Организация школьной библиотеки
-
Современная литература о молодежи и для молодежи 2006
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными юношам и девушкам XXI века? Сотрудничество преподавателя литературы, городской библиотеки и киноцентра по подготовке и проведению уроков внеклассного чтения по теме «Современная литература о молодёжи и для молодёжи» вызывает большой интерес у подрастающего поколения. Она создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, вызывает у подростков живой интерес, желание читать и обсуждать произведения отечественной литературы.
-
С Кузбассом связанные судьбы 2006
Данный материал дает возможность учащимся знать трагические странницы истории нашей страны, Кузбасса. Учит детей быть честными, нетерпимыми к проявлению несправедливости, воспитывает чувство уважения к прошлому. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.
-
История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее) 2006
Несколько лет в школьной библиотеке ведётся интегрированный библиотечный курс "Основы информационной культуры школьника" 5–6-й класс. Представленные материалы используются на уроках по теме "История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)", здесь вы найдёте рассказы о древних носителях информации (глиняных табличках, папирусе, пергаменте), узнаете о библиотеках древнего мира.
-
Книга в профилактике детской агрессии 2006
В своей работе я уделила внимание еще одному немаловажному аспекту профилактической работы – книги в профилактике детской агрессии. 21 год проработала в детской библиотеке, из них 12 в школьной. Последние два года работаю социальным педагогом. На собственном опыте убедилась: с помощью книги можно достучаться до сознания самых "трудных детей".
-
Интегрированный урок по истории России в 10-м классе на тему: "Споры о Петре Первом" 2006
Данный урок – плод совместного труда и координации работы учителя истории и библиотекаря-педагога, призван активизировать интерес учащихся к предмету вообще и к теме "Эпоха Петра I", обращаясь к альтернативным оценкам личности преобразователя, пробудить желание к самостоятельному поиску информации; используя знания и умения, полученные на библиотечных уроках, грамотно вести информационно-библиографический поиск, работая с различными видами источников.
-
Проектная деятельность учащихся в формировании информационной среды школьной библиотеки 2006
Современные функции школьной библиотеки не просто изменились, но и значительно расширились: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека стала базой развития творческого мышления и деятельности, структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение.
-
Сценарий беседы "История создания гимнов" 2006
Школа – одна из ведущих организаций, призванная воспитывать достойных граждан России. Большое внимание этому вопросу уделяется и в работе школьной библиотеки. Наиболее разработанным направлением является изучение истории государственных символов Российской Федерации. Один из элементов моей деятельности – цикл бесед "Государственная символика России". Предлагаю фрагменты сценария беседы "История создания гимнов" для обучающихся 5–6-х классов, которая воспитывает в юном читателе чувство гордости за свою страну.
-
КВН "В гости к русской сказке" 2006
В настоящее время дети не читают сказки, при обращении в библиотеку предпочитают брать познавательную литературу. Как привлечь детей к чтению сказок? Пробуем разные формы, в том числе игровые. Поэтому выбрала форму "КВН". Дети должны учиться читать внимательно, вдумчиво. Поэтому включила определённое количество сказок. Я ставила задачу научить детей исследовать текст, развивать вкус к русской речи, на примере героев сказок. Сказки воспитывают в человеке человечность – способность волноваться чужими несчастиями, радоваться радостями других. Так как "мысли, внушённые сказками, растут вместе с человеком". Следует сделать целый цикл мероприятий о сказках.
-
Библиотека — центр развития творческих способностей воспитанников детского дома 2006
Работа по развитию творческих способностей и привитию интереса к чтению по следующим разделам: литературное творчество, театральное творчество, художественно-оформительское творчество. Проводимая работа помогает через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями отрицательного жизненного опыта и использовать творческие способности ребёнка для дальнейшей подготовки к самостоятельной жизни и представляет широкие возможности для литературного, художественного, театрального творчества, одновременно решая задачи социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-
Интегрированный урок русского языка и обучения проектной деятельности в условиях школьной медиатеки. Составление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта "Эхо войны" 2006
Необычность данного урока русского языка ("Начальная школа ХХI века") заключается в использовании различных форм. Цель урока и предварительной работы - сбор и систематизация материала об участниках ВОВ и представление в виде мини-проекта "Эхо войны" с использованием текстов разных типов речи: повествование, описание, рассуждение. В ходе работы дети приобретают знания о ВОВ 1941-1945 г., её основных событиях, необходимости заботы о ветеранах, почтения памяти павших в боях. При этом широко используются материалы школьной библиотеки: книги, периодические издания, сборники сочинений учащихся школы, электронные учебные пособия и аудиозаписи и медиатеки, осуществляются встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, посещение памятных мест. Собраны, а затем помещены в ПК коллекции фотографий, рисунков, плакатов, которые образно и наглядно представляют суть проекта. Данный урок получил высокую оценку за грамотное методическое построение и использование передовых технологий учителей города, области, ИПК и ПРО.
-
Историко-литературный сценарий "Подвиг любви бескорыстной…" 2006
Историко-литературные материалы о жизни и героической судьбе жен декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь. Сценарий может быть использован как дополнение на уроках истории, посвященных изучению событий на Сенатской площади, на внеклассных мероприятиях, посвященных Дню матери, 8 Марта и пр.
-
Создание библиотечно-информационного отдела на базе школьной библиотеки гимназии № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка 2006
Роль библиотек школ как важнейшего информационного ресурса образовательного процесса неизмеримо выросла. Фонды библиотек сегодня включают аудиовизуальные документы, электронные материалы, доступ к удалённым ресурсам Интернет. Качественно совершенствуется СБА, дополняемый электронным каталогом. Возникает необходимость модернизации школьной библиотеки. Представленная работа передаёт личный опыт заведующей библиотекой по созданию БИО на базе школьной библиотеки гимназии.
-
Эстетика в оформлении школьной библиотеки: идеал и реальность 2006
Эстетика должна рассматриваться нами как одно из средств привлечения читателя в библиотеку. Для большинства детей школьная библиотека станет первой библиотекой их жизни. И в том числе от того, какой библиотеку увидят дети, зависит, придут ли они сюда еще раз.
-
Игра-викторина для старшеклассников: "Гений татарского просвещения" к 180-летию со дня рождения Каюма Насыри 2006
На тему толерантности следует говорить с детьми постоянно: на встречах, в беседах, возвращаться к этому в разной совместной работе. Наше мероприятие - хороший повод, чтобы вернуться к разговору об этом, потому что герой встречи, наш земляк, выдающийся татарский просветитель Каюм Насыри, олицетворяет, на мой взгляд, в своем лице именно такое поведение: мудрость, терпимость, уважение к чужой культуре, к другому языку, иной религии. Материал представлен в форме интеллектуальной игры-викторины.
-
Семейное чтение — одна из форм развития читательского интереса 2006
Как привить детям любовь к чтению? Как пробудить у школьников интерес к книгам и как удержать его на протяжении всей школьной жизни? Об этом задумываются в школе многие учителя, но не всякий находит правильное решение, нужный ответ. Автор в своей работе дает ответы на эти и многие вопросы.
-
Путешествие с героями Ж. Верна (по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта") 2005
Данный урок по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" позволяет использовать возможности литературного произведения для повышения интереса к географии через создание блока дополнительной информации. Материал урока способствует формированию умений видеть проблемы героев произведения и решать их в меру своих сил. Урок может быть рекомендован библиотекарям и учителям географии.
-
Библиотечный урок для учащихся младших классов "Веселись, детвора, в гости к нам зима пришла!" 2005
Разработка урока, цели которого: обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, воспитание интереса к природе; развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях. Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка; воспитание культуры общения, интереса к чтению, любви к родному краю, бережного отношения к лесным обитателям и природе.
-
"Здравствуй, книга!" – сценарий праздника 2005
Начало учебного года - это праздник встречи с новыми книгами. В связи с этим для учащихся проводится праздник "Здравствуй, книга!". Цель праздника: познакомить учащихся со значением книги, воспитание бережного отношения к ним, стимулирование интереса к чтению.
-
Праздник языков 2005
Так сложилось исторически, что Казахстан стал многонациональным государством. На это повлияли многие причины: депортация, эвакуация, военнопленные, раскулачивание, целина, комсомольско-молодёжные стройки и др. Представители многих национальностей живут компактно уже не первую сотню лет, сохранив свой родной язык. Праздник языков воспитывает патриотизм и интернационализм у подрастающего поколения.
-
Литературный вечер, посвященный Т.Г. Шевченко 2005
Литературный вечер дает представление о личности и творчестве Т.Г. Шевченко, как литератора, так и художника, формирует интерес к личности и творчеству Т.Г. Шевченко. Может быть применено на факультативных занятиях по литературе, для проведения классных часов и библиотечных мероприятий.
-
Работа школьной библиотеки в условиях обновления содержания работы в образовании 2005
В своей работе автор статьи рассматривает роль школьной библиотеки в условиях обновления содержания работы в образовании, приводит данные мониторинга эффективности и качества деятельности своей библиотеки, доказывает, что библиотекари всей своей деятельностью способствуют развитию критического мышления учащихся. Даны сведения из опыта работы библиотеки школы-гимназии.
-
Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников "Загадка Ф.И.Т." (к юбилею Ф.И. Тютчева) 2005
Целью моего мероприятия была пропаганда литературно-поэтического наследия русской классики. Если Вы любите гармоничные строки Ф.И. Тютчева и стремитесь узнать больше о его жизненном и творческом пути, если Вас интересует облик этого замечательного поэта, добро пожаловать на литературный вечер.
-
Театрализованный библиотечный урок-игра для учащихся 5–6-х классов: «Что такое "здравствуй?"» 2005
Библиотечный урок "Что такое - здравствуй?!", театрализованный библиотечный урок-игра для учащихся 5-6 классов проводится с целью воспитания учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам. На уроке учащиеся знакомятся с приветствиями многих народов разных стран и времен.
-
Разнообразие источников информации. Особенности работы с архивными и устными источниками 2005
В огромном информационном мире архивные и устные источники занимают ведущее место в проектной и исследовательской работе учащихся. Поиск информантов, умение вести доверительную беседу, включение данных в доклад на научном языке - эти и другие вопросы рассматриваются на уроке. Кроме теоретического материала учащиеся приобретают навыки интервьюирования, заполнения бланка для работы в архиве. Привлекает нестандартное оценивание учащихся, когда вместо "пятерок" получают право "ночного" абонемента в школьной библиотеке. Урок направлен на развитие познавательной самостоятельности, для чего и вообще проводятся библиотечные уроки.
-
Из опыта работы школьной библиотеки с детьми-инвалидами: "Особый ребенок" 2005
Статья ориентирована прежде всего на библиотекарей, учителей, психологов, социальных педагогов, родителей. Представлен опыт работы школьной библиотеки по психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ через организацию досуговой деятельности.
-
"Бал. Бал? Бал!.. (Сценарий бала литературных героев для учащихся 8-11-х классов) 2005
Идея подобного мероприятия - Бала литературных героев, вынашивалась в течение нескольких лет и, наконец, мечта осуществилась, Бал явился заключительным мероприятием традиционной Декады русского языка, литературы и истории и включил в себя 3 блока: исторический, музыкальный и литературный.
-
Игра-викторина "Певец Урала" 2005
Интерес к прошлому своего края, к деятелям культуры, их жизни и творческой деятельности возрастает с каждым годом. Мы не "Иваны, не помнящие родства", и знаем, как много сделано предшествующими поколениями для нашего сегодня. С позиции современности мы оцениваем их труд и берем на вооружение все, что не утратило значения в наши дни. Жизнь и творчество Мамина -Сибиряка неразрывно связано с Уралом, Екатеринбургом.
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
Мультимедийные средства — инновационное направление в работе школьной библиотеки 2005
Появление в информационном пространстве мультимедийных документов требует определенного опыта работы с такими документами. Использование электронных документов делает и урок, и внеклассное мероприятие более ярким и запоминающимся. А если библиотекарь сам создал такой электронный документ, да еще и с участием учеников, которые на страницах этого документа пишут о своих любимых книгах? Поверьте, это не только поднимает престиж школьной библиотеки, но и, самое главное, ослабляет читательский негативизм детей.
-
Фольклорный праздник для 5–6-х классов: "Дорогая наша гостья, Масленица" 2005
Работая в школьной библиотеке, особое внимание уделяю патриотическому воспитанию на основе краеведческой литературы. Часто организую фольклорные праздники. Считаю такую форму работы наиболее действенной в приобщении учащихся к ценностям и традициям русской культуры, воспитании уважения к обычаям земляков. Как пример подобных мероприятий, предлагаю разработку народного праздника Масленица для 5 - 6-х классов.