1. Осмысление необходимости создания библиотечно-информационного отдела.
Вхождение человека в период развития информационного общества, со стремительно возрастающими объемами новых знаний и информации, повлекло за собой смену парадигмы “образование на всю жизнь” на концепцию непрерывного самообразования, саморазвития и самоанализа. Образование превращается в непрерывный процесс и далеко выходит за рамки традиционного формального.
Продуктивность процесса обучения теперь во многом определяется качеством обеспечения информационных потребностей педагогов и школьников, а это, несомненно, требует значительной поддержки со стороны школьных библиотек. Новые тенденции педагогического процесса затронули и школьную библиотеку как подсистему образовательного учреждения, что повлекло за собой её модернизацию – создание библиотечно-информационного отдела.
Планируемые изменения являются длительным процессом, а не одноразовым событием. Реализация одного проекта влечет за собой необходимость создания следующего, подчас совершенно неожиданного. Такая цепная реакция – совершенно естественный ход развития структуры. “Движение есть жизнь”, – говорят философы и врачи. И мы соглашаемся с ними, начиная создавать новую библиотеку.
Меняется сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека становится структурным центром гимназии, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры личности.
Нынешний этап осмысления механизмов взаимодействия традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит библиотечную деятельность по обслуживанию читателей гимназии на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень.
Необходимость создания библиотечно-информационного отдела очевидна. Преимуществом концептуальной модели перспективного развития библиотечной среды служит её согласованность с принципами:
- интеллектуальной свободы и свободного доступа к информации;
- содействия расширению границ библиотечной деятельности, круга полномочий и профессиональной компетенции библиотекарей;
- субъект-субъектного взаимодействия библиотекаря и читателя в процессе обслуживания;
- гуманизация содержания и методов библиотечного обслуживания читателей, привлечение к пользованию библиотекой и создание равных условий для вех, в частности для социально-уязвимых категорий учащихся;
Развиваясь, трансформируясь и модернизируясь, библиотека должна остаться культурно-цивилизованным феноменом с функциями общественного института, обладающей универсальной компетенцией, включающей все достижения культуры и цивилизации. Информатизация – мощное средство модернизации библиотеки.
Важно при создании новой модели библиотеки не утратить основное её предназначение, которое состоит в сохранении баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, не допускающей поглощения книги, чтения, существующей культуры.
Технологии навсегда изменили привычную деятельность библиотеки. Они оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но миссия библиотекаря - полное информационное обслуживание читателей и пользователей - не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, новые возможности.
2. Цели и задачи библиотечно-информационного отдела.
Модернизируясь библиотека становится:
- целостным структурным отделом гимназии, определяющим информационно-библиотечное обеспечение;
- базой развития критического мышления, медиаобразования;
- формирования информационной культуры личности;
- основным составляющим элементом ресурсно-информационного центра гимназии.
Планируемые изменения прямо или косвенно затрагивают все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией.
Перед библиотечно-информационным отделом поставлены следующие цели:
- создание единой коммуникативной информационно-образовательной среды,
- повышение информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Основные задачи библиотечно-информационного отдела:
- развитие у школьников исследовательской компетенции и творчества;
- формирование у сотрудников гимназии единого представления об информационно- коммуникационных технологиях (ИКТ) и медиаобразовании, как процессе подготовки школьников к жизни в информационном пространстве, пути развития и использования в учебно-воспитательном процессе (УВП);
- создание методических приемов, средств и форм реализации информационно- коммуникационных технологий и медиаобразования в процессе преподавания школьных предметных курсов;
- создание условий для эффективного использования образовательного потенциала информационно-коммуникационных технологий, аудиовизуальной среды, окружающей подростка (кино, видео, ТВ, обучающих моделей в системе “виртуальной реальности”, Интернет и пр.);
- создание условий для достижения информационно-коммуникационных технологий и медиаобразовательных целей при изучении учебных дисциплин;
- обеспечение обязательного минимума нормативных знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий и медиаобразования для сотрудников гимназии и учащихся, а по возможности и более высокого;
- повышение квалификации работников библиотечно-информационного отдела в области информационно-коммуникационных технологий и медиаобразования;
- создание специальной технико-технологической, учебно-методической и педагогической среды.
А как следствие мы ожидаем:
- повышение профессиональной компетенции учителя;
- возрастание уровня методологической грамотности ученика;
- и, соответственно, удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса.
Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетенции и творчества. Успех этой работы в гимназии возможен только при создании специальной технико-технологической, учебно-методической и педагогической среды. Именно в этом основная задача библиотечно-информационного отдела (БИО) гимназии.
3. Реализация задач и внедрение новых библиотечно-информационных услуг.
Изначально проект модернизации был подготовлен “внутри” библиотеки, а в последствии, стал результатом общешкольных преобразований - составляющим элементом информационно-ресурсного центра.
Начальный этап создания библиотечно-информационного отдела был обращён в первую очередь к:
- формированию библиотечных фондов;
- усилению ресурсов библиотеки;
- приобретению новых продуктов и услуг;
- организации доступа к новым информационным услугам для пользователей;
- продвижению новых информационных услуг до потребителя;
- разработка нормативных документов БИО;
- ремонту помещения библиотеки.
Все составляющие начального этапа создания библиотечно-информационного отдела на сегодняшний день реализованы:
- на деньги, полученные от реализации платных учебников среди учащихся нашей гимназии, в библиотеке сделан качественный ремонт помещения;
- библиотечно-информационный отдел оснащен автоматизированным рабочим местом библиотекаря и рабочими автоматизированными местами для учителей или учащихся, телевизором, видеомагнитофоном с DVD проигрывателем;
- компьютеры библиотечно-информационного отдела включены в локальную сеть гимназии;
- подключена сеть Интернет;
- заведующая библиотекой прошла курсы повышения квалификации “Использование информационно-коммуникационных технологий в школьной библиотеке”, “Работа школьной библиотеки с программой “1С:школьная библиотека”;
- на средства, выделенные администрацией гимназии, фонд библиотеки пополнился новой книжной литературой и мультимедийной продукцией;
- создана медиатека, включающая в себя более 400 единиц продукта на нетрадиционных носителях;
- на базе БИО провоедятся курсы компьютерной грамотности для учителей гимназии;
- проведена презентация библиотечно-информационного отдела на педагогическом совете;
- разработаны нормативные документы:
- Положение о библиотечно-информационном отделе.
- Должностные инструкции сотрудников БИО работающих с ИКТ. Инструкция для автоматизированного рабочего места;
- Правила пользования библиотечно-информационным отделом.
- Гигиенические требования к работе с ПЭВМ.
Для пользователей появились новые возможности:
- набор текста на компьютере;
- распечатка текста и графики;
- поиск информации на CD-ROM и в Интернет;
- работа в режиме 3Д;
- запись информации на электронные носители;
- обработка изображений и текстов;
- накопление на электронных носителях педагогического опыта и информации;
- перевод текстов с иностранных языков;
- интерактивное обучение информационных технологий;
- Библиотечно-информационный отдел делает возможным:
- создание кейсотек;
- ведение электронного каталога в программе “1С:школьная библиотека”;
- библиотечно-информационного отдела;
- автоматизацию учёта и работы с фондом БИО и пользователем в программе “1С:школьная библиотека”;
- коллекций ученических и учительских портфолио;
- кейс-каталогов;
- проектные папки;
- банки данных “модельных площадок”;
- продукты исследовательской деятельности;
- виртуальные методические объединения учителей-предметников
- применение системы (информационно-библиографического обслуживания) ИБО (см. схему в презентации).
4. Перспективы развития и деятельности БИО.
По предложению департамента образования администрации города Липецка библиотечно-информационный отдел гимназии будет участвовать в экспериментальной программе среди образовательных учреждений “Информатизация образовательного процесса”. Тема эксперимента для нашей гимназии “Создание функциональной структуры взаимодействия библиотечно-информационного отдела с другими службами и структурами гимназии”.
Работа в эксперименте требует написания программы по предложенной теме, создание новой функциональной структурной модели библиотечных процессов и процессов взаимодействия БИО с другими службами и структурами гимназии. Разработка и утверждение Концепции развития БИО.
Заключение
Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула “знаю, что” должна быть дополнена не только функциональной формулой “знаю, как”, но и прежде всего – формулой “знаю, где”. Оттого так важно сегодня развивать способности школьников и педагогов к отбору и анализу информации.
Библиотека является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих аккумулирование, формирование и общественное использование информационных ресурсов (ИР). Ее деятельность обусловлена особенностями развития общества в целом, его культурным, техническим и технологическим уровнем, общественными потребностями в информации. Библиотека должна быть оснащена новейшей компьютерной техникой, высокоэффективными автоматизированными технологиями и стать на современном этапе важнейшей составляющей информационной индустрии. Поддерживая многовековые традиции в кумуляции и хранении информации, предоставлении ее пользователям, библиотека должна трансформировать направления своей деятельности. Частью традиционной библиотеки должна стать электронная библиотека. Она расширит и усложнит ее функции и задачи, сохранив и упрочив при этом приоритетную роль в сохранении социальной памяти общества и формировании его мировоззрения.
Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование. Библиотечные специалисты, использующие новые информационные технологии, лучше других подготовлены для оказания помощи школьникам, педагогам, администрации, родителям и другим членам школьного сообщества в развитии этих навыков. Сотрудник библиотеки могут стать ключевым звеном в обучении пользователей, содействуя развитию и становлению их информационной культуры.