Игра-викторина для старшеклассников: "Гений татарского просвещения" к 180-летию со дня рождения Каюма Насыри

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Игра-викторина проводилась с учениками 9-х классов. Готовясь к ней, ребята должны были достаточно подробно познакомиться с биографией ученого, узнать его основные труды; прочитать работы “Город Казань”, “Мечети Казани”, “Материалы по археологии”, “Поверья и приметы казанских татар”, “Книга о воспитании” и другие. Кроме того, поискать в современной и классической татарской поэзии произведения о пользе просвещения и науки, о Каюме Насыри и других просветителях. В качестве домашнего задания ребятам предлагалось составить живописный или словесный проект памятника Просветителю и оформить лист календаря на ту же тему.

Игра проходила в два этапа. Сначала проводился конкурс “теоретиков”, который выявил знания школьников о жизни и деятельности К. Насыри. А затем, участвуя в турах, дети выполняли задания по языкознанию, истории, географии и литературе.

Результатом всей работы стал рукописный журнал, составленный из творческих работ учащихся. В него были включены проекты памятников и мемориальных досок, рисунки, речи и наставления, библиографические списки, карта бывшего Свияжского уезда и карта-схема Казани с обозначением мест, связанных с именем ученого, хронологическая таблица жизни и деятельности К.Насыри, обзор на тему “Календари Каюма Насыри”.

На первом этапе игры-викторины детям были предложены следующие вопросы:

1. Известно, что Каюм Насыри увлекался родословными. В этом задании два подвопроса: а) Потомком какого древнего народа почитал себя К.Насыри? б) Кого из первых людей, основавших деревню Ширданы, К.Насыри и его земляки считали своим предком и почему?

(К.Насыри всегда с гордостью подчеркивал, что он из Ширдан-Булгари, то есть булгар; своим предком ширданцы считали Абдуразяка, сына Бираша, за ум и образованность).

2. О своем отце Насыри писал: “Моего отца звали Габденнасыром. Он хорошо владел русским языком. Если скажем, что он был ученым своего времени, то это не будет ошибкой… хотя он не был указным муллой, все называли его Габденнасыр-мулла”.

Чем вы объясните прибавление к имени звания муллы?

(В XIX веке слово “мулла” употреблялось в двояком значении: это и лицо духовного звания, и ученый).

3. В 1841 году Каюма привезли в Казань и, как гласят источники, отдали в “медресе 5-го прихода”. Сколько лет учился Каюм в Казанском медресе?

(14 лет, с 1841 по 1855 год)

4. В 1855 году Насыри получает предложение занять должность преподавателя татарского языка. Из какого учебного заведения поступило это предложение?

(Из Казанской духовной семинарии).

5. Что вы можете сказать о мировоззрении ученого? Кто он был по своим взглядам – материалист или идеалист? Обоснуйте свой ответ.

( К.Насыри придерживался идеалистических, религиозных взглядов и убеждений. Он исповедовал ислам. Об этом свидетельствуют несколько его книг религиозного характера, в частности, “Утыз вагазь” (“Тридцать проповедей”).

6. Желая пополнить свои знания, Каюм Насыри поступает в Императорский Казанский университет. Что вы можете сказать по поводу этого события?

(Насыри – первый из татар-мусульман, позволивший себе светское образование. В то время это было крайне редкое явление. Профессор-востоковед В.Григорьев писал, что К.Насыри – “первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к исламу объективно”)

7. Что, по-вашему, роднит просветителя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, русского корифея науки М.В.Ломоносова и нашего героя – татарского просветителя Каюма Насыри?

(Их энциклопедичность, деятельность во многих областях знания. Насыри – писатель, историк, этнограф, автор около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, географии, истории, биологии, астрономии и др. Кроме того, владел многими ремеслами).

8. Мещане-обыватели, торговцы, консервативно настроенные духовные лица, как известно, враждебно встречали появление научных трудов К.Насыри, не одобряли его деятельности. Насыри подвергался гонениям, получал анонимные письма с оскорблениями, угрозами расправы и т.д. Как использовал он эти письма? Что он делал с ними?

(Собирал и печатал их на страницах своего ежегодного календаря, едко высмеивая беспринципность и безграмотность их авторов).

9. В автобиографии, написанной в 1876 году, Насыри останавливается на тех трудностях, которые ему довелось испытать в жизни: “Так уж повелось, что в каждом деле кто-то начинает первым и на его долю не выпадает ничего, кроме ругани. Общеизвестна участь… (далее Насыри приводит имена двух великих первооткрывателей) …Важность их открытий люди оценили лишь в наши дни”.

Назовите имена первооткрывателей, о которых писал К.Насыри.

(Колумб и Гутенберг).

По итогам первого конкурса были отобраны три ученика, набравшие наибольшее число баллов. Они завоевали для себя право участвовать в турах, где выполняли задания по разным предметам.

Задания 1-го тура.

Языкознание

Каждый участник получает вопрос “Что означают слова?”:

а) аксакал (почитаемый старик, старейшина); сабантуй (праздник плуга перед началом весенней пахоты); муэдзин (служитель мечети, оглашающий время молитвы).

б) батыр (богатырь, герой); медресе (мусульманское духовное учебное заведение); хаджи (человек, совершивший хадж – паломничество в Мекку).

в) джигит (отважный удалец); казан (котел); муфтий (глава духовного управления мусульман).

География

Перед ребятами висит карта-схема местности, где родился и вырос Каюм Насыри. На схеме обозначены деревня Ширданы и близлежащие села, о которых Насыри рассказывает в своей работе “Материалы по археологии: о селениях Свияжского уезда”. Кто читал эту работу, знает, что автор называет в ней множество достопримечательностей данной местности и рассказывает об их происхождении. Задача участников – рассказать об одной из достопримечательностей (ребята сами вынимают ее название из шкатулки) и, по возможности, определить ее местонахождение на карте.

А) “Дорога Бикташа”.

(Это дорога от деревни Бишбатман до Ширдан, проложенная человеком по имени Бикташ через густой дремучий лес, разделявший эти две деревни).

Б) “Алан баши” - “Начало поляны”.

(Первые поселенцы переселились на место теперешнего Ширдана с местечка Иске Юрт. Перед поселением раскорчевали лес на месте Ширдан и устроили себе жилье. С той поры сохранился кустарник, растущий в начале деревни. Его и назвали “Алан баши”).

В) “Ключ Бираша”.

(Это родник в поле Ачасыра, открытый Бирашем, вторым сыном основателя деревни Ширданы, ставшим впоследствии отцом Абдуразяка, которого Насыри считал своим предком).

История

Каждый из участников отвечает на один из следующих вопросов:

1. Татары совершают свои богослужения в мечетях. Но в первой половине XVIII века, как пишет Насыри, “для сотворения намаза (молебна) мусульмане собирались в ветхих шалашах, крытых древесной корой”. Как вы думаете, почему?

(Разрешение на строительство мечетей было дано лишь при правлении Екатерины II примерно в 70-ые годы XVIII века).

2. Кого татары Казани в XVIII веке называли “Хромой Каратун”?

(Это архиерей Лука Канашевич, насильственно насаждавший христианство среди мусульман).

3. В ответ на одну из жалоб казанских властей Екатерина II ответила: “Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения”. О чем шла речь в жалобе царице?

(Городские власти были обеспокоены высотой минаретов: “Мусульмане строят очень высоко”).

Литература

1. Чтец читает следующий стихотворный отрывок:

О картофель! Всех пугал ты странным вкусом, странным видом,
Мужики тебя считали вольнодумцем и джадидом.
Мол, пришел ты к нам на землю от безбожников досужих,
И смертельный яд таится в этих клубнях неуклюжих.
О картофель, ты немало претерпел обид в те годы!
Мужики тебя губили, вырывая с корнем всходы;
Звали “яблоком неверных”, “чертов плод” - ругались яро
И тому, кто ел картофель, угрожали божьей карой.
О картофель! Миновали оскорбленья, оплеухи,
На почетном первом месте ты теперь в мужицком брюхе.
И, рыгнув, “Хвала Аллаху! – говорит мужик сегодня, -
Этот плод на радость людям создала рука господня”.

О чем это стихотворение? С чем поэт сравнивает картофель в этом произведении? Если вы правильно ответите на этот вопрос, то без труда определите название стихотворения и его автора.

(Г.Тукай. “Картофель и просвещение”)

2. Звучит отрывок из стихотворения Зульфата “Каюм”:

Народу, позабытому во мгле,
Не ждать от солнца утренней зари.
Любому тяжко на такой земле,
Но хуже всех – “слепому Насыри”,
Не пишет, а щепит лучину он,
Как самоварных мальчиков глава.
Но не от щепок искры в небосклон –
То ярко загораются слова!
Кровь от заноз и ссадин – ручейком…
Он трудится, не покладая рук.
Грозят ему и явно, и тайком
Невежды под набатный перестук:
- Иль ты забыл, что темень от тенгри?
Слепой вероотступник!
Ну, смотри!..

Как вы понимаете строчку: “Иль ты забыл, что темень от тенгри…”?

(Тенгри – языческий бог у древних тюрков. После принятия ислама – синоним слова “Аллах”. Тьма от Бога, и не нужна никакая просветительская работа, не нужно никакое образование для народа).

3. Чтец читает последний отрывок. Следует назвать автора стихов.

…Будем каяться, татары! Долгий сон прервется пусть.
Мы должны вступить, о братья, на прогресса мудрый путь.
В список диких и отсталых пусть никто нас не внесет,
И в порыве благородном будем двигаться вперед…
Мы, усилья умножая, будем книги выпускать,
Побеждая светлой силой темную слепую рать.
Пусть растут труды науки с каждым днем – во много раз,
Пусть на ниве просвещенья увенчает слава нас!
Чтение газет полезно, - это знают все давно,
Так давайте жить, как люди, - и достойно и умно!..

(Г.Тукай. “В саду знаний”)

Первый тур игры-викторины завершен. Жюри подводит его итоги. Ученики, правильно ответившие на все вопросы тура, удостаиваются почетного титула – Магистра. Им надевают на голову магистерские шапочки и сажают под аплодисменты в специально отведенные кресла.

Учащиеся, вышедшие в первый тур, но не ответившие правильно на свои вопросы, занимают места “теоретиков”. На их вопросы в этом случае пытаются ответить ребята из зала (“теоретики”). В течение всей игры они участвуют в конкурсе и борются за право выйти для участия в следующем туре.

Задания 2-го тура

Языкознание

Каждому из участников предстоит назвать слово или слова из перечисленных на листочке, пришедшие в русский язык из тюркских языков, в частности, из татарского:

а) оковы (слав.), путы (слав.), кандалы (араб.), узы (ст.-слав.), цепи (рус.);

б) народ (слав.), общество (ст.-слав.), группа (нем.), артель (татар.), бригада (пол.);

в) телега (тюрк.), сани (слав.), карета (пол.), арба (татар.), рыдван (пол.), драндулет (рус.).

География

Ребята продолжают определять достопримечательности селений Свияжского уезда:

А) “Шура – Гол”.

(Место на краю деревни Ширданы, где Абдуразяк построил дома для казаков, карауливших хлеба, идущие в казну);

Б) “Родничок Атна – Ходжи”.

(Родник в деревне Иски-Юрт, вырытый Атна-Ходжой. Так звали первого сына человека, основавшего вместе с другими пятью соплеменниками деревню Ширданы );

В) “Дорога, где выброшены палки”.

(Во времена царя Федора, сына Ивана Грозного, Абдуразяк был назначен главою местности и собирал налоги и ясак деньгами, зерном, хлебом и отправлял его русскому царю. Со всех концов прокладывали дороги и мосты к дому Абдуразяка, по которым стекались подати для царя. Устанавливая очередь, Абдуразяк ставил при въезде в деревню человека с номерными палочками, который раздавал их всем прибывающим. На месте выгрузки подношений палочки выбрасывались. А дорогу с тех пор называют так).

История

1. Городские дома русских и татар снаружи мало отличались друг от друга. А в чем отличие внутреннего убранства домов русских и татар в XIX веке?

(Татарский дом разделен на две половины – мужскую и женскую, и для каждой имеется своя дверь. Во многих домах для мужчин и женщин имеются отдельные туалетные комнаты. В мужской половине не должно быть предметов женской одежды).

2. Передний угол русского дома занят иконами, а в татарском вы не увидите изображений людей, а лишь шамаили, изображения Мекки и Медины. Почему?

(Мусульманская религия запрещает изображение человека. По преданию в дом не войдет ангел, если в нем имеется изображение живого существа, а молитва не будет услышана Аллахом. Поэтому наличие в доме подобных картин считается грехом).

3. Собак татары-мусульмане никогда не держали в домах. С чем это связано?

(Мусульмане думали, что собака отпугивает добрых духов, поэтому считалось грехом держать собаку в доме).

Литература

1. В основу какого литературного произведения великого татарского поэта положено народное предание, вариант которого был записан в известной работе Каюма Насыри? Назовите эту работу тоже.

(Г.Тукай. “Шурале”. Работа К. Насыри - “Поверья и приметы казанских татар”).

2. Звучит отрывок из поэмы современного татарского поэта Зиннура Мансурова “Огонь, или Страницы из летописи войны Хайрутдина Музая”:

Суровый мудрый Кул Гали через века мне говорит:
“Художник, как Аллах, достоинством велик.
Портретам не принадлежит. Хоть славен лик, но мыслью дорожит.
А свечка догорит…”
Английский энциклопедист писал когда-то Марджани:
“Почтенный муж! Хоть снимочек один для тома одолжи.
Каков ты есть – и люди знать должны…”
А Марджани, до старости хитер,
шлет бандерольку до сих пор…
Вот тут и Насыри Каюм вступает в разговор:
“Останься при себе, на что поэту вздор –
изображения плодить. Бери пример с меня:
охранка сбилась с ног средь бела дня.
А снимочка-то нет! Я – в массе, я - в толпе.
Скрывайся, мой совет тебе…”

Какой эпизод из биографии Каюма Насыри описан в этом отрывке?

(Когда одно из научных обществ Казани обратилось к Насыри с предложением сделать его снимок, старый, парализованный, полуслепой Каюм ответил: “Когда я голодал, никто даже не интересовался, как я живу, а теперь уже поздно…”).

3. Какой великий русский писатель, учившийся в Казанском университете, известен большой просветительской работой? Как и Насыри, он составлял хрестоматии, сам писал для них басни, рассказы, сказки, издал свою “Азбуку”, открыл у себя в имении школу для крестьянских детей.

(Лев Николаевич Толстой).

Использованная литература

  1. Насыри К. Избранные произведения /Сост. С.Х.Алишев, др.; Вступит. ст. проф. М.Гайнуллина.- К.: Татар. кн. изд-во, 1977. - 255 с., 1 л. портр.
  2. Насыри К. Книга о воспитании /На татар. и рус. яз. – К.: Татар. кн. изд-во, 1994. – 143 с., ил.
  3. Насыри К. Целебные травы /Сост., авт. вступит ст. З.Шайхелисламов; На татар. яз. – К.: Раннур, 1999. – 192 с. – (Б-ка “Юлдаш”).
  4. Насыров К. Поверья и приметы казанских татар. – В кн.: Пусть нам лешие попляшут, попоют…: Татарские мифы и легенды. – К., 1992. – с. 46-62.
  5. Абдуллин Я. Каюм Насыри. – В кн.: Духовная культура и татарская интеллигенция: Историч. портреты. – К.: Магариф, 2000. – с. 35-41.
  6. Хузиахметов А.Н. Педагогика просветителя Каюма Насыри. – В кн.:Созвездие просветителей /На татар. яз. - К.: Магариф, 2002. – с. 169-199.
  7. Исмагилева З. Гордость нашей нации: К 180-летию Каюма Насыри /На татар. яз. – Магариф, 2005, №1, с. 24-27.
  8. Тукай Г. Стихи, поэмы, сказки (Любое издание)
  9. Созвездие Сююмбеки: Стихи современных татарских поэтов среднего поколения /Пер. с татар. – М.: Современник, 1988.
  10. Мансуров З. Душицы белой запах: Стихи, поэмы /Пер. с татар. – К., 1991.
  11. Шанский Н.М., др. Краткий этимологический словарь русского языка. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Просвещение, 1975. - 543 с. - (Методич. б-ка школы).