Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях и на уроках инновационного характера

Разделы: Литература


Важнейшей задачей, которая стоит перед современной школой, - значительное улучшение литературного и эстетического воспитания учащихся. Большую роль в этом отношении играет внеклассная работа по предмету.

Внеклассная работа позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, читательских, музыкальных, театральных, встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности должен выступать интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способом творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь: можешь попробовать себя в роли актера, чтеца и т.п. Не последнюю роль играет здесь установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на конечный результат: литературный турнир, литературно - музыкальную композицию, устный журнал, постановка спектакля и т.п. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое); отношения учителя и учащихся отличает откровенность и неформальность, атмосфера сотворчества.

Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством. Прообразом многих форм современного урока литературы, признанных инновационными, является внеклассная работа по предмету. Современный урок, сохраняя присущие ему характерные признаки, представляет собой не статичную, а постоянную развивающуюся форму учебного процесса. Есть все основания утверждать, что совершенствование учебного процесса по-прежнему определяется развитием классно-урочной системы с использованием урока в качестве связующего звена в интеграции различных форм обучения, хотя, очевидно, будет расширяться и круг нестандартных форм обучения. Сегодня выделяется следующее многообразие форм урока литературы: традиционные формы (уроки изучения биографии писателя, уроки художественного восприятия текста, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие уроки, урок формирования литературоведческих понятий, уроки обучения творческим работам, уроки анализа творческих работ), и нетрадиционные формы урока (урок - раздумье, урок - погружение, урок - пресс-конференция, урок - соревнование, урок – общественный смотр знаний, театрализованные уроки, урок – литературная встреча, урок – заочное путешествие).

Многообразие форм проведения урока - одно из условий развития у учащихся интереса к литературе как к предмету, повышения познавательной активности учащихся. Целесообразность нестандартных уроков обусловлена необходимостью придания традиционным типам урока игровых, дискуссионных, оценочных форм.

Одной из форм, активизирующих внимание учеников к изучаемому материалу, повышающих интерес к уроку литературы, является урок - путешествие. Этот урок может быть как вступительным, так и заключительным. Учитель предлагает детям заочно отправиться по местам, связанным с жизнью писателя, поэта, его произведениям, творчествам. Уместно будет привлечение иллюстраций тех мест, в которые предлагает отправиться учитель. Урок - путешествие, как заключительное занятие, требует более объемной подготовки. Кто-то из учеников подбирает музыку к уроку, кто-то отвечает за оформление. Ученикам для выступления на уроке предварительно даются задания. Например, можно рассказать о близких писателя, представить день писателя, поэта, полный гостей и разговоров, которые они могли бы вести, музыки, которая звучала в доме. Можно представить монолог от имени какого-либо предмета, бывшего свидетелем разговоров, бесед тех времен в виде воспоминаний или дневника. Можно поставить инсценировку, связанную с темой урока. В роли “искусствоведа” может выступать как учитель, так и ученик. Задача “искусствоведа” на заключительном уроке - объединить все виды деятельности, все сообщения в единое целое. Уроки - путешествия дают возможность учащимся заочно побывать в местах, дорогих каждому россиянину, пробуждают такие уроки и интерес к литературе, к культуре. Урок - путешествие может быть и по творчеству писателя, и по произведениям.

Другой формой нестандартного проведения урока литературы является литературная встреча, которая может быть организована на разных этапах обучения. Цель встречи - углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень осмысления или усвоения материала, а главное - вызвать интерес к предмету, увлечь учащихся литературой. Встречу можно вести как учителю, так и приглашенному гостю. Они могут быть посвящены творчеству писателя, поэта, которые изучались по программе, а также произведениям для внеклассного чтения. Литературная встреча может иметь следующие элементы: обсуждение вопросов, защиту рисунков, защиту стенной газеты, основой для которой могут быть сочинения учащихся, высказывания критиков; инсценирование отрывков произведений; проведение викторины, при этом викторина помимо познавательных целей вносит в учебную встречу и элемент разгрузки; чтение наизусть отрывков; подведение итогов.

Урок - пресс - конференция требует предварительной подготовки учащихся, умения самостоятельно находить нужный материал по теме в критических статьях. Развивается умение самостоятельно анализировать произведения. Школьники самостоятельно решают сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному материалу и высказывать свои обоснованные суждения. В конце урока - пресс-конференции необходимо сделать выводы и обобщения. Такой урок способствует развитию мышления учащихся, помогает овладеть умениями, связанными с самостоятельной работой.

Одной из интересных форм проведения урока является театрализованный урок. Это может быть игровая работа всего класса или работа группы.

Такой урок доступен и интересен школьникам любого возраста. Подготовительная работа включает в себя выбор темы, распределение ролей, создание сценария, проведение нескольких репетиций, обсуждение условностей. Такой урок вызывает у детей творческую активность, развивает навык выразительного чтения, работу воображения, учит школьников слушать и слышать, наслаждаться художественным словом.

В современной школе одним из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, является и интеграция предметов, таких, как история и литература, литература и русский язык, литература и МХК, литература и изобразительной искусство. Процесс интеграции ставит своей задачей не только пересмотр содержания гуманитарных уроков, но и поиск главных технологий осуществления интегративного подхода, синтеза урочной и внеурочной форм работы, активного включения учащихся в творчество, работу школьного театра, музейную работу, написание стихов, работу в архивах и т.п.

Внеклассная работа по литературе изначально - в силу природы искусства - явление многовариантное, и поэтому ее строгой классификации нет.

Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности учащихся, присущие внеурочной деятельности, не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. В условиях педагогической организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах.

Младших подростков особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм: драматизациям, инсценировкам литературных произведений, играм-фантазиям. Постепенно усиливается познавательная активность подростков, и в 6, 7 классах это проявляется в особом интересе ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало, например, им интересна роль экскурсовода в воображаемом путешествии, участие в турнирах знатоков, конференциях.

В массовой практике школ наиболее представлена внеклассная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя. Она чаще всего ведется параллельно программному изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Этот тип внеурочной работы синтетичен по своему характеру, так как может включать и элементы краеведения, и разнообразную творческую деятельность учащихся: выразительное чтение, драматизацию.

Такая работа проводится и в Томском государственном педагогическом колледже на встречах в литературной гостиной.

Литературная композиция по творчеству А.Ахматовой:
“Мне дали имя при крещенье – Анна!”

Голос ее благороден.
Облик ее прекрасен.
Подвиг ее народен
Смысл ее песен ясен.

И.Дудин

1.

В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье – Анна.
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году…

2. Анна Андреевна Горенко родилась 23 июня 1889 года под Одессой в семье морского офицера, но вскоре семья переехала в Царское Село, где она росла, училась в гимназии. Позднее, когда осознает себя Поэтом, выберет себе псевдоним – Ахматова – фамилию прабабушки – татарки. Она ступала по тем же дорожкам, по которым бегал юный Пушкин, Рылеев, она дышала тем же воздухом. Не это ли начало ее поэтической судьбы?

3. Стихи начала писать очень рано и сразу же заявила о себе как поэт с большой буквы, так как уже в ранних стихах “прекрасная мысль выражалась прекрасно”. Причина популярности Ахматовой была в искренности, в откровении человеческой души.

4.

Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет.
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: “Воскресни!”
Но вдруг поймет, что невозможно жить,
Без солнца телу и душе без песни.

5. Героиня ее поэзии – Любовь, Любовь ко всему миру: к любимому, к Родине, к родному языку, к истории Отечества. Любовная лирика А.Ахматовой удивительно универсальна по отношению к любимому. Любовь у нее земная, с муками ревности, бурными разрывами и примирениями.

6.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка”
Все, что было. Уйдешь, я умру.
Усмехнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру!”

7. Героиня дооктябрьских стихов Ахматовой – любящая, гордая женщина, которую можно разлюбить и отвергнуть, но нельзя унизить и подчинить своей воле.

8.

Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной господней воле
Я не хочу ни трепета, ни боли.
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
Но видишь ли! Ведь я пришла сама.
Декабрь рождался, ветры выли в поле.
И было так светло в твоей неволе
А за окошком сторожила тьма.
Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, то в дом свой странницу пустил.

9. Много исповедальных стихов у А.Ахматовой. Она как бы обнажает свою и наши души.

Помолись о нищей, о потерянной
О моей живой душе.
Ты, в своих путях уверенный,
Свет узревший, в шалаше.
И тебя, печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.

10. Почти все стихи о любви небольшие по объему и написаны от первого лица, но есть и завершенные баллады: “Рыбак”, “Сероглазый король”. Блестящее музыкальное исполнение этого произведения А.Вертинским сделало стихотворение одним из лучших романсов.

(Звучит баллада “Сероглазый король” в исполнении А.Вертинского)

11. Многие стихи о любви она посвятила своему любимому мужу, талантливому поэту Николаю Гумилеву. К.И.Чуковский вспоминал: “Познакомил меня с А.Ахматовой в 1912 году ее муж, молодой поэт Н.Гумилев, назвав ее своей ученицей. Тоненькая, стройненькая она походила на робкую 15-летнию девочку. Прошло года три, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее Личности – величавость. Слово “царственная” приходило в голову всем, кто знали А.Ахматову”.

12. А. Ахматова писала: “Гумилев – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей”. Но они расстались, каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Н.Гумилев был расстрелян 24 августа 1921 года по постановлению Петроградского Губчека, который обвинил его в заговоре против Советской власти. Но по последним данным никаких активных действий Н. Гумилев не предпринимал.

13. На его смерть А.Ахматова откликнулась стихотворением:

Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я,
Любит, любит кровушку
Русская земля.

14. Жизнь А.Ахматовой проходило в суровое время и не щадила ее нежную душу. Но эта душа оказалась стойкой, высоконравственной, способной переносить все лишения и беды.

15. “Музыка революции”, о которой писал А.Блок, В.Маяковский, ею не была слышана, но Любовь к Родине была для нее чувством святым. В роковой час испытаний А.Ахматова осталась в России со свершившим революцию народом, разделив с ним и радость, и непогоду. Она писала:

16.

“Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: “Иди сюда”,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

17. Эта глубоко выстраданная патриотическая мысль звучала и позже в ее стихах.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

18. Творчество большого Поэта приветствовали многие: А.Блок, К.Чуковский, Б.Пастернак, М.Цветаева и другие. Однако время было суровое: “в ее стихах критики – льстецы, лизавшие пятки власти, усмотрели “невротические и покорно-страдальческие эмоции”.

19. Началось вынужденное молчание А.Ахматовой: ее не печатали. Однако слава не отходила от ее порога, хотя ей А.Ахматова не придавала особого значения. А.Ахматовой посвящает стихи А.Блок, Б.Пастернак, М.Цветаева. А.Вертинский пел на слова А.Ахматовой.

(Звучит стихотворение “Чернеет дорога” в исполнении А.Вертинского).

20. Удары сыпались градом. Исполнилось ее предчувствие трагедии в роковой “Молитве”, которую она написала в 1915 году.

21.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

22. Эту “молитву” при встрече ей напомнила М.Цветаева: “Как Вы такое могли написать: “Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар…”. Разве Вы не знаете, что в стихах все сбывается”.

23. А.Ахматова прошла через горе и муки своего народа. Она писала:

“Я тогда была с моим народом,
Там, где мой народ к несчастью был.”

Рискуя личной жизнью, она в разгар сталинских репрессий написала поэму: “Реквием”. Написала в ней она о том, о чем думала, что переживала в страшные годы, которые провела в тюремных очередях, чтобы даже не увидеть, а хотя бы что-то узнать о своем невинно заключенном сыне, сыне Николая Гумилева, о Льве Гумилеве, ныне крупном ученом-историке. Его арестовывали трижды: 1935 г., 1939 г., 1948 г.

24. В “Реквиеме” ее плачем, воем о сыне кричит “многомиллионный народ”. С горечью и болью она пишет о погибших:

“Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать”.

25. Поведение А.Ахматовой в годы Великой Отечественной войны было безупречно мужественным. Ее голос звучал набатом веры в Победу.

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит”.

26. Она воевала по-своему – стихами звала к мужеству, стойкости.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебе, русская речь,
Великое русское слово.

27. Она успела увидеть Победу и запечатлеть ее в стихах по-своему.

Где елей искалеченные руки
Взрывали к мщенью – зеленеет ель.
И там, где сердце ныло от разлуки –
Там мать поет, качая колыбель.

28. Однако судьба вновь испытывает ее прочность Любви к Родине, своему народу несправедливой критикой в ее адрес со стороны Жданова, не увидевшего в ее поэзии высоких гражданских порывов души.

29. После вынужденно полосы молчания А.Ахматова ушла в переводы и литературоведческое исследование об А.Пушкине.

30. В 60-е годы она вновь вернулась к читателю:

“Многое еще, наверное, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым …”

31. В конце жизни к А.Ахматовой приходит заслуженное признание: ей присуждается Международная поэтическая премия, Оксфордский университет присуждает ей степень Доктора литературы.

32. Много несправедливых обид и горя видела А.Ахматова. Но поражает в ее личности умение подняться над мелочами жизни, серыми буднями и в беде сохранить царственную величавую походку и бесстрашную гордость. Она прекрасно знала высокую цену своим творениям, оставаясь доступной, готовой помочь всем, кто в этом нуждается.

33. Имя А.Ахматовой заслуженно вернулось к нам сегодня в первозданной чистоте. Свершилось то, о чём она страстно мечтала:

“Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети”.

34. Сегодня А.Ахматова – самый читаемый поэт (она не любила, когда ее называли поэтессой).

Исполнилось предчувствие Н.Гумилева, что А.Ахматова – Поэт от Бога.

Из жизни ушла в 1966 году. Похоронена под Ленинградом.

На встречах в литературной гостиной, студенты, будущие филологи по дополнительным специальностям, не просто знакомятся с методикой проведения этих мероприятий, выступают в роли актеров, чтецов, но и обогащают свой внутренний мир прекрасным. Такие мероприятия вызывают у студентов творческую активность, развивают навык выразительного чтения, работу воображения, учат слушать и слышать, способствуют духовному росту, учат тому, как помочь ученику пережить “умные эмоции” общения с искусством, овладеть формами общения с искусством.