Цели:
- Знакомство учащихся с творчеством поэтов блокадного Ленинграда.
- Воспитание у учащихся патриотических чувств, ответственности за будущее нашей страны.
- Развитие навыков выразительного чтения наизусть поэтических и прозаических текстов.
Музыкальное вступление (Шопен, “Полонез”).
1 ведущий.
Наш век пройдет. Откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Откроют миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
(Н. Тихонов, 1969)
2 ведущий. Сегодня, 27 января, - святой день для всех петербуржцев. В этот день в 1944 году наш город был освобожден от фашистской блокады. 65 лет прошло с тех пор, а боль от ран, нанесенных войною, не утихает до сих пор. Тем, кто выстоял в эти суровые дни, обязаны мы жизнью своей и счастьем своим. Им, Ленинград отстоявшим, посвящается…
1 чтец.
Опять война, опять блокада,
А может, нам о них забыть.
Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить”.
Все это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
2 чтец.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
3 чтец.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.
(Ю. Воронов)
1 ведущий. Народ, забывший свое прошлое, рискует вновь пройти через страшные испытания. Но мы никогда не забудем подвиг Ленинграда. Уже в первые дни войны поэты в своих стихотворениях призывали мужественно защищать Отечество.
1 чтец.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
(А. Ахматова. “Клятва”)
2 ведущий. Для нашего города Гитлер разработал стратегию голода. Он в истерике кричал: “Ленинград выжрет сам себя и, как спелый плод, упадет в руки”. Голод - страшнейший враг – обрушился на город.
Сценка о хлебе.
Витя
Коля
1 ведущий. Витя и Коля – ученики 7 класса. Во время блокады у них был постоянный пост – на крыше дома они тушили “зажигалки”. Они устроились на чердаке, и Витя достал из кармана завернутый в тряпочку кусочек хлеба.
Коля. Мы же съели свой паёк, откуда у тебя этот кусочек хлеба?
Витя. Мама дала.
Коля. А как же она сама? Она же работает. И как ты мог взять у неё хлеб?
Витя. Есть очень хочется.
Коля. И мне хочется. Но мы должны терпеть. Понимаешь, Витька, Всем сейчас плохо. Всем сейчас плохо. А представляешь, как трудно тем, кто на фронте.
Витя. Да. Я больше никогда не буду так поступать. Мы выживем, выживем и победим.
Витя так же бережно завернул хлеб в тряпочку.
2 ведущий. А с вражеских самолетов летели дожди листовок, обещавших мира и хлеба в случае сдачи города.
2 чтец.
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
(Е. Рывина)
1 ведущий. Была единственная дорога, соединявшая город с Большой землей. Она проходила по льду Ладожского озера.
Хор исполняет “Песню о Ладоге”.
2 ведущий. Песня эта была сложена в декабре 1942 года в войсках Ленинградского фронта. Автор текста - капитан П. Богданов, композиторы – старшина Краубнер и сержант Шенберг. Вскоре она полюбилась всем, особенно шоферам, которые по льду Ладожского озера доставляли ценный груз в Ленинград.
3 чтец
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
1 чтец
И я навек тобой горда,
Сестра моя, москвичка Маша,
За твой февральский путь сюда,
В блокаду к нам дорогой нашей.
2 чтец
Вот так, исполнены любви,
Из-за кольца, из тьмы разлуки
Друзья твердили нам: “Живи!”
Друзья протягивали руки.
3 чтец.
Оледеневшие, в огне,
В крови, пронизанные светом,
Они вручали вам и мне
Единой жизни эстафету.
2 ведущий. Так писала О.Ф. Берггольц, поэтесса. ЕЕ сестра Мария ехала в осажденный город, по дороге собирая в освобожденных деревнях посылки, подарки, письма чужих людей. И эти люди называли ее “сестра”. Весь народ стал одной семьей, переживавшей общее горе.
Несмотря ни на что, город жил и работал, помогал фронту. Все, кто мог, вставали к станку и не прекращали работу даже вовремя обстрелов.
1 чтец.
Да, мы не скроем, в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенье.
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Звучит фонограмма песни “Священная война”. Под фонограмму произносятся слова и стихотворение.
1 ведущий. Город не только готовился к защите, он готовился к мести.
2 чтец.
У нас теперь одно лишь чувство – Месть.
Но мы иначе понимаем это;
Мы отошли от ветхого завета,
Где смерть за смерть. Нам даже трудно счесть…
С лица земли их будет сотни стертых
Врагов – за каждого из наших мертвых.
3 чтец.
Мы отмстим за все: за город наш,
Великое творение Петрово,
За жителей, оставшихся без крова,
За мертвый, как гробница, Эрмитаж,
За виселицы в парке над водой,
Где стал поэтом Пушкин молодой.
1 чтец.
За гибель петергофского “Самсона”,
За бомбы в Ботаническом саду,
Где тропики дышали полусонно
(Теперь они дрожат на холоду).
За все, что накопил разумный труд,
Что Гитлер превращает в груды груд
(В. Инбер. “Пулковский меридиан”. Отрывок.)
2 ведущий. Но не все было разрушено. Рискуя своей жизнью, под бомбежкой ленинградские верхолазы и альпинисты маскировали сеткой и окрашивали в зеленый и серый цвет здания, представляющие историческую ценность. Памятники укрывали мешками с песком. Статуи Летнего сада закапывали в землю.
2 чтец.
Ноченька!
В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой.
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Пусты теперь Дионисовы чаши,
Заплаканы взоры любви…
Это проходят над городом нашим
Страшные сестры твои.
(А. Ахматова).
Звучит 7-я симфония Шостаковича.
1 ведущий (на фоне музыки). “Когда говорят пушки, музы молчат”. Но в осажденном городе музы не молчали. В городе работали театры, концертные залы, школы. Для детей устраивались праздники.
Поэты слагали стихи, композиторы сочиняли музыку. Д. Шостакович в блокадном Ленинграде написал свою знаменитую “Седьмую симфонию”
Музыка звучит громче.
2 ведущий. Город жил и готовился к победе. И она пришла. 27 января – день великого ликования ленинградцев. Но общую радость не смогли разделить более миллиона горожан: они погибли от голода и холода, бомбежек и артобстрелов.
Звучит музыка. А. Томазо. “Адажио”
3 чтец.
Подвиг свой ежедневный
Вы совершали достойно и просто…
Так пусть же пред мужеством вашим
Вечно склоняет народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
1 ведущий. Склоним же молча головы перед памятью павших, смертью своей утвердивших жизнь. Минута молчания.
1 чтец.
Спасибо вам, что защитили
Наш город, сто на свете всех милей.
В бою иль у станка – вы победили,
Вы все – солдаты Родины своей.
Останется навечно боль утраты,
И память будет жить в сердцах людей.
Вы с честью выполнили долг, солдаты,
Перед любимой Родиной своей.
Хор исполняет песню “Журавли”.