Внеклассное чтение в 5-м классе. Уроки-сказки Евгения Шварца "Два брата"

Разделы: Литература


Цели:

  • расширить представление учащихся о литературной сказке;
  • показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
  • развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» - верхняя полка выставки; Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» - нижняя полка выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).

  • Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
  • Какая особенность сказочного повествования?
  • Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев? Какими их видим в начале сказки, в финале?)

Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло, которое он сделал.

Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.

Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров - сказка. Как сказал Е. Шварц, «сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Евгений Шварц - новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки

Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой - мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».

Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

3. Работа по тексту сказки.

Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»? Услышали ли вы голос автора? (аналитическая беседа).

- Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).

Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит?

- А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?

- Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда...

- Что произошло?

- Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

- Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к печальным последствиям).

«В какой длинный путь она отправилась ради него»,- эта фраза о Герде звучит в сказке «Снежная королева». И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное испытание.

О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)

- Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)

- Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).

- Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?

- Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился»).

- Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины.

- Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло? (портрет отца).

В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради него? Еще и ради себя, своей семьи. - Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему?

4. Итог урока.

А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).

Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей. (Надя)

У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а мама огорчается. (Артем)

Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она плачет. (Наташа)

Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут зло. (Татьяна)

Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)

Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если порой злишься на кого-то, потом все-таки нужно признать свою вину. Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости. (Катя К.)

Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям, даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их бездумно. (Иван)

5. Домашнее задание:

Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».

Презентация.