглядно-демонстрационные,
- проблемно-поисковые,
- исследовательские.
Оборудование:
1) Презентация “Основные моменты жизни и творчества И.А.Гончарова”.
2) Презентация “Образ главного героя”.
3) Классическая музыка.
7. Технические средства:
1) Персональный компьютер.
2) Мультимедийный проектор.
3) Экран.
План урока.
№ | Этапы урока | Цель этапа | Форма |
1. | Организация начала урока. | Сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока. | |
2. | Проверка домашнего задания. Проверка ранее изученного. | Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. | Опрос. Презентация |
3. | Подготовка к основному этапу занятия. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | Слово учителя |
4. | Усвоение новых знаний. | Составить портретную характеристику главного героя; выяснить причины появления “обломовщины”. | Презентация- работа с текстом, составление таблицы |
5. | Первичная проверка усвоения знаний. | Установить уровень понимания учащимися учебного материала. | Проверка таблицы |
6. | Закрепление знаний. | ||
7. | Обобщение и систематизация знаний. | Обобщить и систематизировать полученные на уроке знания по теме. | Беседа |
8. | Контроль и самопроверка. | ||
9. | Подведение итогов. | Выставление оценок, выводы по проведению урока. | |
10. | Информация о домашнем задании. | Инструктаж по работе над сочинением. | Сочинение-рассуждение |
Ход урока
1) Звучит классическая музыка, на экране тема урока, портрет Гончарова И.А., высказывание о нем (1 слайд). Вступительное слово преподавателя о писателе, сообщение темы урока и цели урока.
2) Блиц-опрос “Основные моменты жизни и творчества писателя”, за правильный ответ учащиеся получают смайлики.
Вопрос | № слайда |
|
1-2 3-4 5 6-7 8-9 10-11 12 13-14 15-16 16-18 19-20 |
3) Подведение итогов опроса, выставление оценок.
4) История создания романа. Сообщение преподавателя.
Замысел нового романа сложился у автора еще в 1847 году. Два года спустя была опубликована глава “Сон Обломова” - увертюра всего романа. Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появление полного текста романа, сразу завоевавшего огромный успех: “Обломов и обломовщина, облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи” (А.В. Дружинин). Роман читала вся образованная Россия, но мнения о смысле романа резко разделились. Мы с вами уже говорили о двух точках зрения на роман критиков Дружинина и Добролюбова.
5) Образ главного героя. Презентация, слайд № 23.
Работа с текстом – чтение главы 1 (слайды 24-28).
6) Заполнение таблицы “Образ героя” (слайд 29) – самостоятельно.
Внешность | Образ жизни | Привычки | Одежда | Черты характера |
7) Учащиеся зачитывают характеристику героя, делают выводы.
8) Почему же главный герой ведет такой образ жизни? Ответ находим в главе “Сон Обломова”.
9) Глава “Сон Обломова”, имеет самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: “Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный “Сон Обломова”, придав ему в общей композиции своего рода символическое значение… В составе романа “Обломов” этот ранний очерк стал играть роль предварительной истории, важного сообщения о детстве героя”.
Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала “стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и “Сон Обломова”.
10) Опережающее домашнее задание – сообщения по главе “Сон Обломова”:
1) “Благословенный уголок” - идиллия жизни Обломовки.
2) “Один день в Обломовке” - распорядок жизни семьи.
3) “Учеба Илюши Обломова” - отношение героя и его родителей к учебе.
11) Что подразумевается под словом “обломовщина”? – ответы учащихся.
12) Подведение итогов урока, выставление оценок.
13) Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение “Какую роль в воспитании и образовании человека играют традиции и обычаи семьи?” (на примере семьи Обломовых) – слайд 32.