Задачи:
- Создать условия для развития мыслительных навыков учащихся;
- Представить возможность для самовыражения, поддержать атмосферу понимания.
Организация мастерской:
- Группы по 5-6 человек.
- Время проведения – 1 урок.
Ход мастерской
1. Индуктор.
Выберите афоризм о счастье, который вам понравился, согласны вы с ним или нет. И, вообще, какого человека можно считать счастливым.
- Человек создан для счастья, как птица для полёта.
- Несчастья бояться – счастья не видать.
- Человек создан для счастья, как птица для полёта, только счастье не всегда создано для него.
- Счастье на крыльях – беда на костылях.
- Человек не создан для счастья, как птица для полёта. И не звучит гордо.
- Человек для слёз приходит в этот мир. Но имеет право быть свободным.
Афиширование от групп.
Варианты ответов:
- Несчастья бояться – счастья не видать.
Чтобы быть счастливым, нужно смело этого добиваться, даже если будет трудно. Ничто легко не даётся. Только смелым улыбается удача.
- Человек не создан для счастья, как птица для полёта. И не звучит гордо. Человек для слёз приходит в этот мир. Но имеет право быть свободным.
Не бывает идеально счастливых людей. Счастья так мало в жизни, больше проблем и труда ради достижения цели. Главное не бояться и уверенно идти к этой цели. Будешь свободным, не будешь бояться рисковать, Это самое главное.
- Человек создан для счастья, как птица для полёта.
Всё зависит от человека. Если хочешь быть счастливым – будь им.
2. Чтение отрывка.
Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасён,
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом не знаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью.
Что мы можем сказать об этом герое? Запишите на листе свои мысли, слова, может быть, предложения.
Афиширование. Желающие читать свои записи.
- Это Мцыри, Он несчастен, но привык к своему положению.
- Можно смириться со своим положением и жить, но это не приносит радости и счастья.
- От безысходности можно пойти на всё, привыкнуть, но когда-то вдруг вырваться из плена.
3. Я думаю, что при чтении поэмы у вас возникли вопросы к главному герою. Сегодня мы можем попросить его ответить.
На листе ватмана запишите свои вопросы фломастером (3-4 вопроса). Представители групп выбирают один вопрос, в группе готовят ответ.
Афиширование от групп.
- Почему ты решился бежать? Твоя цель?
- А почему ты не повторил попытку?
- Если ты встретил девушку, почему не пошёл к людям?
- Что заставило тебя остановиться на полпути?
4. Вопрос. О чём важном в жизни Мцыри мы ещё не сказали?
Афиширование по цепочке (отвечают желающие).
- Его нельзя назвать трусом, потому что он сумел оставить монастырь и убежать искать своих родных.
- Он очень любил свою Родину, хотя ничего почти о ней не помнил. Самое тяжёлое – не иметь дома, близких, не помнить своего прошлого. Без прошлого нет настоящего.
- Меня поразила его схватка с барсом. Желание быть свободным и счастливым сделало его сильным. Такое чувство, что перед нами не мальчик, а богатырь.
- Он решился на побег, вдохнул воздух свободы и, наверное, на большее уже не было сил. Для человека, который в жизни ничего не видел – это подвиг.
5. Задание. В начале разговора мы записали слова, характеризующие героя. Я думаю, мы можем продолжить эту запись. Какими же словами дополнить наши записи?
Афиширование индивидуальное.
- Мцыри не смирился… Он сумел освободиться. И эти три дня стали для него главными в жизни. Он был свободным.
- Я не считаю его несчастным. Он видел и леса, и горы, и людей. Он сумел почувствовать себя одним из них. Эти три дня для него равны жизни без цели и смысла.
- Мцыри было тяжело на свободе, но он жил именно тогда, а не годы в монастыре, где не было ни трудностей, ни проблем.
6. Чтение отрывка.
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно – золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт,
Пришлёт с прохладным ветерком…
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!
Стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отёр внимательной рукой
С лица кончины хладный пот
И что в полголоса поёт
Он мне про милую страну…
И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну!..
Вопрос. Как изменилось душевное состояние героя? Сравните с первым прочитанным отрывком.
Афиширование от групп.
- Он успокоился. Он был счастлив.
- Он был «безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток», а теперь он мечтает, что друг или брат споёт «про милую страну». И ему не страшно умирать.
- Такое чувство, что душа героя успокоилась. Он мечтает быть похороненным в саду, «где цвели акаций два куста». И даже после смерти не будет одинок.
- Жаль, что у него не хватило сил бороться дальше.
7. Вам предоставлена возможность нарисовать иллюстрацию к поэме. Что бы вы нарисовали?
Ученики вывешивают на доску иллюстрации.
8. Рефлексия.
- Был ли в жизни Мцыри счастья миг? Да? Нет? Когда или в чём?
- Поэма заканчивается трагично. Умирает мальчик, но… В его жизни был счастья миг. Это когда он видел горы, бродил по лесу, даже когда дрался с барсом.
Счастье – это когда происходит что-то необычное, сбываются твои мечты. А у него мечта – свобода.
- Конечно, я согласен, что важно хоть чуть–чуть побывать счастливым и свободным. Так было у Мцыри. Но если бы рядом были люди, близкие ему по духу, то, наверное, он смог бы быть счастливым. У него сильный характер, а пока он испытал миг счастья перед вечным покоем. Это лучше, чем жить в неволе всю жизнь, как тот монах. Когда сгорел монастырь, он никуда не мог уйти. Он не знал другой жизни, и свобода ему не «нужна».