Компетентностный подход к формированию эмоционально-личностного отношения к миру на занятиях по литературе

Разделы: Литература


Культура современного человека – это умение общаться с Миром, видеть, слышать его, восхищаться им, беречь его, чувствовать в нем свое место и свою опору. Дисциплина “Литература”, предусмотренная рабочим учебным планом по специальности 050704 Дошкольное образование, направлена не столько на овладение студентами определенными познаниями в области литературы как предмета, сколько на формирование эмоционально-личностного отношения к миру, общей культуры человека. Что лучше литературы поможет молодому человеку разобраться в существующих нравственных проблемах, приобщить его к вечным духовным ценностям, найти и познать в себе Человека. Подготовить выпускника к встрече с самим собой и со своим Будущим – вот, что важно. Дело это очень непростое и деликатное.

Итак, овладеть основами литературоведческого анализа не то же самое, что научиться жить в современной мире, быть человеком не только критически мыслящим, но и социально защищенным. Таким образом, студент как субъект должен познать не только учебные, научные, но и психологические, социальные, духовные закономерности и свои личные возможности.

Развитие, обучение и воспитание личности студента в интересах самой личности и общества, подготовка человека к успешной преобразовательной деятельности в современном социуме происходит в том числе через формирование профессиональной компетентности. Цель занятий по литературе – повернуть студента к общечеловеческому содержанию и значению художественного слова, раскрыть личностно ценный смысл знаний о литературе; обращение с художественным произведением как с “субъектом общения”; формирование способности сопереживать. Компетентностный подход позволяет преподавателю реализовать субъектно-объектный, интерактивный образовательный процесс, в результате чего возрастает читательский интерес и культура студентов.

В основе концепции курса литературы по специальности 050704 Дошкольное образование в педагогическом колледже – синтония (созвучие духовного мира воспринимающей личности и автора). То есть студенты пытаются самостоятельно интерпретировать художественный текст и соотносить его со своими внутренними установками и представлениями.

Среди специальных компетенций, формируемых у выпускников-дошкольников, особое внимание обращается на их умение:

- понимать самоценность, целостность и неделимость личности будущего воспитанника – растущего человека, способствовать развитию душевных сил ребенка в ходе взаимодействий с окружающим миром людей, природы, вещей, с миром культуры;
- способствовать успешному всестороннему, свободному и творческому развитию личности ребенка, формировать у ребенка положительную “Я”- концепцию личности;
- создавать психолого-педагогические ситуации для совместного с ребенком проектирования его жизнедеятельности.

Итак, педагогу предстоит принять участие в самом начале пути духовного становления личности. Мастерски это способен осуществлять только человек с сформированным эмоционально-личностным отношением к миру.

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира предполагает работу преподавателя над такими качествами студента, как восприятие, реагирование, усвоение и организация ценностной ориентации, ее распространение на деятельность.

Восприятие подразумевает готовность и способность студента воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира, в том числе через художественные образы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить на это внимание студента. Работа педагога в этом направлении формирует активную позицию студента: он прислушивается к слову художника, пытается осознать художественно-образное восприятие мира, проявляет восприимчивость к проблемам жизни.

Реагирование подразумевает активные проявления, исходящие от самого студента. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Позиция студента в данном случае заключается в том, что он добровольно знакомится (читает) художественное произведение, участвует в обсуждении его проблематики на занятии, проявляет интерес.

Усвоение ценностной ориентации заключается в её принятии, в предпочтении той или иной ценностной ориентации, в убежденности. Организация ценностных ориентаций охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Студент целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, отстаивая тот или иной идеал.

Распространение ценностной ориентации на деятельность обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль. Студент пытается, к примеру, определить черты своего любимого произведения, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями. Эта категория обозначает такой уровень ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.

На занятиях по литературе также происходит формирование когнитивных компетенций – готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремления к саморазвитию, одним словом, к постоянному обогащению своей профессиональной компетентности.

Литература:

1. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М.,2004.
2. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством – М., 2003.
3. Попова Е.В. Ценностный подход в изучении литературы. – М, 2003.
4. Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: Просвещение, 1993.