Цели урока:
- Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- Воспитывать стремление к знаниям
Тип урока: введение нового материала
Оборудование: потрет И.А. Крылова, выставка книг И.А. Крылова, иллюстрации к басне «Мартышка и очки».
Ход урока
- Организационный момент
Речевая зарядка
Здравствуйте, ребята!
Раз, два - выше голова,
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть!
- Актуализация
Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте угадать одно пропущенное слово.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
… - лучший спутник мой и друг! (Книга)
Ответы детей
Правильно, молодцы, ребята! Это слово – книга! Она наш лучший друг, потому что книга – источник знаний, а знание – это сила! Позже мы с вами убедимся, что незнание и невежество делают человека слабее и такие люди часто оказываются в неловком положении.
- Основная часть
Сегодня мы начнем знакомство с жизнью и творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Ребята, как вы думаете, что значит слово «баснописец»?
Ответы детей.
Правильно, это слово состоит из двух слов: «басня» и «писать». Баснописец значит человек, который пишет басни. А что такое басня, вы мне сами скажете в конце урока. Посмотрите на портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова. Его портрет вы также можете найти на развороте учебника. Скажите, пожалуйста, ребята, каким человеком кажется вам Иван Андреевич? (краткий анализ портрета А.И. Крылова). Ребята, а теперь послушайте небольшой рассказ о нем.
И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану было 10 лет, умер его отец. После него у ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовались для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Но мечтал стать литератором. Он много читал и эти восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий. Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер на 70 году и написал более 200 басен.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты и мелкие чиновники и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Ребята, а это мы узнаем, когда ознакомимся с его баснями. Сегодня мы прочитаем басню «Мартышка и очки».
- Физкультминутка
Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки.
По деревьям мы тихонечко полазим,
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну, теперь, лев, не страшен ты для нас!
- Чтение басни «Мартышка и очки» учителем. Словарная работа.
В тексте басни было много непонятных слов. Давайте вместе определим значение этих слов:
- Мартышка – маленькая обезьяна;
- Дюжина – 12;
- Полдюжины – 6;
- Темя – верхняя часть головы;
- Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку;
- Невежда - необразованный, несведущий человек;
- К худу клонит – к плохому клонит;
- Познатней – знать – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
- Невежа – грубый, невоспитанный человек
- Ребята, сейчас вы сами будете читать басню. Когда будете читать, пожалуйста, постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:
-Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
-Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
-Какие действия совершала мартышка с очками?
- Работа над басней после чтения детьми.
Обсуждение ответов детей на ранее заданные вопросы.
-Ребята, посмотрите на мой рисунок и найдите то место в басне, которое
описывает данное изображение. Прочитайте выразительно.
-Почему мартышка решила, что люди ее обманули?
-В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным?
-Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и
объясняют ее, как понимают)
-Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки
людей высмеиваются?
-Чем отличаются слова «невежда» и «невежа»?
- Выразительное чтение басни
- Итог урока
-Кто такой И.А. Крылов?
- С какой басней ознакомились?
-А теперь вы можете ответить на вопрос: что такое басня? (ответы детей)
-Правильно, ребята, басня это небольшое произведение, написанное стихами или
прозой в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь,
глупость, жадность. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко
узнаем людей. Басня заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется
смысл басни.
- Домашнее задание – выучить басню наизусть.