Цель: ввести учащихся в новый предмет, выявляя при этом их читательские интересы, контролируя усвоение изученного материала, осуществляя преемственность с начальной ступенью обучения.
Задачи:
1. Обучающая:
– развивать навыки самостоятельной
работы учащихся;
– продолжить обучение работе в группах;
– развитие монологической речи учащихся,
совершенствование умения отвечать на
поставленный вопрос, отстаивать свою точку
зрения;
2. Развивающая:
– развитие творческой индивидуальности учащихся, умения видеть прекрасное;
3. Воспитывающая:
– развитие чувства коллективизма;
– воспитание любви к литературе разных жанров.
Оформление кабинета: выставка любимых книг, иллюстрации учащихся к понравившимся произведениям, карта страны Литературии; все учащиеся – в костюмах литературных героев.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста! Уже почти 2 месяца мы с вами изучаем новый предмет – литературу! Все это время вы были очень старательны! И сегодня настала пора проверить, чему же вы научились за столь короткое время, с каким багажом пришли из начальной школы. А поможет нам все это узнать путешествие, которое мы сегодня совершим. А какое же путешествие без чудес и неожиданностей? Закройте, пожалуйста, учебники, отложите в сторону тетради, зажмурьте посильнее глаза и … раз, два, три – можете их открыть.
За это время перевоплощаюсь, надеваю колпак, включаю музыку, появляюсь в виде волшебницы. Исполняется песня. (Смотрите Приложение 1)
– Приветствую вас, добрые жители прекрасной страны, имя которой Литературия! Вы, конечно же, узнали меня! Я – волшебница этой страны, хранительница книг, зовут меня Книгиня, имя – от слова “книга”, поэтому всех вас я знаю очень хорошо, ведь сегодня, услышав мой волшебный голос, вы ненадолго покинули страницы любимых книг и собрались вместе. Но мне придется вас огорчить. Из моего замка пропала волшебная книга, в которой собраны все тайны страны Литаратурии. Без этой книги страна не сможет существовать. Но я хочу спросить у Вас, а нужно ли искать её? Для чего? Как вы думаете, друзья?
(Ответы)
Тогда в путь! Для того, чтобы найти волшебную книгу, нужно преодолеть различные препятствия, выполнить трудные задания, доказать, что мы достойны этой книги. Заглянем в карту Литературии. Итак, сейчас мы в вами находимся на Трудном пути.
Чтобы путешествие было интересным, вы разделились на 3 команды, которые будут называться по номерам страниц утерянной книги: 1-я страница, 2-ая страница, 3-я страница. За правильные ответы и выполненные задания команды будут получать волшебные звёзды. Если команда затрудняется с ответом – не беда, на помощь придут друзья с других страниц.
Итак… Раз, два, три … испытания начинаются.
– Вспомните, пожалуйста, на чем отправлялись в путешествие герои любимых книг (постарайтесь назвать вид транспорта, автора и произведение).
1 стр. На чем путешествовали вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс?
(На яхте “Беда”, А Некрасов “Приключения капитана Врунгеля”) – звезда.
2 стр. На чем отправились в Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька?
(На ковре-самолете. Л. Лагин “Старик Хоттабыч”) – звезда.
3 стр. На чем придумал посетить лагерь турецкого войска барон Мюнхаузен?
(На ядре. Э. Распе. “Приключения барона Мюнхгаузена”).
– В путешествие принято отправляться с надежными верными друзьями. Вспомните, как звали друзей следующих литературных героев? Кто автор произведений?
1 стр. Маугли
(Багира, Балу, Каа. Р. Киплинг “Маугли”).
2 стр. Элли
(Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Трусливый Лев. А Волков “Волшебник изумрудного города”)
3 стр. Суок
(Канатоходец Тибул и оружейник Просперо. Ю. Олеша “Три толстяка”)
– Ой, смотрите, юные мои друзья! Трудный путь привел нас к озеру Волшебства.
– А какие же волшебные слова нужно сказать, чтобы свершилось чудо? Вспомните, что говорил:
1 стр. Емеля, герой русской народной сказки?
(По щучьему велению, по моему хотению). Звезда
2 стр. Али-Баба из арабской сказки “Али-Баба и 40 разбойников”?
(Сим – сим, открой дверь).
3 стр. Иван-дурак из русской народной сказки “Сивка-Бурка”?
(Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой) звезда
– Молодцы! Ну что же, самое время поколдовать. Волшебные превращения ждут вас, милые жители Литературии! Осталось только вспомнить, в кого превращались и были заколдованы следующие герои:
1 стр. 11 братьев –принцев
(в лебедей Х.К. Андерсен “Дикие лебеди”) звезда
2 стр. Багдадский калиф Хасид
(Калиф-(Халиф) – арабское “преемник, наследник”) (в аиста В. Гауф “Калиф-аист”) звезда
3 стр. Коротышка Листик.
(В ослика. Н. Носов “Незнайка в Солнечном городе”) звезда.
– Ай да молодцы! Незаметно мы переплыли озеро волшебства и очутились на поляне Фольклора.
– Какое интересное слово – Фольклор. А что оно обозначает?
(Устное народное творчество)
– А среди ваших героев есть герои фольклорных произведений? Назовите их. Что за жанр?
(Сказки)
– Сколько жанров рассыпано на поляне! Какие из них вы знаете?
(По очереди)
А сколько произведений! Друзья мои, поможем разобраться, что к чему? Ведь вы любите играть в лото? Распределите-ка тексты по жанрам! Раз – два – три – начали!
(время ограничено)
– Закончили работу! А теперь проверим, все ли так? Совпали ли цвета? Это секрет проверки.
Звезды (если успели все и без ошибок – 2 звезды).
– Посмотрите, поляна просто запестрела изобилием! Как красиво! А что это там виднеется вдали? Конечно же, город Сказок. Ведь без него трудно представить себе страну Литературию! А теперь продолжим испытания!
1 стр. Какие виды сказок вы знаете?
(Волшебные, бытовые, о животных) звезда
2 стр. – Как называется построение сказки и других литературных произведений и какие элементы построения вам известны?
(композиция; присказка, зачин, развитие действия, кульминация, исход, концовка) звезда
3 стр. Назовите признаки сказки.
(Прием 3-екратного повторения, добрые помощники, волшебные предметы, добро всегда побеждает зло). Звезда
– А какое слово нужно добавить, чтобы получить название сказки.
1 стр. Ш. Перро “Синяя … борода”
2 стр. Д. Мамина-Сибиряка “ Серая … Шейка”
3 стр. А. Погорельского “Черная … курица, или Подземные жители”.
– Как здорово, что вы любите сказки! Но вы же сами сказали: какая сказка без волшебных предметов? Итак, новое испытание. Вспомните, в каких сказках встречаются:
1 стр. волшебная палочка
(Н.Носов “Незнайка …”, Ш.Перро “Золушка” и др.)
2 стр. волшебный цветок
(“Аленький цветочек” С.Аксаков, “Цветик-Семицветик” и др. В. Катаев
3 стр. волшебная обувь
(“Кот в сапогах” Ш.Перро, “Маленький мук” В. Гауф и др.)
Назвать сказку и автора (вручаются звезды)
– Какие вы молодцы! Достойно справляетесь с испытаниями! А знаете ли вы, что город Сказок расположен на берегу Моря Фантазий? Прежде, чем мы поплывем по нему, прогуляемся-ка по Мосту Приключений, послушаем Сказку из сказок. Вы должны каждый в своей команде записать названия и авторов всех сказок, которые вы узнали.
Итак, Сказка в сказке (Смотрите Приложение 2)
– Друзья мои!
– Я и не заметила, как мы уже плывем по морю Фантазий.
Вы так любите нашу замечательную страну, что не смогли остаться равнодушными к пропаже волшебной книги! Посмотрите, сколько прекрасных рисунков вы сделали, чтобы восполнить потерю! А какие у вас замечательные костюмы, сколько фантазии – целое море!
А герои каких произведений среди вас остались не названными?
(Почему выбрали костюм этого героя? (2-3 чел.)
1 с. – 2 с.; 2 с. – 3 с.; 3 с. – 1 с.
(вручаются звезды)
А иллюстрации к каким произведениям вы видите? (угадываем)
Кто объяснит, почему именно это произведение он проиллюстрировал? (2-3 чел.)
– А теперь – очень сложное испытание. Проявите фантазию и смекалку! Перед вами – литературно-шахматный чайнворд “Ладья”. Так что дерзайте, мои юные друзья! Вспоминайте литературных шахматистов; их авторов. Время пошло! (Смотри Приложение 3)
Проверяю сказки.
(Звезды за сказку в сказке, чайнворд!)
– Совсем незаметно мы подплыли к горе Басен
1 стр. А что такое басня?
(Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл).
2 стр. Каких баснописцев знаете?
(Эзоп, Лафонтен, Ломоносов, Хемницер, Сумароков, Дмитриев, Крылов).
3 стр. А что мы встречаем в баснях? Какие средства?
Мораль, аллегория, олицетворение
Закончить строчку, угадать басню И.А. Крылова.
1 стр. Ты все пела? Это дело … (Так поди же попляши) “Стрекоза и муравей”.
2 Стр. Кукушка хвалит петуха …(За то, что хвалит он кукушку) “Кукушка и Петух”
3. Стр. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь) (“Квартет”)
– Внимание, друзья! С горы виден остров! Думаю, что это тот самый остров Мифов, о котором я читала в Волшебной книге! Заглянем на минутку? Итак, новые приключения.
Прежде всего вспомните, что такое МИФ? (сказания, предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мифа).
Итак, вспомните, как назывался
1 стр. в греческих мифах бог огня. (Гефест)
2 стр. в славянских мифах бог огня (Сварог)
3 стр. в греческих мифах бог морей (Посейдон)
1 стр. – Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
2 стр. – Чем прославился Прометей? (дал огонь людям)
3 стр. – Как называлась шкура барана, которую раздобыть аргонавты? (золотое руно) звезды
1 стр. – Скажите, друзья, а чем миф отличается от сказки? (в мифы верят, а сказка изначально воспринимается как выдумка)
2 стр. – А какая сказка существует наряду с фольклорной? (литературная) В чем разница?
3. Стр. – А какие роды литературы знаете? К какому роду относится сказка? (эпос)
– Ой, да мы и не заметили, как очутились в долине Теоретиков !
– Как вы думаете, для чего необходимо знать теорию литературы?
Проверим с помощью тестов по теме “Литературная сказка”, как вы знаете теорию! (Смотрите Приложение 4)
Проверяю чайнворд.
Время ограничено. Тесты сдать. За выполнение – звезда.
– Ай да молодцы! И с этим нелегким заданием справились! Да с такими помощниками мы обязательно книгу отыщем!
А перед нами раскинулось поле чистое, широкое, а за ним видна Русь Древняя, и встречают нас на поле богатыри былинные, напоминают о том, что литература тесно с фольклором связана.
А как же называют такое явление в литературе? (традиция)
Итак,
1 стр. – славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший и избе. (Илья Муромец)
2 стр. Побратим Ильи-Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира.
(Добрыня Никитич)
3 стр. Богатырь, Поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича.
(Алеша Попович).
– Вот и привели нас три богатыря в Русь Древнюю. А что же знают жители Литературии о литературе Древней Руси?
1 стр. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (по 17 век)
(Конец Х в., принятие христианства)
2 стр. Жанры древнерусской литературы. (Летопись, житие, сказание, поучение)
3 стр. Основная тема древнерусской литературы. (Научно-патриотическая)
Авторство? (имена авторов большинства произведений не сохранились)
– Смотрите, да мы с вами очутились около Лукоморья. А где находится Лукоморье? Что означает слово? (Излучина морского берега, от слов “Лука – “изгиб” и море”)
На берегу моря. Смотрите, море Книг!
– Ребята, а чье имя мы сразу же вспоминаем, когда слышим слово “Лукоморье”? (А.С. Пушкин)
– Может быть, наша Волшебная книга где-то здесь? В этом море? Если с последним испытанием справимся, книга наверняка отыщется!
1 стр. Какая сказка Пушкина носит самое длинное название? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”)
2 стр. Какое произведение А. Пушкина очень напоминает сказку, хотя и является поэмой? (“Руслан и Людмила”)
3 стр. Какая сказка А.С. Пушкина заканчивается словами: Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок? (“Сказка о золотом петушке”)
– Смотрите, мои юные друзья. А вот и наша пропажа! Да и где, как не в море Книг, она должна была отыскаться? А море это состоит из тех книг, которые вы любите, читаете.
– А кто хочет рассказать о своей любимой книге, почему именно эта книга является любимой? (2 чел.)
– Ай да молодцы! Ведь без вашей помощи мне ни за что было бы не справиться! Страна Литературия спасена, потому что в ней живут такие замечательные герои, которых вы сегодня представляли.
А теперь подсчитаем звезды!
Конечно все молодцы. Костюмы, рисунки, тесты + командная работа!
– Хочется покинуть страну Литературию? (нет) Так давайте останемся в ней, ведь на самом деле наше путешествие продлится еще много лет, потому что в этой стране кроме сказок нас ждут всегда надежные друзья, добрые помощники, мудрые советы и, конечно же, я, волшебница Книгиня, которая поведет вас дальше в мир Литературии, в путешествие по книгам. Поэтому дома я предлагаю каждому из вас сочинить сказку. А многоточие на карте – и есть надежда на продолжение.