Цель урока: проанализировать содержание повести с целью выявления роли мужчины и женщины в семье, сравнивая пушкинское мнение по этому вопросу с мнением мудрецов и современных родителей.
Вопрос о том, кто главнее в семье: мужчина или женщина – долгое время был очень актуальным. И сейчас в некоторых семьях, особенно молодых, такие споры продолжаются.
Поэтому на примере семей Миронова и Гриневых из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” можно решить эту проблему.
Чтобы результат был более убедительным, обращаемся к мудрости народа (пословицам), к Библии, изучаем мнение по этому вопросу философов разных времен и современных родителей. Исследования проводят сами учащиеся, готовясь к уроку.
Основное содержание урока – изучить мнение А.С.Пушкина. Для этого дети по группам составляют цитатную характеристику родителей Петра Гринева и Маши Мироновой, а затем отвечают на вопрос: “Как решался вопрос о взаимоотношениях родителей в этих семьях?”
В заключение урока дети, изучающие мнение современных родителей, сообщают результаты своих исследований, и оказывается, что взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины в семье почти не изменились.
Тема: Мужчина и женщина в семье (по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)
Цель: проанализировать содержание повести с целью выявления роли мужчины и женщины в семье.
Задачи:
- Провести сравнительный анализ роли мужчины и женщины в семье с древних времён до современности, взяв за основу повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”
- Воспитывать нравственные качества личности учащихся: верность слову, честь благородство и др.
- Развивать умение учащихся анализировать художественные произведения, проводить исследования по заданной теме, умение работать в группе.
Предварительное задание по группам:
- проанализировать по высказываниям мудрых, по Библии, по русским пословицам, какая роль в семье отводилась мужчине, какая – женщине.
- провести анкетирование родителей с целью выяснить их взгляды на роль мужчины и женщины в семье
Эпиграф урока: “Муж – голова, жена – душа”
(Пословица)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Звучит песня “Ой, мороз, мороз”. После прослушивания песни вопрос:
– Как относятся герои песни друг к другу
III. Объявление темы и целей урока.
– Взаимоотношения мужчины и женщины в семье волновали людей с незапамятных времён И мы с вами сегодня рассмотрим этот вопрос на подробном сопоставлении двух семей, изображённых Пушкиным в повести “Капитанская дочка” – семьи Гриневых и семьи Мироновых.
Ваша задача – показать знание содержания повести, умение анализировать художественный текст, но самое главное – определить для себя, в чём состоит роль мужчины и женщины в семье. Сначала – слово исследователям из 1-ой группы. Они изучали, как решает эту проблему Библия, мудрецы античного времени и мудрость русского народа.
IV. Сообщения учащихся, которые цитируют Ветхий и Новый Завет, выделяя самые, на их взгляд, главные положения, такие как:
– И сказал Господь Бог: нехорошо человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему. Ветхий Завет, Бытие 3
– Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям…
– Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывающим помощь как сонаследницам благодатной жизни.
Новый Завет. Исход. 20.21
Высказывания мудрецов, такие как
Платон:
– Семья есть благо.
Аристотель:
– Всякая семья составляет часть государства.
Философы XIX-XX в.в.:
Гегель: “Семья – органическое целое”.
В.Соловьёв: “Жить не только в себе, но и в другом”.
Розанов: “Семья – самая аристократичная форма жизни”.
Русские пословицы:
Муж – голова, жена – душа.
Муж да жена – одна душа.
Добрая жена – веселье, а худая – злое зелье.
(Высказывания выводятся на экран, коротко комментируются учащимися), затем предлагается резюме русской пословицей: “Муж – голова, жена – душа” с комментарием пословицы.
V. Анализ содержания повести Пушкина “Капитанская дочка”.
А сейчас составим цитатную характеристику героев повести с целью выявления нравственных качеств:
I гр – Гринёв Андрей Петрович, гл I,V,IX
II гр. – Гринёва Авдотья Васильевна гл. I,X,IX
III гр. – Миронов Иван Кузьмич гл. III, IV, VI, VII
IV – Миронова Василиса Егоровна, гл. III, IV, VI, VII
Образцы ответов:
I гр – премьер-майор в отставке, читал
“Придворный календарь”, не любил ни переменять
свои намерения ни откладывать их исполнения и
т.д.
II гр. – дочь бедного дворянина, матушка варила
варенье, мысль о разлуке поразила её, слёзы текли
по лицу и т.д.
III – старик бодрый и высокого росту в колпаке и
китайчатом халате, вышел в офицеры из солдатских
детей, необразованный, простой, но честный и
добрый и т.д.
IV гр. –старушка в телогрейке и с платком на
голове и т.д.
15 мин – самостоятельная работа
VI. Проверка с/р. Отчёты творческих групп.
Выводы коротко: Гринёв А.П. – сильный характером, честный, справедливый, надёжный, высоко ценит понятие чести
Гринёва А.В. – любящая, добрая, послушная.
Миронов И.К. – простой, честный, добрый, смелый,
добросовестный, верен присяге
Миронова В.Е. – решительная, деятельная,
справедливая, верная жена.
V. Коллективный портрет Маши Мироновой (на основе знания учащимися содержания повести).
VI. Отчет исследований по д/з.
(Анкетирование родителей класса на тему “Семья. Какие качества мужчины (для женщины) и женщины (для мужчины) ценю я больше всего” Назвать 5-10 качеств) Дети называют качества, выведенные родителями на первые места
Мужчины в женщинах ценят (по мере убывания).
Понимающая, верная. Привлекательная, ласковая, хозяйственная, умная…
Женщины в мужчинах ценят (по мере убывания)
Надежный, умный, добрый, сильный, внимательный, смелый…
VII. Итог урока.
Очень ли изменилось мнение о нравственных качествах мужчины и женщины в семье с древних времен до современности? Помог ли Пушкин понять это?
Вывод, к которому приходят дети примерно таков: “Отношения строятся на взаимном уважении и любви. У каждого из родителей своя роль в семье”
Далее решаем вопрос: “Передались ли молодым героям повести: Петру и Маше – эти принципы взаимоотношений?”