Театрализованный библиотечный урок-игра для учащихся 5–6-х классов: «Что такое "здравствуй?"»

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Друзья мои, следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом жизнь людей!

В.Боков.

Цель библиотечного урока – воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам.

Задача – формирование культуры взаимоотношения, понимания, уважения друг друга.

Оборудование – иллюстрированные плакаты: “Здравствуйте, все!”, “Мы все с планеты Земля”, “Как приветствовали древние монголы, греки”, элементы костюмов: английского, арабского, греческого.

Музыкальное сопровождение: веселая музыка, где звучат слова приветствия (список названий песен в приложении).

Действующие лица:

Библиотекарь,

Ведущие 1, 2,

Актеры – 5 чел.

Ход занятия.

Библиотекарь: Мир такой огромный! И в нем так много людей. Чаще всего мы ничего не знаем друг о друге. Мы хотим общаться между собой.

Ведущий 1:

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку
Солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В.Солоухин)

Библиотекарь: Приветствие – первое правило этикета. Приветствия – они ведь тоже могут быть разными: обязательные, отчужденные. Корректные, полные чувства симпатии и доброжелательности.

Игра: “Аукцион приветствий” (победит тот, чье приветствие окажется последним).

Ведущий 2: Здравствуйте! – значит, будьте здоровы, не нужно жалеть пожеланий здоровья при встрече с родственниками, друзьями, знакомыми и вовсе незнакомыми людьми.

Ведущий 1: Слово “Здравствуйте” обозначает: “Я тебя вижу, человек, ты мне приятен. Я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне также относился”. Отклониться от приветствия, не ответить на него – это верх неприличия.

Игра: “Выбери слово” (приветствия, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику).

Вниманию играющих предлагаются слова:

1. “Доброе утро”, 4. “Здравствуйте”,
2. “Здорово”, 5. “Хэллоу”.
3. “Привет”, 6. “Салют”,
7. “Хай”.

(Варианты ответа 1, 4)

Библиотекарь: В разные времена, у разных народов существовали разные приветствия.

(Перед уроком желающим раздаются карточки с текстами “Истории приветствий в разных странах в разные времена”, которые они зачитывают по очереди:

Карточка №1.

Монголы спрашивали:

“Здоров ли ваш скот?” Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные – значит, хватает еды, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу – все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу. По старому монгольскому обычаю приветствующий вытирал об одежду приветствуемого руку, испачканную в крови или в грязи. Смысл этого действия философичен и мудр: “Вещь недолговечна, хозяин вечен”.

Карточка №2.

Здороваясь, еврей скажет: “Мир вам, перс”. В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди (актер в арабском костюме демонстрирует это приветствие). Туркмены засовывают руки в длинные рукава, а китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками. Таджики складывают обе руки чуть ниже груди и немного подходят к приветствуемому: “Ассолом алейкум” - и протягивают обе руки.

Карточка №3.

Египтяне интересовались: “Хорошо ли вы потеете?”, а папуасы произносили: “Дай я тебя обнюхаю!” У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще высовывают язык.

Карточка №4.

У гренландцев формальное приветствие отсутствует, но при встрече они обязательно поизносят: “Хорошая погода”. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Самоанцы обнюхивают друг друга. Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову. Японцы предпочитают поклоны.

(Сцена приветствия в Англии разыгрывается 2 актерами).

Актер 1: “Добрый день, сэр!”

Актер 2: “Добрый день, сэр!”

Актер 1: “Какая прекрасная сегодня погода, сэр”.

Актер 2: “Отличная погода, сэр!”

Ведущий 2: Англичане, встречаясь друг с другом, похвалят погоду, даже если она дождливая.

Карточка №5.

Самыми забавными и по сей день остаются приветствия африканских племен. Словами “Я тебя вижу” обмениваются при встрече зулусы.

Акомба в Кении в знак глубокого уважения плюет на встречного. Представить племени Масои при встрече сначала сплевывает. А потом плюет на собственную кисть и только потом позволяет пожать себе руку. На Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.

Библиотекарь: Понимание, интерес к различным приветствиям, не навязывание своего, - это и есть культура взаимоотношений. Уважать каждого даже если ты другой. Ты не похож на меня, но ты не виноват в этом, так же как и я. Давайте уважать друг друга. Главное научиться замечать друг друга, дарить при встрече тепло и радость.

Домашнее задание: Давайте пофантазируем, как могли бы поздороваться люди разных профессий: шахтеры, строители, водители, железнодорожники”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Громова О. Пирог моей страны: Что стоит за словами “Воспитание культуры межнациональных отношений”, Библиотека в школе. 2001. №17. с.24.

Великородная И. Вместе думать, сомневаться, надеяться… Библиотека в школе. 2001. №19. с.12.

Вовк К. Культура приветствия. Воспитание школьников. 2003. 10. с.41-44.

Воронова Я. Какие глупости! Или ты вращаешься над бездной: к вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности. Библиотека в школе. 2002. №3. с.11.

Колосова Н. Жрям, Здравствуй же! Библиотека в школе. 204. №20. с.43-45.

Ушанова Г.А. Ты простил бы Карла?; Толерантность: проблема или мышление нового века? Библиотека в школе. 2002. №3. с.10.

Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В.Чудакова. М.: АСТ. 1998. с.112.

СПИСОК ПЕСЕН

А мы не виделись, наверно, сто лет…

(Бит-квартет “Секрет”)

Да здравствует дружба, ура!

(“Ровесники”)

“Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!”

(В.Цой)

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, мамы планеты Земля…

(“Здравствуйте, мамы”)

“Здравствуйте, горы вот такой вышины…

(Песенка Красной шапочки)

“Подмигивает весело: - “Здорово, старичок” четыре неразлучных таракана и сверчок”.

(“Четыре таракана и сверчок”)

“Послать, конечно, здорово кому-нибудь привет…”

(“Фонарики дружбы”)

“Передай привет огромный всем моим друзьям”

(“Пароходик”).