Тема урока: «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Вид урока: ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым».
Цели урока:
- обучение монологическим ответам, умению доказывать свое мнение с помощью примеров из текста; развитие умения мыслить оригинально, нестандартно;
- обобщить знания учащихся по теме, выявить, насколько и как усвоено учащимися произведение, его художественная идея;
- говоря о нравственной стороне произведения, воспитывать интерес к художественной литературе;
- профориентационная работа с учащимися.
Оформление: интерьер зала суда, кинофрагмент «Петербург Достоевского».
Подготовка к уроку: распределение ролей (по желанию учащихся), опережающее домашнее задание (подготовка учащимися выступлений), консультация учителя при подготовке выступлений.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя
В первую очередь хочу поблагодарить всех наших гостей за внимание к нашему уроку. А он у нас сегодня необычный. Сегодня наши гости и вы сами окажетесь свидетелями необычного суда – суда присяжных над литературным героем Родионом Раскольниковым. Мы с вами закончили изучение романа Достоевского «Преступление и наказание», и сейчас вы покажете свои знания истории и литературы, определите свою позицию по отношению к главному герою романа Р.Р.Раскольникову.
Итак, вы в зале суда. Позвольте представить вам действующие лица судебного заседания (называет роли).
(Примечание: роль присяжных заседателей и председателя суда присяжных играют одиннадцатиклассники, которые уже изучали этот роман и могут объективно, со знанием текста, вынести вердикт, оценить выступления десятиклассников. Для самих же одиннадцатиклассников это прекрасная возможность повторить материал по данной теме к экзаменам.)
II. Ролевая игра «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым»
1. Председатель суда присяжных знакомит с составом суда, действующими лицами, с делом: когда и какое преступление совершил обвиняемый Раскольников:
Сегодня слушается уголовное дело по обвинению господина Раскольникова Родиона Романовича в совершении злодейского предумышленного двойного убийства.
В один из жарких июльских дней 1859 года господин Раскольников, бывший студент юридического факультета Петербургского университета, убил топором старуху – процентщицу, коллежскую секретаршу Алены Ивановну и младшую сестру её Лизавету Ивановну, случайно оказавшуюся на месте преступления. Раскольников взял у убитой им старухи кошелек с деньгами, золотые вещи и украшения. Такова суть уголовного дела. Виновен или невиновен Раскольников, если виновен, то каковы причины, толкнувшие юношу на преступление? Присяжные, внимательно выслушав обе стороны – и обвинение, и защиту, самого обвиняемого, свидетелей, ознакомившись с материалами историко-литературного следствия, вынесут свой вердикт: виновен или невиновен Раскольников. Кроме того, присяжные заседатели должны будут оценить ваши выступления, уважаемые десятиклассники.
Для произнесения обвинительной речи слово предоставляется прокурору.
2. Обвинительная речь прокурора (приложение 1) и выступления свидетелей обвинения (кухарка Настасья и маляр).
3. Речь адвоката, сопровождаемая показом кинофрагмента «Петербург Достоевского». Выступления свидетелей защиты
- Свидетель Разумихин. (Кем вы приходитесь подсудимому? Что вы можете сообщить суду о человеческих качествах Раскольникова?)
- Мармеладова Соня. (Где, когда, при каких обстоятельствах произошло ваше знакомство с Родионом Романовичем Раскольниковым? Оказывал ли он вам, вашей семье помощь? В чем выражалась эта помощь? Какие положительные личностные качества обвиняемого вы могли бы отметить?)
- Городовой. (Знакомы ли вы с обвиняемым? При каких обстоятельствах вы познакомились с Раскольниковым?)
- Госпожа Зарницына. (Что вы можете рассказать об обвиняемом?)
4. Председатель суда предоставляет слово обвиняемому Родиону Раскольникову.
5. Выступление подсудимого Раскольникова.
6. Председатель суда объявляет десятиминутный перерыв. Госпожа присяжные заседатели удаляются на совещание.
7. Вердикт присяжных (приложение 2).
III. Заключительное слово учителя
Закончено изучение романа Достоевского. Каждый из Вас определил свою позицию, выявил свое отношение к главному герою, к проблеме, поставленной в романе.
Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за униженных и оскорбленных пронизаны все романы Достоевского. Мне кажется, он никогда не написал бы своих романов, в том числе и «Преступление и наказание», если бы не стоял на эшафоте, если не был бы поклонником письма Белинского к Гоголю, если бы сам не прошел через искус насильственного изменения общества. Лишь тот, кто все это испытал на себе, мог так остро чувствовать опасность власти идеи над человеком. Человек у Достоевского затевает спор с идеей. Идея, порожденная самим же человеком, стремится овладеть своим творцом, она получает невиданные права на него. Это рабство человека по отношению к идее и осуждается писателем. Люди, живущие только идеями, а не чувствами, в романах писателя или убийцы (Раскольников), или самоубийцы (Ставрогин).
Достоевский отрицает ту внутреннюю свободу, какую предоставляет человеку право на кровь. На мой взгляд, именно эта внутренняя свобода, свобода от моральных законов человеческого общества, и порождает войны, тотальное мышление, тоталитаризм. Мы, граждане великой России, должны задуматься над этим. Наша страна прошла через ужас тоталитаризма. Достоевский сумел как раз предугадать, к чему приведет человечество вот такая вот идея, подобная идее Раскольникова. Конечно, человеческая цивилизация, наверное, никогда не освободится от насилия, но, тем не менее, мы на опыте Родиона Раскольникова, героя Достоевского, должны задуматься над вопросом: всегда ли может быть достигнута высокая, благородная цель путем насилия, преступления или лжи?