Уровень знаний: 2
Цели урока:
образовательная
- сформировать понятие "обломовщина"
- углубить понятие "художественный прием"
развивающая
- развитие интеллектуальных и общеучебных умений: анализ, синтез, сравнение
- развитие навыков работы с художественным текстом: пересказ, выразительное чтение, анализ художественного текста, объяснение значения приема в раскрытии художественного образа
- развитие речевых умений и навыков
воспитательная
- усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам, связи времен
- воспитывать чувство толерантности, внимания к человеку
методическая
- показать возможности использования компьютерных технологий на уроке литературы для повышения интереса учащихся и развития речевых навыков
- показать методику использования рейтинговой системы контроля как способ активизации деятельности учащихся на уроке
Тип урока: комбинированный
Методы:
- обучения - информационно-развивающий
- преподавания - диалоговый
- учения - частично-поисковый
Дидактическое пространство урока:
-
карточки-задания "Художественные средства
раскрытия образа Обломова в романе", тестовые
задания "портретные характеристики"
- цитатные таблицы "Парад гостей", "Обломов и Штольц"
- роман И.А. Гончарова "Обломов"
- Ю.В. Лебедев "Русская литература 19 века" (10 класс, часть 2)
- мультимедиапроектор или интерактивная доска, презентация
- музыкальное сопровождение П.И. Чайковский "Времена года. Июнь"
План урока:
- Организационный момент (готовность к уроку, поурочный рейтинг)
- Актуализация : опорные знания (сюжет романа, основные образы)
- Формирование новых понятий : понятие "художественные средства создания образа героя", "обломовщина", неоднозначность трактовки образа Обломова
- Применение умений и навыков : индивидуальная самостоятельная работа
- Домашнее задание : индивидуальная творческая работа "Письмо Обломову"
- Подведение итогов урока
Ход урока
Организационный момент
- Приветствие учеников и гостей
- Проверка наличия учебных принадлежностей: учебник, текст произведения, папка с раздаточным материалом (таблицы, задания к тексту, текст)
- Знакомство с новыми техническими средствами и планшетами к уроку
- Объявление темы урока "Обломов и обломовщина" (Презентация, слайд 2) и целей урока: поговорить о роли художественной детали в создании образа и уяснить понятие "обломовщина"
- Количество баллов (запись на доске) за ответы на уроке: устный ответ, выразительное чтение текста, пересказ, письменная работа
Актуализация
1. Давайте вспомним сюжет романа и расставим иллюстрации (Презентация, слайд 3) в порядке развития сюжета. Каждая из них символизирует определенный эпизод, давайте назовем их (часы, небо, вода, пирог, галерея, аллея) (Презентация, слайды 4-12)
2. Вспомним героев романа и определим по портретным характеристикам их имена. (Презентация, слайды 13-18) Что мы еще можем сказать об этих героях? (работа по таблице) (Приложение 1)
- Какие чувства вызывают у вас образы этих героев?
- Каким образом писатель добивается такого эффекта?
Формирование новых понятий
- работа с карточками-заданиями (Приложение 2): чтение текста и ответы на вопросы (Приложение 2)выразительное чтение на фоне иллюстрации (Презентация, слайд 19) по выбору учащегося (гиперссылка на иллюстрациях слайда 19) и ответы по тексту
- Запись в тетради: деталь художественная (Презентация, слайд 20)
- О какой разновидности художественной детали мы не упомянули? (портрет) Давайте определим значение этой детали
- Вернемся к главному герою романа - Обломову и обобщим все, что нам о нем известно. (Приложение 1) Какой это человек по вашему мнению? Составляем на доске и в тетради кластер положительных и отрицательных черт героя (Презентация, слайд 21)
- (Приложение 1, слайд 22) Когда и при каких обстоятельствах в романе появляется слово "обломовщина"? Что оно означает? Как вы его понимаете? (работа по тексту романа - часть 2, глава 5) Почему это слово появляется в конце романа? Что говорили современники Гончарова об этом? (работа с учебником Ю.В. Лебедев Литература 10 класс, часть II, стр. 17-19) Кто из критиков прав? Как это связано с творческой манерой писателя?
- Какой вопрос мучает героя? Какое решение он принимает? Почему? (Презентация, слайд 23)
- Для чего живет человек? Должна ли быть у него цель в жизни? Какая? (Мнение академика Лихачева) (Презентация, слайд 24)
- Есть ли у Обломова цель (покой, бездействие), созидание (свой мир гармоничный, без фальши), духовность (любовь к близким, умение дружить)? Почему герой выбирает бездействие? Добавим в кластер новые качества Обломова. (Презентация, слайд 21)
- Что же погубило такого хорошего человека? Работа по таблице "Парад гостей". (Приложение 1) Из каких людей состоит общество? К чему они стремятся? Что ценят? Есть ли место в их жизни духовности, гармонии? Кому нужны лучшие качества героя? (Презентация, слайд25) Кто его ценит и любит? (Штольц, Пшеницына Агафья Матвеевна) (Презентация, слайды 26, 27) Что можно посоветовать герою в такой ситуации? (человек сам себе нужен).
Обломов умирает, но проблема Обломова - проблема целостности человека остается. Современные писатели пытаются ее разгадать и решить (стихотворение) (Приложение 4)
Применение умений и навыков:
Творческое задание в тетради: в каком доме мог бы жить "современный" Обломов? (Презентация, слайд 28)
Домашнее задание: (предварительная запись на доске): написать письмо Обломову с целью убеждения изменить образ жизни
Подведение итогов урока
- Какое впечатление оставил у вас образ Обломова? Изменилось ли первоначальное впечатление? (Презентация, слайд 29)
- Мы все должны стремиться к тому, чтобы в наших душах было чисто, светло, честно. (Презентация, слайд 30)