Цель урока: раскрыть основные особенности образа главного героя – мечтателя.
Задачи:
а) образовательные:
- проследить за развитием темы “маленького человека” в произведении;
- активизировать знания учащихся о литературных направлениях.
б) развивающие:
- развивать навыки аналитического чтения;
- развивать речь учащихся.
в) воспитывающие:
- воспитывать любовь к слову писателя;
- приобщить учащихся к искусству.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, иллюстрирование, демонстрация фильма, презентации, тестирование, индивидуальные сообщения учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации новых знаний
Межпредметные связи: изобразительное искусство, киноискусство.
Оборудование: интерактивная доска, диски с презентациями, тесты, видеофильм, иллюстрации.
План урока.
Постановка цели урока.
Беседа.
Работа с иллюстрациями.
Индивидуальное сообщение о художниках.
Тестирование.
Демонстрация фильма.
Рефлексия.
Комментирование оценок.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Постановка цели урока.– Здравствуйте, ребята! Напомните мне, пожалуйста, с каким произведением и какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
(Ф.М.Достоевский “Белые ночи”).
– Сегодня мы продолжим изучение этого произведения и попытаемся раскрыть особенности главного героя-мечтателя.
2. Беседа.– Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке.
(Сентиментальный роман)
– Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?
(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)
– Кто является повествователем в романе?
(Мечтатель)
– Что вы можете сказать об этом мечтателе?
(Одинокий, застенчивый, скромный человек. Мы видим в начале романа, как мечтатель разговаривает с домами, которые для него добрые знакомые, мы не знаем его имени. Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не завел знакомых. Много раз влюблялся, но только в мечтах).
– Как вы считаете, в романе только один мечтатель?
(Нет. Настеньку мы тоже можем назвать мечтательницей. )
– Что столкнуло этих двух людей – мечтателей вместе? Почему Настенька оказалась на мосту?
(Она ждала своего любимого, с которым договорилась встретиться на этом мосту.)
– Какое условие поставила Настенька перед героем в первую ночь, когда они познакомились?
(На дружбу я готова, а влюбляться нельзя….)
– Сдержал ли обещание мечтатель? Почему?
(Нет. Возможно, это первое реальное чувство, которое он испытал.)
– Главные герои не вместе. Но чувство между ними переросло дружбу. Что происходит в финале романа? Обижен ли на Настеньку мечтатель?
(Настенька остается с Жильцом, а не с мечтателем. Мечтатель не обижен на неё, потому что он очень любил её и желал ей счастья. Он благодарен ей за то, что она подарила ему несколько минут счастья).
– Какой, по-вашему, может быть любовь? Что в вашем понимании любовь? Какой любовь дана в произведении?
(Ответы детей).
– Почему произведение называется “Белые ночи”?
(В романе действие происходит на протяжении белых ночей. Это такое явление природы, когда солнце не совсем заходит за горизонт, и ночи светлые.)
– Автор говорит “Мои ночи кончились утром..”. О чем идет речь?
(Кончились мечты, которыми жил герой 4 ночи).
3. Работа с иллюстрациями.– Обратите внимание на иллюстрации, которые нарисовал художник М.В.Добужинский. Почему они черно-белые?
(Ответы детей).
– А вот иллюстрации другого художника И.С.Глазунова. Посмотрите, как он изобразил это явление.
– Несколько слов об этих художниках.
4. Индивидуальное сообщение о художниках.(Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов).
5. Тестирование.– Чтобы закрепить полученные вами знания о произведении “Белые ночи” предлагаю вам ответить на вопросы теста. За это каждый из вас получит оценку.
(Учащиеся выполняют тест).
6. Демонстрация фильма.– Чтобы ваше представление о Достоевском и его произведениях было более полным осмотрите, пожалуйста, на экран.
7. Рефлексия.– На небольших листочках я попрошу вас кратко ответить на вопросы.
1. Урок понравился или не понравился. Почему?
2. Что нового я узнал сегодня на уроке?
3. Продолжу ли я изучение творчества Ф.М.Достоевского?
4. Как вы считаете, достигнуты ли цели в процессе урока?
8. Комментирование оценок.– Сегодня все получат оценки за тест. Кроме этого, мне хотелось бы отметить работу учащихся, активно участвующих в процессе урока. Ребята, которые готовили сообщения, иллюстрации также получают положительную оценку.
9. Домашнее задание.Написать мини-сочинение “Мое открытие Ф.М.Достоевского”.