Урок внеклассного чтения "Мысль семейная в повестях Федора Абрамова". 10-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 10


Цели и задачи:

  • Учить внимательно читать текст, совершенствовать навыки анализа текста художественного, научного (литературоведческие источники), публицистического (СМИ);
  • Привлекать внимание учащихся к проблеме семьи через умения интегрировать знания из различных областей науки и жизни; видеть отношение автора к героям произведения и проблеме;
  • Воспитывать умение вести диалог и формировать свою точку зрения; уважение к семье и дому как нравственным ценностям.
  • Учить понимать авторское отношение к героям и проблемам.
  • Подготовить к сочинению-рассуждению о семье.

Информация для учителя:

Характеристика темы: данный урок является уроком внеклассного чтения, проводится после изучения творчества писателей I половины XIX века и II половины XIX века (Гончаров И. А., Островский А. Н.). Урок проводится в рамках декады русского языка и литературы, посвященный году семьи. Урок способствует интеграции знаний в области литературы, русского языка и обществознания. На уроке идет работа с текстом повестей Ф.Абрамова с элементами анализа идейно-тематического и языкового уровней и выходом на обсуждение общих вопросов и проблем жизни (дом, семья, смысл жизни).

Все учащиеся класса делятся на группы: политологи, социологи, психологи, журналисты из газеты “Моя семья”, архивариусы, лингвисты, литературоведы. Каждая группа готовит сообщение, тема которого определена пословицей, литературоведы разбиты на подгруппы по повестям: “Мамониха”, “Поездка в прошлое”, “Безотцовщина”, “Алька”, “Пелагея”, “Деревянные кони”.

Технологические особенности:

  • Проблемный и деятельностный подход.
  • Исследовательские задания на предмет разговора.
  • Работа вокруг нравственно-этических понятий, ограниченных темой “Семья”.
  • Творческие методы.

Формы организации:

  • Групповая
  • Общеклассная
  • Индивидуальная

Тип урока: свободный разговор с элементами анализа по заявленной теме.

Структура урока:

  1. Дидактическая игра (создание проблемной ситуации).
  2. Определение темы урока и его целей.
  3. Работа в группах и индивидуальные сообщения.

– Работа с текстом.
– Рефлексия.

  1. Итоги урока, домашнее задание.

Средства обучения: Тексты повестей Ф. Абрамова, литературоведческие источники, словари, научно-популярная литература, местные газеты.

Система контроля на уроке:

  • Взаимоконтроль с элементами обсуждения.
  • Самоконтроль.

Ход урока

В перемену звучит песня “Родительский дом”. Звонок – музыка стихает. Диалог учащихся:

– О чем?
– О разном и простом.
– О том, что хорошо.
– И что не очень.
– Что-то знаешь ты.
– А что-то мне известно.
– Поговорим?
– Поговорим! Вдруг будет интересно.

Учитель: Интересно, а какие мысли вызывает у вас такая статистика.

Статист 1 зачитывает сводку из “Вечернего Котласа”:

Рождения – 32
Свадьбы – 3
Разводы – 11
Установление отцовства – 7
Усыновления – 1
Смерти – 29

Учитель: Скажите, пожалуйста, а все эти вопросы к какой среде нашей жизни относятся? (СЕМЬЯ)

Учитель: Что такое семья?

Сообщение лингвистов.

Семья – 1. группа живущих вместе родственников, 2. (пер.) единство, объединение людей, сплоченных общей идеей. 3. группа животных или растений 1 вида.

Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “семья”? (вывешивается на доску слово): дом, семья, счастье, род, родственники, домашний очаг, родня, родные.

Учитель: Что такое дом?

Сообщение лингвистов:

Дом – 1. жилое здание, люди, живущие в нем, 2. квартира и люди, живущие в ней, 3. учреждение, 4. династия, род.

Двумя понятиями семья и дом мы обозначим предмет нашего разговора. Семья – категория общественная, философская, социальная, этическая. О семье в последнее время много говорят политики, журналисты, социологи и теологи, люди науки и культуры.

Я приглашаю вас к диалогу о семье. 2008 год объявлен годом семьи.

Учитель: Что о семье сегодня говорят политики, люди, наделенные властью?

Сообщение политологов.

Учитель: Абрамов семью, наряду со школой, считал родником народного духа.

Сообщение архивариусов. (“Согласную семью и горе не берет!” В семье закаляются духовные истоки в человеке. В семье человек получает первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки.Учащиеся делают сообщение о роли семьи в жизни Ф.А.Абрамова.)

 Учитель: Какие проблемы, очерченные понятиями семья-дом, Ф.Абрамов ставит в своих повестях?

  • Верности и любви
  • Свободы и долга
  • Взаимоотношений мужчины и женщины
  • Родителей и детей (человек – продукт чьих-то рук!)
  • Преемственности поколений

Учитель: Как вы считаете, проблемы, поднятые Абрамовым, актуальны сегодня?

Учитель: Для чего человеку семья? Как считают наши социологи?

Сообщение социологов. (“Без отца полсироты, без матери сирота”. “Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вскормил, да вспоил, да добру научил”. “Русский человек без семьи не живет” Социологи вскрывают проблемы современной семьи: многодетные семьи, сиротство при живых родителях, усыновление, ответственность родителей за воспитание детей и ответственность взрослых детей за достойную старость своих родителей.)

Учитель: Один из романов Ф.Абрамова назван “Дом”, но не только в нем мы встречаемся с образом дома. Давайте проследим, как в творчество писателя входит этот образ.

Сообщение литературоведов. ( “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. “Когда нет семьи, так и дома нет” Учащиеся на материале повестей “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Мамониха” показывают значимость дома как первоосновы человеческого счастья, важность сохранения домашнего очага, обращают внимание на то, что любой дом без его обиттателей теряет свою душу,. Кроме того, отмечают, что малая родина – это наш общий дом, который мы обязаны блюсти).

Учитель: В домах по-разному живут, дома строят и разрушают. Какими средствами автор создает образ дома?

Сообщение лингвистов. (Сравнительный анализ описания дома в повестях “Деревянные кони”, “Пелагея”, “Мамониха”. Процветающий образ дома-музея Василисы Милентьевны сменяется образом дома-полной чаши Пелагеи, который создавался не совсем гуманным способом, пустеет со смертью Павла и бегством Альки. Образ родительского дома Кладия Ивановича с костровищем посреди избы никого не оставляет равнодушным. Как же должен “залесеть” человек, чтобы такое учинить!)

Учитель: Разнолики дома, разноголосы и люди, их населяющие. Мысль семейная вошла в русскую литературу XIX века. Как она решается писателем-помором?

Сообщение литературоведов (“Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет”.. “Семья без детей, что цветок без запаха”. Дом в повестях Абрамова – это очаг, который согревает не одно поколение. Старшие воспитывают младших, молодежь почтительна к старикам, семьи создаются “на века”, чтобы жить, рожать детей, продолжать жизнь на земле.)

Учитель: Какие современные ценности открываются нам на страницах повестей? Кто из героинь Абрамова познал женское счастье?

Сообщение литературоведа “Праведницы в повестях Ф.А.Абрамова” (“Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем. Не красота спасет, а чистота,” – утверждал Абрамов образом Василисы Милентьевны. Ни одна другая героиня из повестей Абрамова недотягивает до нее.)

Учитель: Думаю, есть что сказать и нашим психологам, озадаченным проблемами семейного воспитания.

Сообщение психологов. (“Мир в семье женой держится”, “Намеки и попреки – семейные пороки”. В менталитете русского человека нравственность соотносить с женщиной, матерью, женой, любимой. От мудрости женщины, ее терпимости, дипломатичности, умения жертвовать собой зависит климат семьи.)

Учитель: Как правильно прожить свою единственную жизнь? С кого ее делать? Где искать ключи к счастью? На каких принципах строить свой дом, свою семью? Эти вопросы рано или поздно приходится решать всем, и Вы не исключение…

А пока слово предоставляется специалистам газеты “Моя семья”.

Опрос общественного мнения.

1. В чьей семье вы хотели бы жить?

А) Василисы Милентьевны
Б) Пелагеи Амосовой

2. В каком доме вы почувствовали бы себя комфортно?

3. Как бы вы назвали наш сегодняшний урок?

А) Семья – это семь “Я”.
Б) Как построить свой дом?
В) Духовное завещание писателя – помора юношеству.
Г) Мы рисуем семью с Федором Абрамовым.

Учитель: В завершение нашего диалога я хочу предложить Вам письменно очень лаконично прододжить предложения:

  1. Семья для меня – это…
  2. Дом – это…
  3. После сегодняшнего урока я, пожалуй, …

(Учащиеся отвечают, а в классе звучит песня Ольги Кульневской “Старый дом”.)

Домашнее задание

  1. Сочинение-рассуждение по любой из пословиц..
  2. Семья – есть 7 “я”
  3. Письмо моей семье.
  4. Письмо, адресованное героям Абрамова…
  5. Кроссворд “Семья-дом” по повестям, затронутым на уроке.

Учитель: Спасибо всем за диалог.

Со звонком снова звучит песня “Родительский дом”