Проектная деятельность учащихся в формировании информационной среды школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки


Школьная библиотека и проектная деятельность учащихся по формированию фонда документных ресурсов на основе семейных архивов старшего поколения.

Модернизация образования происходит на фоне глобальной информатизации общества, расширения образовательных услуг, становления книжного рынка.

Современные функции школьной библиотеки не просто изменились, но и значительно расширились. Изменилась сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека стала базой развития творческого мышления и деятельности, структурным центром школы, определяющим информационно- библиотечное обеспечение, формирование информационной культуры личности, медиаобеспечение, формирование фондов документных ресурсов, исследовательских работ учащихся и учителей.

Диверсификация учебных программ, расширение и углубление традиционных дисциплин, интеграция поликультурного компонента в содержание общего среднего образования, новые методы, методики, разнообразие педагогических технологий предполагают новый уровень использования различного рода источников информации.

Информационная среда школьной библиотеки сегодня является как ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.

Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся.

Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Наших читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником.

Реализация авторских образовательных программ, воспитательная концепция школы также требует активного подключения библиотеки. Мы уверены, что библиотека является “информационным сердцем школы” и вся деятельность школьного организма зависит от “здоровья этого органа”. Поэтому приоритетным направлением деятельности школьной библиотеки является формирование информационной среды адекватной уровню задач, решаемых школой сегодня, всеми доступными на сегодняшний день информационными ресурсами.

Документный фонд является одним из компонентов информационной среды библиотеки. Что же мы имеем в виду под обобщающим термином “документ”? Документ – это не только письменное подтверждение, имеющее юридическую силу, но и закрепленные на любых носителях сведения, используемые в сфере управления, науки, техники и других областях деятельности человека. При этом к документам мы относим все публикации, выходящие от имени официальных организаций, отдельных коллективов, граждан и безымянные. Документный фонд школьной библиотеки формируется за счет поступления периодических и продолжающихся изданий, статей из сборников официальных документов, а также рукописей.

Несколько слов об актуальности данного направления работы.

Формирование гражданина, нравственное и патриотическое воспитание растущего человека всегда было, есть и будет основой воспитательной работы, жизненным кредо любого педагога. Главнейшую роль играет память. Память взывает, предостерегает, убеждает, дает силу, опыт, внушает веру. На ней мы воспитываем подрастающее поколение, чтобы оно помнило свои корни, свою историю, которую создавали наши деды и прадеды.

Еще К.Д. Ушинский писал: “ Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится”.

Таким образом, Человек культуры - это Гражданин России, центрированный на национальной ценности.

Центром воспитания Человека культуры и Гражданина в современной образовательной системе и призвана стать сегодня библиотека.

Чем меньше остается живых свидетелей прошлого, тем больше должна быть наша забота о его сохранении в памяти потомков. Кто, как не библиотека, позаботится об этом в первую очередь? Уроки истории, уроки мужества, часы памяти, классные часы будут далеки от детей, сухи и безнравственны без опоры на местный материал, не смогут пробудить патриотической гордости за бессмертные подвиги, стойкость и мужество старшего поколения. Поэтому в школе сформировалась группа учащихся и учителей, которые ведут исследовательскую работу на основе семейных архивов своих родных, изучают жизненный путь. Пишут и составляют родословные семьи, восстанавливают семейные легенды, отбирают и прослеживают судьбы родственников по семейным фотографиям, воспоминаниям. Ребята знакомятся с дорогими сердцу каждой семьи реликвиями, наградами, почетными грамотами, благодарностями, дневниками, газетными публикациями. Роль библиотеки в выполнении данных проектов достаточна серьезна. Из всего массива данных помогаем выбрать тему.

Тематика проектов определяется:

- актуальностью, возможностью постановки проблемы;

  • социальной важностью проекта и значимостью гражданского становления учащегося;
  • возможностью реализации межпредметных связей ( с историей, культурологией и т.д.), а также надпредметных, учитывающих сведения, не входящие в учебные программы.

Помогаем составить примерный план исследования, распределяем архивные данные по хронологии, подбираем необходимую литературу о том или ином периоде жизни страны, составляем хронологию боевых операций во время Великой Отечественной войны, составляем карту-схему передвижения военной части по фронтам, где воевал близкий исследователю человек.

Конкретным продуктом проектирования становится развернутое решение проблемы в виде научной разработки, конкретной деятельности по изучению и описанию либо жизни целого рода, либо представителя семьи, память о котором дорога, либо события, которое вошло в историю семьи, а, может быть, и в историю страны. Взятая из реальной жизни, лично значимая проблема для учащегося является дидактической единицей в методе проектирования.

Собранные и оформленные материалы служат основой не только для внеклассной работы в общешкольном масштабе, его используют при проведении встреч, бесед, классных часов, но эти материалы стали просто необходимы при изучении темы “Великая Отечественная война Советского Союза”, как опорный местный материал. Самая же главная цель такой исследовательской работы, выполнения проектов – это объединение детей, школы и семьи. Совместный труд по увековечиванию семейной истории это не только знания об их героях-предках, но и, прежде всего, воспитание гордости за свою родословную, нравственная потребность в любви и уважении к родным корням.

Примером может служить семейный архив ученика 9 класса Булгатова Ю., посвященный боевому пути дедушки Булгатова М.М. Манзар Михайлович всю войну прослужил фронтовым шофером, прошел по многим фронтам, имел боевые награды, закончил войну в Праге. Все военные годы боевой водитель вел фронтовой дневник, где в минуты редкого затишья и отдыха записывал свои пройденные дороги с Запада на Восток и с победным походом обратно. Эти бесценные странички семья все годы бережно хранила, а сейчас все учащиеся имеют возможность своими глазами увидеть летопись военных дорог деда их одноклассника.

Архив семьи Николаевых раскрывает еще одну горькую страничку из истории нашей страны. Когда учащийся 9 класса В. Николаев начал собирать семейные предания, документы, фотографии, то обнаружилось, что все представители старшего поколения- прадеды с обеих сторон были репрессированы и погибли в 1937 году. Причем это были замечательные организаторы, ученые, передовики производства, и даже нарком легкой промышленности. В архиве есть фотография деда, заснятого за несколько минут до расстрела. Фотография была передана семье после реабилитации в 1999 году.

Внучка писателя-фронтовика Хандажапова С.Б. , учащаяся 9 класса в архив поместила свое сочинение, написанное о дедушке еще в 3 классе, газетные статьи, фотографии, аннотации и обложки книг писателя, решение сельского схода о присвоении улице в с. Цагатуй имени Хандажапова С.Б.

Надо видеть лица ребят, их глаза, когда они рассказывают о своих близких, как волнуются, иногда плачут. Самое главное, эта работа очень объединяет и сплачивает детей и родителей. Старшие родственники тоже переживают, звонят, приходят, приносят все новые и новые сведения, дополняют архивы, и, конечно, благодарят, так как в семьях до этого руки не всегда доходят. Когда архив готов, семья обычно испытывает своеобразный шок, гордость за свой род, бесконечное уважение к памяти своих ушедших и здравствующих близких.

Архивы оформляются в папку, копируются и один экземпляр остается в семье ( что очень важно), а второй экземпляр регистрируется, на него заводится карточка, вносится в каталог и исследовательская работа становится единицей хранения, уникальным документным ресурсом информационной среды школьной библиотеки.

Сегодня библиотека школы № 56 является системообразующим звеном в образовательном и воспитательном процессах школы. Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов. Эти широчайшие возможности и предоставляет наша библиотека.

Проектная деятельность учащихся в школьной библиотеке как центре реализации воспитательной программы школы “Диалога культур Запада и Востока”

На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона. Краеведение стало одной из необходимых основ укрепления региона как единой системы и включения его в мировое интеграционное сообщество на равноправных условиях. Все это обусловило актуальность использования имеющихся и создания новых краеведческих знаний, а следовательно, возникновение новых ориентиров в культурной политике, изменения в системе образования.

С 1994 года школа № 56 приступила к проектированию воспитательной системы, основанной на принципах природосообразности, культуросообразности, системности, многообразия, гуманизма и толерантности.

Для Бурятии, население которой представлено людьми более 110-ти культурных принадлежностей, и по своему географическому положению соседствующей с якутской, монгольской, японской, китайской, корейской культурами, проблема диалога культур всегда остается актуальной и значимой.

В качестве системообразующих видов деятельности в школе получили развитие:

  • Деятельность по выстраиванию в школе ценностно-ориентированных, поддерживающих отношений (ориентация на общечеловеческие ценности, а также личностно-значимые ценности, привносимые каждым ребенком и взрослым в совместную жизнедеятельность школы);
  • Деятельность, направленная на инициирование и активизацию процессов интеграции ( интеграция культур и ценностей, видов деятельности, межпредметная и внутрипредметная);
  • Коллективно-творческая деятельность.

Конкретная реализация концепции поликультурного образования отражена в учебном плане школы, в системе дополнительного образования, в системе внеурочной воспитательной деятельности детей, в деятельности библиотеки, социальной службы школы, психологического процесса обучения и воспитания, в плане научно-экспериментальной работы и других, регламентирующих деятельность коллектива документах.

Основные идеи проекта школы. Мы считаем, что во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляют нас равнодушными. Своеобразие же манит, заинтересовывает, заставляет стремиться проникнуть в ее суть. Потому национальную культуру и традиции следует изучать и сохранять. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Дети изучают культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность, “непохожесть”. Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, служит объединению и взаимопониманию людей.

Согласно концепции поликультурного образования, направления развития личности ребенка связаны:

  • С освоением форм, типов национального самосознания и деятельности;
  • С освоением, прежде всего, родного языка, культуры, истории, так как народная мудрость воспитания, традиции лежат в основе поликультурного образования. При систематическом приобщении школьников к своей родной культуре идет освоение и других национальных культур;
  • С освоением языка. Культуры, истории, традиций других народов.

Отсюда вытекают следующие задачи школьной библиотеки:

  • Обеспечение информационно-документальной поддержки образовательного процесса в школе, самообразования учащихся и педагогов;
  • Развитие информационной культуры;
  • Расширение спектра предоставляемых библиотекой услуг и продуктов;
  • Совершенствование форм индивидуальной и массовой работы с читателями;
  • Создание условий для развития творческой деятельности учащихся;
  • Обеспечение творческого взаимодействия библиотеки со всеми структурными подразделениями школы, а также вне стен школы с учреждениями культуры, клубами, центрами национальной культуры, советами ветеранов, родителями и т.д.

Решая задачу своего видения построения работы библиотеки в рамках проекта, выбранного школой, мы изучили содержательную часть программ, призванных обеспечить необходимый уровень знаний по истории и культуре родного края. Вариативная часть школьной программы предлагает факультативные курсы по истории Бурятии, истории Японии, декоративно-прикладному творчеству бурят, традиционным промыслам и т.д. Не было такого курса, который обеспечил бы знакомство учащихся с культурой художественной и бытовой, где попутно затрагивались бы и другие сферы культуры - литература, образование , религия и т д.

В 1998 году библиотекой была разработана программа интегрированного курса “ История отечественной культуры” . Предлагаемый курс знакомит учащихся с культурой художественной( архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театр) и бытовой (жилище, утварь, костюм, трапеза, традиции и обычаи, праздники и повседневная жизнь человека). Основу содержания изучаемого материала составляют памятники искусства- картины, скульптуры, архитектурные сооружения, предметы быта. Анализируются художественные стили. Быт - важнейшая сфера культуры, с которой человек соприкасается постоянно. Обращение к быту позволяет воссоздавать живые, наглядные картины прошлого, и это особенно важно в школьном обучении. Кроме того, быт в наибольшей степени отражает национально-этнические черты народа. Познать свое национальное “Я” без изучения бытовой культуры предков просто невозможно. Изучение художественной культуры в рамках курса построено по принципу “ тройного очеловечивания”. Что это значит? Художественное произведение создается человеком, для человека и повествует о человеке. В диалоге прошлого и настоящего реализуется столь необходимая нам связь времен. Мы не ставили задачу дать учащимся строго систематические знания по истории культуры России, Бурятии. Куда важнее мы посчитали заинтересовать наших учащихся, заразить их интересом к самостоятельному изучению культуры, дать толчок к творческой деятельности, исследовательским приемам в познании родной культуры. В программе курса обширная экскурсионная часть, творческая программа, защита курсовых работ. Курсанты посетили “Этнографический музей народов Забайкалья”, православные храмы Улан-Удэ, художественный музей им. Сампилова, музей городского быта. Учащиеся активно участвовали в районном и городском этнофестивалях “Радуга”, разыгрывали старинные обряды, изготавливали макеты русской избы, кукол в национальной одежде, рисовали. И если задаться вопросом, какова главная цель этого курса, то мы формулируем ее так: помочь человеку адаптироваться в той культурной среде, которая его окружает.

Что касается исследовательской направленности, курс формирует культуру чтения, прививает навыки библиографирования, учит рациональным методам отбора литературы для реализации научно-исследовательской деятельности по следующим направлениям:

-“Сюжеты и образы древнерусской живописи”

-“Деревянное зодчество Руси”

-“Архитектурные памятники Бурятии”

-“Русский костюм”

-“Бурятская национальная одежда”

-“Праздники народного календаря”

-“Культура петровского времени”

-“Старая Москва”

-“Старый Петербург”

-“Бурятия православная”

И это далеко не полный перечень направлений исследований школьников. Курс рассчитан на два года и заканчивается защитой проекта. Защита проектов проходит как в игровой форме (пресс-конференции, круглые столы), так и в неигровой. На защите не только представляются результаты исследований, но и описываются приемы получения информации. Проектные работы ребята создают в виде электронных продуктов ( компьютерных презентаций), фотовыставок, видеофильмов, курсовых работ. Так в фонде библиотеки хранятся любительские видеофильмы, снятые Морозовой Ж. о Батуринском женском монастыре, Воскресенском храме в Улан-Удэ - работа М.Каурова, архитектуре домов семейских, фильм снят И.Ерофеевым, учащимися 9-х классов и т.д. Компьютерные презентации, посвященные истории возникновения, развития и архитектуре Москвы ( Сяськина А., Намсараева М.) , Улан-Удэ (Мальцева О.), Петербурга(Пластинин В.). Творческие работы отличаются большой информационной насыщенностью, которая достигается изучением большого количества книг, энциклопедий, справочников и т.п. За 6 лет накопился огромный фонд документов, в который вложен труд юных исследователей. На сегодняшний день можно смело утверждать, что наша школа располагает уникальным собранием материалов по русской и бурятской культуре, культуре Японии, Китая, Кореи. В течение учебного года и каждую четверть все классы по параллелям разрабатывают свою тему, посвященную культуре народов Востока и Запада. Так 1-я четверть посвящается японской культуре, 2-я –бурятской культуре, 3-я русской культуре, 4-я четверть –время для изучения культуры разных народов России и Бурятии. Ежегодно составляется общешкольный план коллективных творческих дел (см. приложение), как правило, все почины начинаются с библиотеки, с изучения информации.

Библиотека отвечает за хранение научно- исследовательских работ. Для систематизации материалов была создана картотека научных работ согласно таблицам библиотечно-библиографической классификации, внутри по годам и видам документов. Уникальность этого фонда подтверждается постоянным читательским интересом. За нужной информацией к нам обращаются не только школьники, но и студенты вузов города, библиотекари районов республики, города.

Таким образом в формирование информационной среды школьной библиотеки значительный вклад вносят творческие, исследовательские, проектные работы учащихся по всем направлениям и изучаемым дисциплинам, причем некоторые работы отличаются уникальностью собранных данных, оригинальностью, своей “единичностью”. Подобные фонды документных ресурсов являются очень перспективным вариантом информационной поддержки, оказываемой педагогам и школьникам.

Сегодня библиотека школы № 56 является системообразующим звеном в образовательном и воспитательном процессах школы. Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов. Эти широчайшие возможности и предоставляет наша библиотека.