Тема: cоставление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта “Эхо войны”.
Тема проекта “Эхо войны”, предложенная соавторами урока определяется актуальностью времени – канун 60-летия Победы в ВОВ над фашизмом.
Цель урока и предварительной работы – сбор и систематизация материала об участниках ВОВ и представление в виде мини-проекта “Эхо войны” с использованием текстов разных типов речи: повествование, описание, рассуждение.
Учащимся 2-го класса заранее предлагается познакомиться с особенностями проектной деятельности, со стадиями создания проекта, его назначением. В ходе работы дети приобретают знания о ВОВ 1941-1945 г., её основных событиях, необходимости заботы о ветеранах, почтения памяти павших в боях. При этом широко используются материалы школьной библиотеки: книги, периодические издания, сборники сочинений учащихся школы, электронные учебные пособия и аудиозаписи (см. приложение 1) и медиатеки, осуществляются встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, посещение памятных мест. Собраны, а затем помещены в ПК коллекции фотографий, рисунков, плакатов, которые образно и наглядно представляют суть проекта.
Весь собранный материал систематизируется на итоговом уроке. Работа проводится дифференцированно, по группам. Каждой группе предлагается создать страничку мини-проекта с использованием конкретного типа речи текста и сопроводительных иллюстраций. Демонстрация и защита мини-проекта “Эхо войны” происходит перед аудиторией учителей и учащихся.
Педагогическая цель урока - организовать комплексную работу с текстами разных типов.
Цель специалиста медиатеки – представить книжно-иллюстративные, аудио и видео документы по теме “Эхо войны”, создать с учащимися 2 класса проект “Эхо войны” на основе составленных текстов, исследовательского материала в программе “Power Point”.
Задачи:
- Закреплять знания учащихся о признаках текста, типах текста (описание, повествование, рассуждение).
- Способствовать совершенствованию умения анализировать, составлять текст, редактировать его.
- Содействовать умению работать в группах, используя метод проектной деятельности и средства информационных технологий.
- Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать чувство глубокого уважения и благодарности к участникам Великой Отечественной войны, прививать чувства любви и гордости за близких, родных, за Родину.
Оборудование.
Рабочая тетрадь.
Карточки с “разбросанным” текстом.
4 компьютера.
Мультимедийный проектор.
Музыкальный центр.
Экран.
Коллекция фотографий и репродукций “9 мая” в ПК.
Презентация в программе “Power Point”.
Аудиокассета с записями песен военных лет.
Книжная выставка “Память сердца”.
Ход урока.
I. Приветствие. Оргмомент. - Для чего нам нужно развивать речь? - Что узнали нового на последних уроках? |
Фронтальная беседа. | |||||||
II. Основная часть. 1. Постановка цели, см. приложение 1. - Сегодня продолжим работу над составлением текстов разных типов, вспомним основные признаки текста, будем заниматься проектной деятельностью по составлению видеожурнала “Эхо войны”, где и будем использовать составленные тексты. |
Проецирование на экран обложки видеожурнала “Эхо войны”. | |||||||
2. Словарная работа. 2.1. Задание. - В ходе работы мы будем использовать множество слов. Написание которых придется объяснить. - Попробуйте правильный вариант написания слов. Запишите слова в тетрадь. |
Проецирование на экран таблицы “Словарная работа”. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | Проецирование на экран правильных вариантов написания. |
||||
с … лдат |
о | а | о | о | ||||
п … беда |
а | о | о | о | ||||
г … рой |
е | е | е | е | ||||
в …теран |
е | е | и | е | ||||
н … род |
а | а | о | а | ||||
2.2. Работа в тетради. Проверка.
Оценивание. - Чем объединяются данные слова? (Словарные слова на военную тему). - Возможно эти слова будут использованы при составлении текстов. |
||||||||
3. Повторение изученного
материала. - Что такое текст? - Среди данных записей найдите текст. |
||||||||
Какие записи являются текстом.
Обсуждение вариантов ответов. - Какие типы текстов вы знаете? - Как отличить один тип от другого? |
Проецирование на экран записей. Фронтальная беседа. |
|||||||
О чём говорится | Вопрос к тексту | Употребляемые слова | Проецирование на экран таблицы “Типы речи текста”. | |||||
Описание | Описывается предмет, явление. | Какой? | Прилагатель-ные. | |||||
Повествование | Рассказывается о чём-либо. | Что делается? | Глаголы. | |||||
Рассуждение | Рассуждения на какую-либо тему. | Почему? | Потому что, так как. | |||||
Определите тип текста. Обсуждение. Аргументированные ответы. Оценивание. |
Устная работа. Тест. Проецирование на экран текстов. |
|||||||
Физкультминутка. (Упражнение для глаз, снятие усталости). |
Звучит музыка. | |||||||
Работа над составлением
текстов для видеожурнала
“Эхо войны”. – Приступим к составлению страниц видеожурнала “Эхо войны”. Предварительная работа по сбору материала нами уже выполнена. Второй этап – обработка материалов. - Работать будем по группам. 1-ые три группы будут собирать “рассыпанный” текст. I группа – текст – рассуждение. (Чтение названия, эпиграфа). II группа – текст – повествование. III группа – текст – описание. IV группа будет самостоятельно составлять текст – рассуждение “Сегодняшний День Победы - особенный день”. “Рассыпанный текст”. В этом году отмечается 60-летие великой Победы. Вся страна чествует ветеранов войны и труда. Мы тоже готовились к празднованию Победы. Ученики нашего класса встречались с участниками войны, подготовили праздничный концерт. Мальчики читали стихи, девочки пели песни. Давно отгремела Великая Отечественная война, а подвиг людей, защитивших нас, их потомков, никогда не будет забыт! Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Альбом – хранитель памяти о прошлом. Много интересного поведал он нам о военном времени. Накануне праздника мы навещали ветерана войны и труда Осину Анну Михайловну. Нам было очень приятно поздравить её с праздником и послушать рассказы о военном времени. Герои защищали Родину не только на фронте, но и в тылу. Без труда миллионов женщин, работавших вдали от сражений, не состоялась бы наша Победа. Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Рассматриваем фотоальбом. Он от времени потёрся, бархат его выцвел местами. Несмотря на это, приятно держать его в руках. Сразу с первой страницы видим снимок военных лет. Дедушка совсем молодой. В военной форме. А вот он рядом с бабушкой. Далее снимки фронтовые. Дедушка в кругу однополчан. Есть фотография, сделанная накануне Победы. Дело освобождения Родины было всенародным. Поэтому, когда мы говорим: “Они защищали Родину”, - мы имеем в виду всё военное поколение – воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная слава! Все снимки пожелтели от времени. Но они очень дороги дедушке и бабушке, напоминают о пережитой войне, их молодости. Фотографии воскрешают в памяти судьбы близких людей, вписавших свою страницу в историю нашей страны. А ещё мы всем классом ходили возлагать цветы к монументу Памяти в парк Победы. Многие писали сочинения о своих прадедушках и прабабушках, которые участвовали в войне. - К каждой работе необходимо подобрать иллюстративный материал, который выберут иллюстраторы групп. |
Групповая работа. Проецирование на экран названий текстов и эпиграфов. Проецирование на экран “Рассыпанного текста”. |
|||||||
Выбор иллюстраций. Работа учащихся со специалистом школьной медиатеки за компьютерами. | Работа с коллекцией фотографий и репродукций в ПК. | |||||||
Проверка задания. Составленные тексты читаются детьми в иллюстративном сопровождении. |
Создание иллюстративных страниц видеожурнала в программе “Power Point”. | |||||||
Домашнее задание. 1. Записать текст в тетрадь, найти и выделить орфограммы, устно объяснить написания. 2. Записать текст с дополнениями, найти и выделить орфограммы. 3. Записать по памяти текст, составленный другой группой, найти и выделить орфограммы. |
Проецирование на экран домашнего задания. | |||||||
Итог. - Чему учились на уроке? - Какой вид текста, на ваш взгляд, наиболее трудно составлять? - Очень важно уметь составлять тексты разных типов. Это умение очень пригодится в жизни (при написании писем, сочинений, других работ). - Я хочу продемонстрировать вам, как умение составлять тексты разных типов принесло победу ученице нашей школы в конкурсе при описании музейного экспоната. Она заняла призовое место при описании бинокля. |