Цели:
- Учить азам сравнительного анализа лирических произведений.
- Увидеть своеобразие раскрытия весенней темы в каждом стихотворении.
- Учиться устному рисованию.
- Осознать, что художественные средства языка помогают поэту нарисовать картину, рассказать о чувствах.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Что вам известно о Е.А.Баратынском, о Ф.И.Тютчеве? Знакомы ли вы с их стихотворениями? (Дети назовут стихотворения Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…”, “Чародейкою Зимою…”, “Весенняя гроза”; имя Е.А.Баратынского им незнакомо.)
Это поэты девятнадцатого века. Баратынский (1800–1844), Тютчев (1803–1873). В лирике обоих поэтов тема природы занимает особое место. И это не случайно. Дивная природа окружала их с самого рождения. Детство Баратынского прошло в родовом имении Мара Тамбовского губернии, а Ф.И.Тютчев до 13 лет жил в родовом имении Овстуг Орловской губернии. Сосновые леса и берёзовые рощи, студёные ключи и спокойные заводи – вот с чем ассоциировалось понятие родной земли для будущих поэтов.
Поэтому в их стихах возникает образ природы – живого существа. Она одухотворена, очеловечена, живёт своею “чудной жизнью”. Лирический герой живёт в единстве с природой, поклоняется ей, как матери, и способен чувства природы впустить в свою душу.
Обратимся к стихотворениям Тютчева “Весенние воды” и Баратынского “Весна, весна! Как воздух чист…”. Подумайте, как можно, исходя из произведений, озаглавить сегодняшний урок? Попытайтесь во время чтения определить настроение лирического героя каждого стихотворения.
II. Образ весны в стихотворениях
– Что вы можете сказать о стихотворениях? Понравились ли они вам? Что стало предметом изображения в них? Как можно озаглавить урок? Каким настроением они проникнуты? (Радость, восхищение природой.)
А как вы это почувствовали? Как поэтам удаётся передать эти чувства? Какими словами, художественными приёмами? (Восклицательные предложения, повторы, высокая поэтическая лексика: “гласят”, “очи”, “лазурь”, “торжествующий”; особая “радостная” лексика: “весело”, “светлый”, “блестят”, “заздравный гимн”; звукопись: “б”, “л”, “г” – звонкие согласные.)
– Какой момент весны изображён в стихотворениях? (Пробуждающаяся природа.)
Найдите и выпишите слова, передающие состояние пробуждающейся природы. (1 вариант – в стих. Тютчева, 2 вариант – в стих. Баратынского, потом пишут на доске:
Тютчев | Баратынский |
1 строфа: антитеза
“снег” – “воды”
Наблюдения: Обратите внимание, что весна, весенние воды изображены живыми: эпитеты, олицетворения. Более того, воды ещё и “гласят”, т.е. “говорят”, “кричат”, “разносят весть”. |
И у Баратынского природа наполнена и движением, и чувством. |
III. В стихотворениях весна изображена по-разному
– Что же, перед нами одинаковые стихи, одинаковая весна? В чём различие этих стихотворений?
Ф.И. Тютчев “Весенние воды”:
А) Какова композиция стихотворения? Сколько в нём частей? Озаглавим их:
- “Ещё в полях белеет снег”.
- Весенние воды.
- Тихие майские дни.
Вывод: динамичная картина, движение времени, разное состояние природы: покой, буйство, покой; конец зимы, весеннее половодье, почти летний хоровод тёплых дней.
Б) Какой образ самый выразительный в стихотворении? А какой характер у весенних вод? (Задорный, весёлый, они улыбаются, кричат, ведут себя дерзко.)
– Как бы вы их нарисовали? Почему? Как удалось поэту передать это? (Преобладают глаголы-олицетворения, введена прямая речь – голос ручьёв, звукопись – звонкие согласные, повторяющийся союз “и”, метафора “гонцы”.)
Вывод: весенние воды изображены живыми, имеющими собственный нрав, они олицетворяют саму весну.
Е.А.Баратынский “Весна, весна! как воздух чист!”:
А) Стихотворение Баратынского не озаглавлено. Могли бы вы дать ему название? (Вернёмся к этому вопросу позже.)
Б) Можно ли сказать, что в стихотворении Баратынского, как у Тютчева, изображено движение времени, что мы видим и зиму, и весну, и начало лета? В чём же своеобразие картины весны у Баратынского? (Предстают разные стороны одного образа.)
– Нарисуйте их устно.
(Опорные слова уже написаны на доске).
Вывод: У Баратынского весна изображена иначе, это единый, но многогранный образ: и небо, и ручьи, и песня жаворонка.
В) Не заметили ли вы образа, кроме образа весенней природы? (Образ лирического героя, он представлен зримо).
Найдите слова, в которых ЛГ открывает себя. (“ликует”, “счастлив”, “зачем так радует”).
“Что с нею, что с моей душой?” – вопрошает ЛГ в финальных строках. Дайте ответ на этот вопрос. (Чувство радостного пробуждения природы, наслаждения жизнью передалось ЛГ. Он испытывает те же чувства, что и природа).
Вывод: ЛГ передались радостные чувства природы.
– Придумайте заголовок. (Весна в природе и в душе ЛГ)
Введение понятия “психологический параллелизм”.
Общий вывод: Образ весны в стихотворениях разный. От чего это зависит? От взгляда, мироощущения ЛГ. Взаимовлияние природы и человека.
Домашнее задание
1. Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
2. Создать иллюстрацию к нему.