Цели урока:
- образовательный компонент: формировать умение анализировать факты и давать им оценку; формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать свою точку зрения; учить определять цель и формулировать проблему исследования; продолжить работу над литературоведческими понятиями;
- воспитательный компонент: воспитывать уважительное отношение к человеку; воспитывать чуткое отношение к членам своей семьи.
Как бы тяжело тебе ни было,
как бы ты низко ни пал,
верь в хорошее, доброе, светлое:
1. Вступительное слово. Повторение изученного.
Мы продолжаем работу с разделом " Невозвратимая пора ". Что является темой этого раздела? (Тема детства.)
С какими эпическими произведениями о детстве мы уже познакомились?
Определите их жанровую принадлежность и докажите.
Каким самым главным, важным чувством было наполнено детство и Николеньки, и Никиты, и Серёжи? (Родительской любовью, любовью окружающих.)
Скажите, а можно ли в один ряд с этими мальчиками поставить Васю, главного героя повести В. Г. Короленко " В дурном обществе "? Почему?
2. Выявление уровня осознанности прочитанного.
Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять? Задумаемся, что хотел сказать автор.
Вы прочитали повесть. Каково ваше впечатление о прочитанном?(Зачитать 2-3 отзыва из читательских дневников)
Слово - великое чудо. Это не просто сочетание звуков, букв. Слово обладает определенной цветовой символикой.
Какою вы почувствовали цветовую гамму произведения? Покажите ваши палитры. Прокомментируйте их.
Какие цвета преобладали? Почему?
Так почему и Короленко тоже пишет о детстве? (И до него писали, но не так страшно. Оказывается, детство бывает разным.)
3. Тема урока. Постановка целей урока.
Актуально ли в наши дни говорить об этой повести?
Прочитайте тему урока.
И уже на данный момент вы, не зная этой темы, продемонстрировали глубину понимания какого слова? (Драма.)
Попробуйте кратко объяснить, что такое драма.
А что сообщает толковый словарь? (Отвечает заранее подготовленный ученик) Какие слова темы звучат особенно страшно и почему? (Драмы детей.)
Вдумайтесь в название темы. Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой сегодня?
(Постараться понять, в чем заключаются драмы взрослых и драмы детей. Где начало этих драм? Почувствовать связи, которые образуются между взрослыми и маленькими людьми.)
Конечно, эта тема раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем раскрывать ее постепенно, поэтапно. Сегодня мы возьмем для работы только экспозиционные главы. Вспомним, что такое экспозиция и определим ее границы. (Смотрим словарь; 1 - 3 главы.)
4. Анализ текста.
1) Роль пейзажной зарисовки.
Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)
Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.
Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?
Как автор сумел подчеркнуть мрачность и трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)
Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)
А человек печален, когда судьба его драматична.
2) Драма папы Тыбурция и его детей.
Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)
Какова была участь неугодных? Зачитайте.
Обратимся к иллюстрации учебника. Как художнику удалось передать внутреннее состояние этих персонажей? Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)
Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью? (Тыбурция.)
Драматична ли судьба Тыбурция?
О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит подробный пересказ о Тыбурции.)
На что прежде всего автор обратил наше внимание. (Это умный, образованный человек: он цитирует Ксенофонта, Цицерона, употребляет латинские выражения:)
Какой вопрос возникает у думающего читателя? (Откуда он все это знает?)
Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)
Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)
Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция, умного, образованного человека демонстрировать свои знания в кабаке перед пьяными посетителями; сын вынужден воровать; дочь чахнет в сыром подземелье.)
3) Драма Васи и его отца.
Рассказ о Тыбурции сопровождался портретом этого персонажа. Говоря о выражении глаз, автор подчеркнул, что в них чувствовалась "глубокая неустанная печаль". С кем из взрослых персонажей повести роднит Тыбурция эта деталь? (С Васиным отцом, судьей.)
Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?
Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)
Каково мнение о нем в городе?
А что с этим судьей происходит дома? (Он сам нарушает законы, значит, становится преступником.)
Какие законы он нарушает? (Нравственные.)
Обратимся к тексту. Покажите, как судья становится преступником.
На что обрек отец своего сына? (На одиночество.)
Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.)
В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)
5. Подведение итогов урока.
Подведем итог. Где же берет начало драма в жизни взрослых и жизни детей в повести Короленко? В чем счастливее дети Тыбурция?
Какое отношение к нашему наблюдению имеет эпиграф?
6. Домашнее задание.
Пронаблюдайте в 4-5 гл. и запишите, какие открытия сделал Вася, подружившись с Валеком и Марусей. Какие уроки получил?