Цель урока: опираясь на впечатления и полученную информацию, мотивировать к дальнейшему самостоятельному знакомству с культурой и искусством Древней Греции.
Задачи:
Образовательные:
- дать историческую справку об истории появления древнегреческого театра;
- познакомить с жизнью и творческим наследием великих поэтов и драматургов Древней Греции;
- выявить основную направленность древнегреческих трагедий и комедий.
Развивающие:
- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;
- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.
Воспитательные:
- Пробудить интерес к театру, стремление быть участниками театральных действ.
- Способствовать обогащению нравственными критериями, присущими древним грекам и актуальными в наше время.
Методическое оснащение урока:
Презентации: “ Театр Древней
Греции”, “Жизнь Эдипа”, материал для
театрализации (сцены из трагедий).
ТСО: слайд-проектор, компьютер.
Этапы деятельности.
Историческая справка о возникновении театра в Древней Греции.
Знакомство с жизнью и творчеством поэтов и драматургов: Эсхила, Еврипида, Софокла, Аристофана, Гомера.
Знакомство с актерской игрой и костюмами в древнегреческом театре.
Организация театрального действа или чтение в лицах сцен, созданных по мотивам древнегреческих трагедий.
Коллективное составление словаря на основе прочитанных отрывков.
Краткое содержание урока.
На первом этапе урока учитель дает историческую справку об истории возникновения древнегреческого театра, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов презентации. Обучающиеся на этом этапе и на всех последующих этапах урока создают словарь исторических терминов.
Второй этап урока посвящен знакомству с деятельностью актеров театра Древней Греции. Подготовленные ученики делают краткие сообщения и сопровождают их показом слайдов этой же презентации. Результатом моет служить словесное рисование внешности и игры актеров этого театра.
Третий этап – творческая переработка информации. Учитель предлагает попробовать детям себя в роли актеров. Театрализация не готовится заранее. Сцены из трагедий можно читаются сразу со слайдов презентации “Жизнь Эдипа” и с листа со сценой из “Одиссеи” Гомера, переработанной автором составителя урока. Таким образом. Дети становятся непосредственными участниками познавательного процесса, что гарантирует прочное усвоение информации и эмоциональное восприятие материала.
Итогом урока служит анализ эпиграфов, предложенных учителем в начале урока. Они являются логическим завершением и помогают осознать, каким ярким явлением в древнегреческой культуре был театр.
Ход урока
1. Мотивация.
На доске эпиграфы:
“Счастлив тот, кто это видел, Перед тем, как в
могилу сойти…”
Пиндар.
“Каждое произведение искусства неизбежно
должно носить в себе черты своего времени”.
П.И. Чайковский.
Учитель предлагает прочитать эпиграфы и в конце урока выявить их логический смысл, пояснить, как они характеризуют особенности древнегреческого театра.
2. Вступительное слово учителя. Одним из замечательных явлений древнегреческой культуры был театр. Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни).
Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, тэатрона и скены. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел.).
Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. Передняя стена скены, имевшей обычно вид колоннады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со временем большое значение в оформлении спектакля.
Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом.
По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу с диаметром 27 м. Она была расположена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом.
Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей.
Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла, Фесея и других. Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврипида, великого Гомера и Аристофана, замечательного комедиографа древности.
(слайды № 4-10 Презентация №1)
3. Подготовленные ученики рассказывают об актерах (на протяжении всего рассказа учащиеся выписывают в словарь новые понятия).
1 ученик: Феспид был первым афинским трагическим поэтом. По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста (второго актера), а младший современник Эсхила Софокл тритагониста (третьего актера) Основные роли исполнял в драме протагонист (первый актер).
Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса, актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актерами могли быть только свободнорожденные. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства.
2 ученик: Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.
3 ученик: Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.
Маски проникли в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и коварного.
Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.
Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась также борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом, увеличивавший рост актера.
4 ученик: Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гиматия (широкий плащ со складками вокруг тела) и хламида (короткий плащ с застежкой на плече). На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.
5 ученик: Обувь трагического актера называлась котурнами. Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост актера. Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.
Учитель дает задание: составьте словесное описание внешности древнегреческого актера и его игру на сцене, используя новые термины.
(Слайды № 11-12 Презентация 1)
4. Учитель предлагает для театрализации два отрывка по мотивам “Одиссеи” Гомера (Приложение №2) и трагедии Софокла “Царь Эдип” (Приложение №1), или (Презентация 2) (зрители продолжают составление словаря).
С содержанием “Одиссеи” на уроках литературы учащиеся уже знакомы, содержание трагедии “Царь Эдип” перед театрализацией передает подготовленный ученик:
Задача греческой трагедии - указать человеку истинный путь, где он может обрести единственно возможную самостоятельность. Таков миф об Эдипе, которому посвящены трагедии Софокла "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне". Но уникальность данного мифа в том, что он соединил в себе все ключевые темы эллинской культуры.
Эдип - сын фиванского царя Лая, проклятого богами за совершённые им преступления, и Иокасты. Оракул предрёк Лаю смерть от руки собственного сына. По этому тот приказал проколоть новорождённому младенцу ноги и бросить его в пустынной местности. Однако царский пастух сжалился над ребёнком и отдал его другому пастуху из Коринфа. Тот отнёс мальчика к своему бездетному царю Полибу, который назвал его Эдипом ("с опухшими ногами") и воспитал как своего сына.
Когда Эдип вырос, он узнал от оракула, что судьба уготовила ему страшную участь: убить отца и жениться на матери. Юноша всеми силами, в меру своего разумения, стремится избежать предначертанного. Он уходит от тех, кого (ошибочно) считает своими родителями. Но от судьбы не уйдёшь. На перекрёстке дорог Эдип встречает знатного мужа со слугами. Этот человек повёл себя заносчиво. Завязалась драка, и Эдип убил оскорбителя (не зная, что это и был его отец Лай).
Продолжая странствия, Эдип встретил недалеко от Фив Сфинкс - чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, насланное богиней Герой на Фивы. Оно задавало каждому прохожему вопрос и не ответившего на него убивало. Многие фиванцы приняли смерть от этого существа (чей облик символизировал собой природную стихийность и бесформенность). Правитель Фив Креонт пообещал тому, кто отгадает загадку Сфинкс, престол в Фивах и руку своей сестры Иокасты - вдовы Лая. Эдип решился на встречу с чудовищем. Вопрос звучал так: "Кто утром ходит на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх?". Мудрый Эдип ответил: "Человек", - и разгадал загадку. (В младенчестве человек ползает на четвереньках, а на закате жизни опирается на палку - "третью ногу".) Так разум восторжествовал над природной стихией и подчинил её. Теперь уже Сфинкс предстояло умереть. Однако, прежде чем броситься в пропасть и погибнуть, чудовище предсказывает Эдипу его судьбу: "Ты сейчас торжествуешь, а себя-то самого ты не знаешь. Твоё будущее ужасно".
Не поверив в пророчество, Эдип получает обещанную награду - становится царём Фив и мужем Иокасты, не ведая, что это его мать. От брака родились дочери Антигона и Исмена и сыновья Этеокл и Полиник. Казалось бы, Эдип достиг вершины счасть я. Здесь-то и настигает его рок, карая за са мо до вольство и гордыню. На Фивы обрушилась чума (трагедия "Царь Эдип" была написана после чумы в Афинах). Прорицатель Тиресий сообщил, что причиной эпидемии является кара богов за убийство царя Лая. Эдип говорит, что сам покарает виновного. Но вот выясняется ужасная правда: он и есть убийца отца и муж собственной матери. Свершилось предначертанное судьбой. Не вынеся позора, Иокаста повесилась. Сам Эдип выколол себе глаза и отправился в добровольное изгнание. Проклятие, наложенное богами на его род, перешло к сыновьям, начавшим братоубийственную войну за власть над Фивами.
В отношении же самого Эдипа весы судьбы качнулись в другую сторону. Чаша его скорби была переполнена, и боги сжалились над ним. Сопровождаемый верной дочерью Антигоной, Эдип достиг пригорода Афин Колона, где боги даровали ему праведность и святость. У Эдипа появляется пророческий дар. Оракул говорит, что теперь на нём не скверна, а благодать. Место пребывания святого, а также место, где когда-нибудь упокоится его тело, - под защитой богов. Так, исполнив по собственной воле над собой приговор, человек преодолевает рок, тяготевший над ним. Эдип осознаёт свои границы, свою наивную самоуверенность, но и свои подлинные возможности. Ослепив себя и смирившись с судьбой, он обретает духовную зрячесть.
5. Учитель: Сегодня мы побывали в древнегреческом театре, узнали много о его архитектуре, деятельности актеров, сами побывали на месте древнегреческих лицедеев.
(Перечитываются эпиграфы и выполняется задание, данное в начале урока).
Появилось ли желание более глубоко исследовать культурное наследие Древней Греции?