Тип проекта: творческий.
Планируемый результат
- раскрыть идейно-эстетическое содержание сказок Л.С.Петрушевской «Волшебная ручка», «Путешествие в Дикий город» и д. р.
- Подобрать необходимый материал и составить аннотацию на научно-критические статьи, связанные с анализом сказок Л. Петрушевской
- Сопоставить фольклорные произведения с современной авторской сказкой
- Познакомиться с теоретическими понятиями (абсурд, гротеск, фантастический гротеск, фантастическая образность и т. д.)
- Представить результат работы в виде докладов, фотоотчётов, плакатов, иллюстраций к сказкам Л.С.Петрушевской
- Подготовить презентацию проекта
- Используя, специально разработанные, критерии оценок, оценить полученные результаты
Обучающие цели
- Формировать навыки и умения анализа художественного текста
- Раскрыть своеобразие современной сказки: определить функцию
- фантастической образности, гротеска, иронии, гиперболы, расшифровать авторский подтекст, задачи авторского замысла
Развивающие цели
- Развить исследовательские и творческие способности учащихся
- Сформировать навыки и умения сравнительно- сопоставительного анализа
- Сформировать навыки и умения выявлять в тексте традиции УНТ и новаторское
Воспитательные цели
- Сформировать любовь к современному литературному слову
- Раскрыть нравственный потенциал сказок Л.С.Петрушевской
- Сформировать у учащихся стойкий иммунитет к негативным явлениям духовной жизни современного общества
Проблемный вопрос
- Почему и в наши дни жанр сказки остаётся таким притягательным для современных писателей?
Наши задачи
- Дать характеристику и классификацию фольклорных сказок
- Сопоставить фольклорную и авторскую сказки, выявить их сходство и различия (на материале сказок А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» и народная сказка «Иван премудрый»)
- Дать классификацию сказок Л.С.Петрушевской
- Раскрыть своеобразие социальных сказок Л.С.Петрушевской
Сроки реализации
- Подготовка проекта – 1 четверть
- Презентация проекта – 3 урока
Подготовка проекта
- Формулировка названия проекта
- Формирование творческих исследовательских групп учащихся
- Самостоятельная работа учащихся в группах
- Подготовка ответов на вопросы к презентации проекта
- Индивидуальные консультации
- Выбор художественного произведения для обсуждения во время презентации проекта
Презентация проекта
Мы опускаем описание подготовки презентации проекта и предлагаем вашему вниманию основные моменты из письменных отчётов творческих групп, которые были озвучены во время презентации.
Группа «Фольклористы»
Цель работы творческой группы: дать характеристику народной сказки и составить классификацию жанров сказки
Письменный отчёт творческой группы «Фольклористов»
За время подготовки проекта мы прочитали сборники сказок: Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». М.,1958 г., Зеленин Д.К. «Великорусские сказки Пермской губернии». Спб., 1914 г., Азадовский М.К. «Сказки из разных мест Сибири». Иркутск, 1928 г., «Русские народные сказки Урала», Свердловск, 1959 г., Коровкин И. «Великорусские сказки в записях И. Худякова». М.-Л., 1964 г. Ознакомились с исследованиями: Пыпин А. «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских», Спб., 1858 г., Савченко С.В. «Русская народная сказка», Киев, 1960 г., Веселовский А.Н. «Статьи о сказке», М., 1957 г., Аникин В. «Русская народная сказка», М., 1975г., Пропп В.Я. «Морфология сказки», М., 1962 г., Ведерникова. Н.М. «Русская народная сказка». М., 1975 г., Чистов. К.В. « К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы», М., 1964 г., Мелетинский Е.М. «Герой волшебной сказки», Л.,1946г. На основании данного историко-литературного материала мы дали свою сжатую характеристику сказки и составили ее классификацию.
Характеристика сказки
Фольклорная сказка характеризуется наличием основного конфликта, представляющего собой борьбу добра и зла, тёмных и светлых сил, участием положительных и отрицательных героев, то есть антагонистов и протагонистов. Сюжетной линией сказки является стремление героя достичь желаемой заветной цели, преодоление трижды повторяющихся препятствий, исполнение желаемого. Устойчивые художественные детали, компоненты сюжета и композиции сказки - это троекратное повторение, волшебные предметы, магические числа, речевые клише, система мотивов, приём антитезы.
Классификация фольклорной сказки
- Сказки о животных
- Волшебные сказки имели магическое значение, связаны с мифами. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов.
- Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют гибкий ум, находчивость и ловкость.
- Бытовые сказки часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо известной сказочнику обстановке.
- Сказки-небылицы, небывальщины-разновидности сказки и прибаутки, где вымысел доведён до абсурда, чем достигается комический эффект.
Группа «Историко-литературные критики»
Цель работы творческой группы: выявить своеобразие литературной сказки, её сходства и отличия от фольклорного произведения.
Письменный отчёт творческой группы «Историко-литературных критиков»
Мы сопоставили литературную и фольклорную сказки с одним и тем же сюжетом (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» и народная сказка «Иван премудрый») и ответили на следующий вопрос: в чём сходства и отличия литературной сказки от фольклорного произведения?
На наш взгляд, сходство проявляется в следующем: одни и те же герои - царь, три невесты, рождённые дети; сюжет - сватовство, рождение детей, злая зависть, которая приводит к расставанию царя и царицы, счастливая развязка; мотивы - мотив зависти (старшие сёстры завидуют более удачливой судьбе младшей сестры); мотив обмана (в обеих сказках царя обманывают в том, что его царица родила не детей, а зверят); мотив оборотничества (царевич превращается в насекомое, в «Сказке о царе Салтане» - в муху, комара и шмеля, в сказке «Иван Премудрый» - в муху); мотив примирения (в финале сказок положительные герои прощают отрицательных героев, забывая прошлые обиды).
Различия между сказками состоит в том, что в пушкинской сказке появляются дополнительные персонажи, например, царь-девица лебедь, коршун-злодей, тридцать три богатыря, белочка, грызущая орешки; герои менее схематизированы, их поступки и желания более мотивированы: молодой царевич тоскует о своём отце, стремится его увидеть. А также в сказке возникают новые сюжетные ситуации (царь отправляется на войну); даются описания: океана, персонажей сказки - белочки, царицы-лебеди, которые постоянно дополняются, становятся более развернутыми. Так, о сказочной белочке говорит повариха с Бабарихой, затем её видят купцы во дворце Гвидона и, наконец, снова о ней рассказывают те же самые купцы, приехавшие к царю Салтану.
В народной сказке мы так же встречаем краткие, точные, лишенные метафоричности описания дворца, маршрута путешествия царевича. А. С. Пушкин в сказочном тексте разворачивает красочные картины убранства дворца Гвидона, создает образ живой морской стихии. Всё это придает пушкинской сказке более светлый, жизнеутверждающий характер.
Необходимо отметить, что описания царских чертогов чаще встречается в восточных, а не в русских сказках, придавая им орнаментальность и красочность.
Группа «Литературоведы»
Цель работы творческой группы: дать определения литературоведческим понятиям, составить статьи для школьного литературоведческого словаря.
Письменный отчёт творческой группы «Литературоведов»
Наша группа отвечала за составление литературоведческого словаря и систематизирование литературоведческих понятий. Мы выяснили значение следующих терминов: гротеск, фантастический гротеск, сарказм, абсурд, фантастическая образность:
- абсурд - бессмыслица, нелепость;
- гротеск - изображение людей или предметов в фантастически-преувеличенном уродливо-комическом виде;
- фантастический гротеск - изображение людей, предметов в фантастически-преувеличенном виде на фоне фантастической нереальной художественной действительности;
- фантастическая образность - несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением, опирающееся на впечатления действительности, которые либо обычно комбинируются, либо увеличиваются;
- сарказм – издевательство - едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Группа «Биографы»
Цель работы творческой группы: познакомиться с биографией Л.С.Петрушевской, жанровым своеобразием сказок писательницы.
Письменный отчёт группы «Биографов»
Нашей группе было дано задание собрать материал о биографии Л. С. Петрушевской, познакомиться со сказками писательницы, выявить их жанровое своеобразие.
Биография Л. С. Петрушевской
Петрушевская Людмила Стефановна - прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжёлое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения. Л. С. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 г в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыканта»(1973) была поставлена Р.Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол- редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни ХХ века», давшую название сборнику её драматических произведений). Проза Л.С. Петрушевской продолжает её драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приёмов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости; «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян». В 1992-повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!»- «Сказки, рассказанные детям»(1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996). Л.С.Петрушевская живёт и работает в Москве.
Классификация сказок Л.С.Петрушевской:
- Сказки-притчи, социальные сказки
- Небывальщина, сказка-анекдот
Группа «Художники-оформители»
Цель работы творческой группы: оформить к презентации проекта фотоотчёт, доклады, выставку иллюстраций-рисунков к сказкам Л.С.Петрушевской.
Письменный отчёт группы «Художников-оформителей»
В нашей группе 4 человека. В ходе подготовки к презентации проекта мы подготовили выставку иллюстраций по сказкам Л.С.Петрушевской, напечатали тексты докладов, подготовили плакаты для выступлений биографов, фольклористов, литературоведов, а также оформили творческий отчёт по проекту.
После выступлений творческих групп мы обратились к анализу выбранной учащимися сказки Л. С. Петрушевской «Волшебная ручка», чтобы на основе накопленных знаний раскрыть её идейно-эстетическое содержание. Работа над сказкой Л.С.Петрушевской «Волшебная ручка» - ключевое звено в презентации проекта: школьники в практической деятельности раскрывают свой творческий потенциал, учатся самостоятельно интерпретировать художественный текст.
Беседа по тексту была проведена на основе следующих заданий и вопросов, которые были предложены ребятам заранее.
Анализ сказки «Волшебная ручка»
Вопросы и задания
- Определите тему произведения.
- Почему сказка называется «Волшебная ручка»? Определите смысл названия.
- В чём своеобразие сюжета сказки?
- Какие приёмы использует автор в сказке «Волшебная ручка»?
Выявите разницу между литературоведческими понятиями «гротеск» и «фантастический гротеск»?
- Есть ли традиционные элементы фольклорной сказки в данном литературном произведении?
- Какой вывод звучит в конце сказки?
- Выделите в тексте слова и выражения, которые вербализуют авторский замысел?
- Против каких негативных нравственных и социальных явлений направлена сказка Л.Петрушевской?
В финале презентации литературного проекта учащиеся должны выполнить творческое задание: создать собственную сказку, стилизованную под произведение Л.С.Петрушевской. Ребятам предлагается: название сказки - «Будильник», герои - очки, графин с водой, подушка, будильник, сюжетная линия - будильник хочет жениться, финал сказки - будильник женился.
После того, как были созданы собственные варианты стилизованных произведений, ребятам была прочитана сказка Л.С.Петрушевской «Будильник». Таким образом, учащиеся получили возможность сопоставить свою творческую работу с художественным текстом. Мы предлагаем пример одной из таких творческих работ учащихся.
Сказка «Будильник»
Однажды Будильник захотел жениться. В газете он прочитал объявление о том, что на письменном столе собрались желающие вступить в брак. Прибыв на место, Будильник, первым делом, предложил руку и сердце Очкам. Но слабое зрение не позволило им разглядеть своего жениха, и наш герой не получил ответ на своё предложение.
Но он не отчаялся и вновь ринулся на поиски невесты. И вскоре его внимание привлекла симпатичная Книга. Но, увы, он её не заинтересовал. Она была слишком увлечена модным романом и не расслышала предложение незадачливого поклонника.
А кроме Графина, который Будильнику не очень понравился, больше поблизости никого не оказалось. Потеряв всякую надежду найти достойную невесту, Будильник рухнул на постель от усталости. Рядом лежала Подушка, которая уже давно искала себе вторую половинку. Они разговорились, а утром сыграли свадьбу.