Цели:
- Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя.
- Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста.
- Воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция обложки первого издания поэмы, тексты "Мертвых душ", карточки-схемы.
Тип урока: введение в произведение.
Ход урока
Стадия вызова (предкоммуникативная фаза).
"Мертвые души"?
"Мертвые души"!
"Мертвые души":.
Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему?
"Мертвые души" часто сравнивают с "Иллиадой". Да и сам Гоголь не очень спорил с теми, кто сопоставлял его творение с поэмой Гомера. Косвенно он давал понять, что сходство есть - не в материале, а в масштабе, в замысле, в духовном просторе. Поэтому на первом уроке аналитического чтения произведения мы поговорим :о чем?
Тема урока на доске, но как видите, она определена не полностью: в конце урока дополните предложение.
Сформулируйте цель урока, определите для себя задачи, запишите их в тетрадь.
Стадия осмысления (коммуникативная фаза).
1. Прочитайте еще раз высказывания Гоголя о работе над "Мертвыми душами" (учебник "В мире литературы" под редакцией А.Г.Кутузова для 10 класса, стр. 141 - 142), при этом используйте метод инсерта: знаками укажите, как менялся замысел произведения, как относился Н.В. Гоголь к своей работе. Заполните схему:
Самостоятельная работа, обмен мнениями в парах.
2. К какому выводу вы пришли? Выводы записать в тетрадях.
(В течение семи лет менялся замысел писателя относительно жанра произведения, идеи. Он считал, что это священное завещание А.С.Пушкина, это главный труд его жизни, в котором должен показать всю православную Русь, это то, ради чего он живет на свете.)
3. Внимательно рассмотрите обложку первого издания поэмы Н.В.Гоголя, выполненную по его рисунку. Как вы думаете, что и почему было важно выделить на ней автору?
Крупными буквами выделено "поэма".
О жанре гоголевского произведения спорят многие литературоведы:
Нравоописательная повесть - Поспелов А.
Роман - Храпченко, Ермилов
Поэма - Чуковский К.И.
Роман - утопия - Елистратова Н.
Вспомните особенности каждого названного жанра, выскажите свою точку зрения.
Среди завитков узора мы видим черепа и лица живых людей, явно выделено "Мертвыя души", а мелким шрифтом -"Похождения Чичикова", и над всем рисунком несется бойкая тройка. Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть, что перед нами - путешествие души, (только какой?), "позади мертвых душ души живые").
4. Что же значит "мертвые души"? Каков смысл названия поэмы?
(класс составляет кластер, при затруднениях обращаемся к учебнику, стр.145-147)
Вывод: "Мертвые души" - это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.
5. Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?
Вывод: "Мертвыми" можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в своем развитии, кто духовно обнищал и омертвел.
Н.В.Гоголь задумал произведение в трех томах по подобию "Божественной комедии" Данте, желая провести своего героя через Ад, Чистилище, Рай, так как верил в духовное возрождение каждого. Этот путь открыт всем, даже Плюшкиным, если они того захотят.
Стадия рефлексии. (посткоммуникативная фаза)
Вместе с Чичиковым мы попадаем в губернский город, в котором видим картину духовного обнищания и омертвения. Гоголь - мастер, и он при помощи разных стилистических приемов подчеркивает мертвенность и бессмысленность города и его обитателей. Проведем исследование стиля по первой главе, а дома, готовя по группам заочные экскурсии "В гостях у помещиков", продолжите эту работу.
№ |
Название приема. |
Примеры из текста. |
1. | Деталь. | Смытые дождем вывески, дома были в один, два и полтора этажа, ларчик Чичикова, афиша, оторванная Чичиковым со столба |
2. | Формула обобщения. | "покой был известного рода", "...общие залы - всякий проезжающий знает очень хорошо", |
3. | Введение в мир животных или неодушевленных предметов. | Тараканы, как чернослив; "черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи:" |
4. | Сопоставление несопоставимых понятий. | "покойная комната с тараканами", "молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего", "..улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон"" |
5. | Мотив автомата. | ":шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, ....."; "Губернатор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек, прокурор - что он дельный человек:" |
6. | Цветопись. | ":кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе"; "желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных" |
7. | Алогизм. | "Все разговоры прекратились, как случается всегда, когда наконец предаются занятию дельному" (вист) |
(учитель называет приемы, учащиеся находят примеры в тексте)
Вывод: стилистические приемы подчеркивают внешнюю суету и внутреннее окостенение, жизнь в городе бессмысленна и мертва. Бездеятельность и пустота жизни - это особенность не только героев "Мертвых душ", это может завладеть любым человеком, если он потеряет свою живую душу, если он встанет на путь бездуховности и безнравственности.
Таким образом, "Мертвые души" - это.......
Оцените свою работу на уроке. Достигли ли цели, решили ли задачи, поставленные в начале урока? Что вам удалось выполнить лучше, чем на предыдущих уроках? Что получилось неудачно?