Форма урока:
Урок интегрированный, проводится совместно учителем истории и библиотекарем
- в интерактивной форме;
- с использованием инновационных информационных технологий.
Задачи урока:
Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.
Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы “Эпоха Петра I”, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.
Предварительная подготовка учащихся к уроку.
Учащиеся 10-го класса получают список литературы для самостоятельного изучения в начале темы.
Курс “Информационно-библиографические знания – школьникам” ведется в лицее уже несколько лет.
Во время проведения библиотечных уроков библиотекарь обучает ребят грамотным навыкам работы с библиотечным фондом, работе со справочно-информационной литературой, знакомит с принципами расстановки книжного фонда школьной библиотеки, с организацией алфавитного и систематических каталогов.
Работая в Школьном информационно-библиографическом центре с электронными носителями информации, в сети Internet, учащиеся приобретают навыки свободного пользования нетрадиционными информационными носителями.
Данный урок – плод совместного труда и координации работы учителя истории и библиотекаря-педагога, призван активизировать интерес учащихся к предмету вообще и к теме “Эпоха Петра I”., обращаясь к альтернативным оценкам личности преобразователя, пробудить желание, к самостоятельному поиску информации используя знания и умения, полученные на библиотечных уроках. Грамотно вести информационно-библиографический поиск работая с различными видами источников.
Оборудование урока:
Портрет Перта Первого, портреты историков : Ключевского В.О., Костомарова Н.И., Погодина М.П., Павленко Н.И., Платонова С.Ф.
Цитаты-эпиграфы:
- “История государства сам Петр, и все историки …завещали нам – размышлять, потому что так мы размышляем о наших днях.” (Н.Я.Эйдельман.)
- “Почва для истории великого человека есть история народа.” (С.М.Соловьев.)
- “Обаяние исторических лиц уничтожается, если историк будет описывать их только со строгой исторической правдой.” (Л.Н.Толстой.)
Выставка книг:
Репродукции картин В. Сурикова, Н.Ге, А.Боголюбова, В.Серова.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
Обоснование темы:
- Петр I – яркая популярная личность не только в истории России, но ив мировой. Так считает Н.И.Павленко, наш современник – исследователь эпохи Петра.
- Если бы среди исторических деятелей проводился конкурс, то в номинации “Самая популярная историческая личность”, Петр I без сомнения был бы среди лидеров.
- В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.
Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
2. На экране компьютерная презентация созданная под руководством библиотекаря:
а) иллюстративный ряд – основные итоги реформаторской деятельности Петра I, во внутренней, внешней политике, культуре. Ученица дает краткий комментарий событиям.
б) оценка реформаторской деятельности Петра I в исторической науке:
Реформы Петра
- Земной бог
- “Западники” славили его восторженной хвалой
- Великий государь
- Антихрист
- “Славянофилы” порицали за искажение русских, самобытных начал
- Мироед или самозванец
3. Прошло уже 333 года со дня рождения Петра I, а интерес к нему не снижается. О Петре спорили знаменитые историки, писатели:
М.П.Погодин (“Россия – есть произведение Петра, какую сторону жизни ни возьми, везде он встретиться с нами”) со страниц своих произведений спорит с В.О.Ключевским: (Реформы Петра были борьбой деспотизма с народом, он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно”).
А.С.Пушкин восхищаясь, писал о Петре “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”. Но П.Я.Чаадаев не разделяет восторг своего великого современника: (“Петр кинул нас на поприще всемирного прогресса”).
Продолжается спор о Петре I и в XX веке. Н.И.Павленко, посвятивший немало работ эпохе Петра пишет: “Петр Великий – уникальное явление не только отечественной, но и всемирной истории. Петр – начало новой эпохи, вся наша культура – от Петра”.
Но с учителем не согласен ученик – Е.В.Анисимов: “Власть укрепил, последние остатки демократии забил, народу загубил множество, пытал, казнил.”
Исследователи порой противоречат самим себе. Н.Я.Эйдельман в одной из своих лекций так говорит о работе историка Погодина над “Историей Петра” Николая Устрялова: “Читаем шестой том. Какой ужас! Хрустят кости, отец присутствует на пытках собственного сына… Страна в страхе. Строки залиты кровью…” Но через мгновенье Погодин меняется: “Да, но где же я это говорю? – В Петербурге, построенном Петром, в университете, который происходит из его идеи.”
4. Краткая вступительная беседа.
“Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, литературы, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: “Каким был Петр I?”, Что вас привлекает в нем, а что вы осуждаете и почему?”
Учащиеся обмениваются мнениями о Петре I. У каждого ученика сложился свой образ реформатора. В дискуссии обязательна ссылка на источник, аргументация своей точки зрения.
Прервем дискуссии ненадолго. Для грамотного спора нужны яркие аргументы. Где мы их находим. В источниках.
5. Предоставим слово библиотекарю-педагогу.
“Работая над любой темой, мы всегда обращаемся к источникам. Информацию можно получать работая с традиционными носителями (книги, справочники, журналы, энциклопедии), с электронными носителями, и наконец из сети Internet. Все они дополняют друг друга. Нельзя отдать приоритет работе с каким-то одним видом источника. Для подготовки информации в нашем случае мы задействовали все виды информационных источников.
Библиотекарь-педагог предваряет работу учащихся краткой инструкцией и контролирует выполнение задания у групп.
Группа “Библиографы” работает по двум направлениям: использует в своем поиске отобранные книги, справочники и энциклопедии.
Вопросы:
- Итоги реформ Петра I?
- Оценка личности Петра I
Группа ребят “Информационный центр” работающая с дисками CD и в сети Internet, помогут собрать информацию по теме:
1. Писатели и историки в оценке личности и деятельности Петра, их противоречия?
Учитель истории в отведенное время (15-20 минут) проводит дискуссию с третьей группой “Исследователи”, которые изучают отрывки из первоисточников (А.С.Пушкин, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский, И.Л.Солоневич) и анализируют их, затем отвечают на вопросы:
- В чем сходятся точки зрения авторов в оценке личности Петра I, его отношения к людям, итогов преобразований?
- Чем различаются позиции авторов?
- В чем противоречия реформаторской деятельности Пета I ?
6. Подведение итогов практической работы и дискуссии.
Выступают представителями групп и знакомят с результатами поиска:
а) “Библиографы” - представляют вниманию учащихся интересные факты из жизни и деятельности Петра Великого, дают оценку, характеристику источников с которыми они работали ( раскрывают справочно-информационный аппарат энциклопедий, справочников, пути поиска информации: оглавление, различные указатели, статья авторов, предисловие, аннотации).
б) “Информационный центр”- знакомит с информацией найденной на CD сети Internet, указывая пути поиска в своем случае( наименование поисковой системы, имена сайтов, где найдена информация).
В заключении урока учащиеся подводят итого нашего спора.
Вопросы и задания:
1. Обоснуйте свое согласие или несогласие с мнением историков.
2. Прочтя фрагменты первоисточников, заполните таблицу:
Общее | Различное | |
Личные качества | ||
Государственный деятель | ||
Отношения к людям | ||
Последствия правления |
Возможны следующие выводы:
- Яркая личность Петра как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, политиков и т.д.
- Интерес к “делам” Петра I не ослабевает, а усиливается особенно в сложные, переходные периоды истории России (реформы, экономические кризисы, политическая нестабильность, внешнеполитические трения и т.д.).
- Простые люди – современники Петра I, его не любили, видели в нем виновника своих бед. По мнению П.Милюкова цена реформ Петра – каждый десятый житель России, погибший на войне, умерший на строительстве столицы, не вынесший тяжелой доли.
- Начиная реформы важно не отступать, смело их продолжать, доводить до логического завершения ( проводим параллель с либеральными реформами Александра II ).
- Проводя реформы, помнить, ради кого они проводятся, думать об интересах всего общества, а не узкой группировки, соглашаемся с С.М.Соловьевым (цитата), что
“Почва для истории великого человека есть история народа”.
Литература:
- Ключевский В.О., Собр.соч.в 9 т.- М.; 1987 – 1990.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей, -М.;Мысль,1991
- Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова, -М.;1988.-(Петр Великий) –ЖЗЛ.
- Платонов С.Ф. Лекция по русской истории,-М.;1993
- Румянцев В.Я. Задания по истории России.- М.:АРКТИ, 2002
- Эйдельман Н.Я.// Споры вокруг Петра.- И.: “История”, № 44,1996.