Цели урока:
Литература:
- Развитие познавательных возможностей учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания.
- Формирование умения анализировать поэтическое произведение с привлечением литературоведческих понятий: сравнение, пейзаж, эпитет, олицетворение.
ИЗО:
- Развивать умение и наблюдательность.
- Рисование по представлению на тему: «Байкал».
- Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Оборудование урока:
- Выставка сборников стихов иркутских поэтов.
- Диск «Виды Байкала», «Энциклопедия Байкала», «Ольхон».
- Иллюстрации, рисунки и фотографии с видами Байкала.
- Телевидеоаппаратура.
Ход урока
- Сегодня мы проведем урок вдвоем: литературу Восточной Сибири и ИЗО = необычно!
- Хотя нет, мы уже проводили такой урок русского языка и ИВТ!
- Какова же проблема стоит перед нами?
- Какие же задачи и цели урока?
- Познакомиться со стихотворением Марка Сергеева «Колдовские превращения воды».
- Развивать внимание и наблюдательность.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Я вижу сборники стихов иркутских поэтов. Назовите их и поставьте на нашу полку. В них собраны стихи о сибирской природе, о родном крае. Думается, что от них идет какое-то тепло, энергия, откровение поэтов-авторов. Это как у классиков. Вот недавно Сережа Дядькин читал на школьном конкурсе стихи Алексея Толстого, ему так проникновенно аплодировали, что председатель жюри Вероника Михайловна вручила ему Почетную грамоту. Попросим его почитать.
- А кто знает, кто такой Марк Сергеев? Прочитайте самостоятельно статью учебника на странице 278. Что он писал о себе? Покажите на карте, где он родился, где жил и откуда ушел на фронт. А какие удивительные стихи он писал! Я вам прочитаю одно из его ранних стихотворений «Автобус». Понравилось? А вот еще одно стихотворение «Колдовские превращения воды» (чтение на фоне видео «Байкал»). Оно относится к пейзажной лирике.
Повторение теории литературы: что такое пейзаж, сравнение, эпитет, олицетворение.
Работа с лексикой стихотворения: колдовское – таинственное, магический прием; не говорлив, не языкат – в меру; оцепененье – неподвижно, блаженно – счастлива.
Чтение стихотворения (стр. 282).
- Что непонятно?
- Кто был на Байкале?
- Расскажите о своих впечатлениях.
- Какими словами передает поэт состояние лирического героя? Прочитайте эти строки.
- Что вы видите и слышите вместе с лирическим героем? Прочитайте.
- Что воспевает поэт?
Прочитайте.
Необычный прием используется в комментарии домашней работы. (Звонок по телефону): дома вы должны приготовить к конкурсу издателей сборник стихов о Байкале. В нем будут стихи, которые разбудят воображение, заставят читателя почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Вы будете соучастниками и соавторами тех открытий, которые присутствуют в пейзажной лирике. Это задание приблизит вас к тайне поэзии. А как оформить сборник нам подскажет Тамара Викторовна.
- Т.В.: «Вы должны будете показать свое видение в рисунке к тексту стихотворения. Но сначала закройте глаза и в воздухе напишите «Я – творческий человек!». А теперь представим, что мы будем рисовать. (Работы выполняются индивидуально). На эскиз я даю вам всего 5 минут. На обратной стороне листа напишите название рисунка цитатой из текста. Далее я вам покажу интересную технику выполнения рисунков. Японские художники любят рисовать так: проведем физминутку для рук: осторожно сминаем лист бумаги, разглаживаем его ладошками, смачиваем лист водой и быстро расписываем пейзаж красками, смешивая без палитры прямо на листе.
В конце урока обзор рисунков. Выставление оценок.
Спасибо всем! Гостям за поддержку, тепла вам и откровения в оценке нашей работы. Детям спасибо за урок. Успехов, радости, улыбок.