Интегрированный урок (ИЗО + музыка + литература + художественный труд)

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • Дать представление о композиции, изменении ее содержания в зависимости от ритма.
  • Продолжить знакомство с отрезной аппликацией.
  • Учить работе по памяти.
  • Воспитывать любовь к музыке, литературе, изобразительному искусству; аккуратность, чувство товарищества.
  • Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.

Продолжительность урока: 40 минут.

Оборудование: тонированная бумага, белая бумага, карандаш, ножницы, клей.

Зрительный ряд: методическая таблица “Ритм”, слайды картин художников: А. Рылов “В голубом просторе”, Е. Чарушин “Воробьи”, И. Левитан “Над вечным покоем”, П. Синьяк “Желтый парусник”, К. Богоевский “Последние лучи”.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

Литературный ряд: отрывки стихов: А.Пушкин “Бесы”, В. Жуковский “Лесной царь”, А. Блок “ На железной дороге”.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

1. Организация класса

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

2. Беседа по теме урока

Учитель: Дети мы с вами на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, что оно может говорить. Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство?

Искусство может говорить цветом, линией, силуэтом, украшением.

– Да благодаря этому искусство может нам рассказать о добре и зле, прекрасном и безобразном. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили – это РИТМ.

Обратимся к словарю С.И. Ожегова, как же он объясняет это слово.

РИТМ – это повторение или чередование, каких-нибудь элементов.

– А сейчас подумайте и скажите, где в своей жизни вы встречались с этим понятием.

– В музыке, поэзии, танцах.

– В музыке – это повторяемость, чередование музыкальных звуков. Я предлагаю, вам прослушать музыкальные произведение и сказать, отличаются ли они друг от друга.

– Да отличаются. Первая мелодия торжественная, быстрая. А вторая спокойная, ровная.

– Если в музыке ритм – это повторение или чередование музыкальных звуков, то в поэзии чередование или повторение ударных слогов.

Прослушайте отрывки стихов и определите, одинаково ли звучат они, одинаков ли ритм звучания стихов?

А. Пушкин. “Бесы”

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий
Мутно небо, ночь мутна

Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин …
Страшно, страшно поневоле
Средь невидимых равнин!...

В.Жуковский “Лесной царь”

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

А.Блок “На железной дороге”

Вагоны шли привычной линией
Подрагивали и скрипели,
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и ели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом …

– Как вы считаете, ритм у всех стихов одинаковый или нет?

– Совершенно верно стихи отличаются друг от друга чередованием и повторением ударных слогов. А сейчас мы будем знакомиться с ритмом в изобразительном искусстве . В изобразительном искусстве слово ритм обозначает повторение пятен или элементов. Внимательно посмотрите на картину К. Богоевского ”Последние лучи” и скажите, видите ли вы здесь ритм-повторение каких-либо элементов?

– Да мы видим повторение деревьев.

Обратите внимание на вторую картину “Желтый парусник” художника П. Синьяка. Что чередуется?

– Паруса.

Сравните эти картины и скажите, какое настроение вызывают у вас. Первая картина вызывает тревожное настроение, а вторая спокойное. Художники передают настроение при помощи цвета и ритма.

Существует несколько видов ритмов.

  1. Ритм с ярко выраженным построением элементов. Передает спокойное, ровное настроение.
  2. Ритм выраженный, но с неожиданной паузой. Передает тревожность, неожиданность .
  3. Ритм хаотичный, беспорядочный, без четкого построения элементов. Передает взволнованность.

Так и мы с вами сегодня на уроке попробуем создать композицию из летящих птиц с определенным ритмом.

Задание выполним в технике аппликации.

Последовательность выполнения работы:

  1. Рисование птиц.
  2. Вырезание птиц.
  3. Наклеивание на бумагу.

Для каждого ряда прозвучит свой ритм бубном.
Повторение правил безопасной работы с ножницами, клеем.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли дети погулять.
Дети шли, шли, шли…
Воробья нашли
Наклонились, посмотрели и дальше пошли.
Дети шли, шли, шли…
Куропатку нашли.
Присели, посмотрели и дальше пошли.
Дети шли, шли, шли… и в класс пришли.

3. Практическая работа

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа учителя с учащимися.

4. Выставка работ

Разбор и обсуждение работ.

5. Подведение итогов

– Скажите ребята, с каким новым выразительным средством в изобразительном искусстве мы сегодня познакомились.

– С ритмом.

– Какие ритмы запомнили?

– Ровный

– С паузой

– Хаотичный

Эти ритмы хорошо видны в работах художников первая картина А.Рылова “В голубом просторе”. Какое настроение вызывает она.

– Спокойное, уравновешенное.

– Действительно, мы видим с вами как высоко в голубом просторе птицы парят под облаками, они создают, торжественное движение и ритм. А на рисунке Е. Чарушина “Воробьи” мы видим хаотичный, беспорядочный, не выстроенный ритм и поэтому настроение беспокойное, взволнованное.

– Ребята, вам понравился урок? Что больше всего понравилось, запомнилось?

6. Домашнее задание

Увидеть в окружающей жизни выразительные ритмические ситуации.

Литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд” Под руководством Б.М. Неменского. Москва “Просвещение” 2006.
  2. Изобразительное искусство 2 класс “ Поурочные планы” Автор – составитель С.Б. Дроздова 2007.
  3. Учебник 2 класса “Искусство и ты” Е.И. Коротеева. Москва “Просвещение” 2004.