Урок комбинированного типа "Человек-солдат в стихотворениях К.М. Симонова"

Разделы: Литература


Класс: 6.

Литературная тема: Произведения о Великой Отечественной войне.

Тип урока: урок комбинированного типа.

Триединая задача:

образовательные: учить применять знания по теории литературы в ходе анализа лирического произведения; выявить функциональное назначение стиховедческих категорий; через хорошо прочитанный текст ускорить постижение смысла стихотворения.

воспитательные: пробудить интерес к истории России, ее героическому прошлому; воспитывать уважение к поколению фронтовиков; формировать такие моральные качества как верность Родине, семье, друзьям.

развивающие: способствовать развитию самостоятельной работы, познавательной активности и творческого мышления учащихся, умению анализировать и делать выводы в форме монологической речи.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Сегодня, когда все собираются праздновать 64-ю годовщину победы нашей страны над фашистскими захватчиками, мы поговорим о лирике поэта-фронтовика К.М. Симонова. Нам предстоит выяснить, каким изображал солдата К.М. Симонов, сопоставить этот образ с собственными представлениями и потренироваться в умении анализировать и выразительно читать лирическое произведение.

  4. Повторение
  5. Вспомните, какое стихотворение К.М. Симонова мы читали и обсуждали в V классе. О чем оно? (“Майор привез мальчишку на лафете…”).

  6. Краткие биографические сведения
    1. Давайте познакомимся с некоторыми биографическими сведениями из жизни поэта (самостоятельное чтение стр.75-76 учебника).
    2. Обратите внимание на портреты К.М. Симонова разных лет (приложение 1). Прокомментируйте увиденное (Предварительное индивидуальное задание).
    3. Каким вы представляете К.М. Симонова по прочитанным высказываниям? (приложение 2).
  7. “Погружение в поэзию” (Концерт-миниатюра).
  8. Современники отмечали: Симонов удивительно точно улавливал то, что тревожило солдат и офицеров в военные годы. Давайте познакомимся с несколькими произведениями поэта. Это стихи первых военных лет.

    1. Стихотворение “Родина”. Чтение наизусть. (Индивидуальное задание).
    2. К стихотворению, которое мы услышим сейчас, писали музыку более 17 композиторов. Как вы думаете, почему? (Прослушивание песни на стихотворение “Жди меня” (приложение 3.)

    Вы послушали песню. Как композитору удалось передать в музыке основное настроение стихотворения?

    Симонов не просто изображает состояние человека во время войны и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что видит. Поэт старается выразить общее острое чувство любви к своей Родине (“Родина”), поддержать женщин, ожидающих солдат с фронта (“Жди меня”). Было еще необходимое на войне чувство. Это чувство боевого товарищества, взаимовыручки, уверенности в том, что и в беде, и в радости рядом будет верное дружеское плечо.

  9. Прослушивание инсценированной песни “В землянке” на слова А. Суркова (приложение 4) с демонстрацией слайдов картин и фотографий военных лет (приложение 5). (Индивидуальное опережающее задание.)
  10. Вот так, сидя с товарищами в землянках, отдыхали от боев солдаты, коротая холодные зимние и долгие летние вечера за ведением душевных разговоров.

  11. Давайте познакомимся со следующим стихотворением К.М. Симонова “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”. (Чтение учителя).
  12. Беседа по вопросам.

- О чем это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?

- Меняется ли настроение по ходу текста? Докажите свое мнение.

- На какие смысловые части можно разделить стихотворение?

- Какие образы и картины возникли у вас при чтении?

- Какие слова поэта возвращают нас в далекое прошлое, к истокам героизма русского народа? Как мы называем такую лексику? (Индивидуальная работа со словарем: “кринка”, “солдатка”, “тракт”, “погост”, “околица”, “салоп”, “плис”, “пажить”).

- Какие слова и выражения повторяются в стихотворении? Какова их роль в тексте?

IX. Работа по группам.

Перечитав текст про себя, выполните следующие задания:

  1. а) Опишите пространство стихотворения. Для этого попытайтесь представить образные картины текста, как “в кино”, условно разделив на “кадры”. Как ваше наблюдение за пространством стихотворения помогает понять его содержание?

б) Найдите в тексте выразительные слова, обозначающие действия, краски, звуки, запахи. Попытайтесь определить их художественную функцию.

в) Какими представляются вам собеседники?

г) Расставьте логические паузы, обозначив их вертикальной чертой.

2. а) Какова особенность композиции стихотворения?

б) Найдите эпитеты, сравнения. Какова их роль?

в) Какие слова и выражения могут стать синонимом к слову “Родина”? Что такое Родина в понимании автора и вашем?

г) Расставьте логические ударения, подчеркнув эти слова.

3. а) Найдите аллитерации в каждой части стихотворения и объясните их роль в тексте.

б) Проанализируйте глагольную лексику стихотворения. Какой смысл выявляется при определении наклонения, времени и лица глаголов?

в) Какое настроение и смысл придают тексту особая длина стиха, его размер, дактилическая клаузула, перекрестная рифмовка? Подтвердите свое мнение примерами.

г) Каковы особенности поэтического синтаксиса стихотворения? С какой целью их использует автор?

X. Подведение итогов работы групп учащихся.

XI. Повторное прочтение стихотворения вслух учащимися.

Какие нравственные качества, по мнению К.М. Симонова, должны быть присущи солдату? А как считаете вы?

Домашнее задание:

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав интонацией чувства сострадания и любви поэта к народу, к солдатам.
  2. Напишите сочинение “Каким я вижу солдата Великой Отечественной войны?”
  3. Напишите сочинение в форме письма боевому другу, используя лексику поэта.