Семейное чтение — одна из форм развития читательского интереса

Разделы: Организация школьной библиотеки


Актуальность этой работы: заключается в формировании читательских интересов школьников, так как читательские интересы и читательская культура школьников является важнейшими показателями духовного потенциала учащихся и общества.

Проблема - в последние годы мы столкнулись с проблемой детского чтения, с которой связаны средства познания окружающего мира и развития самопознания личности.

Цель работы: Рассказать о некоторых приемах используемых в нашей библиотеке, которые способствуют к повышению интереса к чтению.

Новизна работы: заключается в показе совместных усилий библиотеки, учащихся, родителей, классного руководителя, к активизации чтения ребят.

По оценке специалистов сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 11 лет упал в 4 раза, газет и журналов в 3,6 раза. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением, проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры.

Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения, поэтому все 11 лет школьной жизни ребёнка – программное обучение и самостоятельное приобретение знаний – это чтение книг.

Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:

- защищаем его душу;

- питаем ум и сердце;

- побуждаем к самосознанию;

- содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от библиотеки, от чтения довольно сильна и проявляется она в мировом масштабе, находясь в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.

Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения. Он накапливает опыт такого переживания, когда не способен еще объектировать смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения.

После освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер. Мнения о том, когда это должно происходить – самые противоположные. По данным американских исследователей врожденные способности к чтению проявляются в возрасте 18 месяцев до 6 лет. Если учесть, что на первые шесть лет жизни ребенка приходится 60 процентов знаний, которые он приобретает за всю жизнь, то столь раннее обучение чтению не лишено практического смысла.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Наряду с библиотеками семейного чтения, детскими библиотеками, в этом процессе должны принимать самое активное участие и школьные. И начать работу необходимо с родителей первоклассников, с первого родительского собрания нужно говорить им о важности чтения в семье.

Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. Новые программы, оригинальные методики чтения, учат преодолевать конфликты между поколениями. Наша задача, задача школьных библиотек – способствовать не только формированию в семье человека, в сознании которого культура прошлого помогает созданию мировоззрения нынешнего, но и появлению у представителей старшего поколения позитивного отношения к будущей культуре, которая неминуемо будет отличаться от той, носителями которой они являются. Взрослым адресована экспозиция “для вас, родители”. Их вниманию предлагается широкий выбор литературы с рекомендациями известных педагогов и психологов. Родители могут ознакомиться с информационными листками по темам: “Как привить ребенку любовь к чтению”, “читаем всей семьей”.

Для учащихся 5-7-х классов подготавливаются рубрики “Это интересно”, “Книги, которые нам подарили”, “Что читают твои одноклассники”.

Также в школьной библиотеке организованы тематические полки, “Книга, которая меня изменила”, “Полка единственной книги”, “Книга, прочитанная вовремя”.

Регулярное выступление на родительских собраниях с обзорами литературы и беседами, проведение анкетирования среди учащихся и их родителей способствуют активизации семейного чтения.

Традиционным становятся в нашей школе конкурс: “Папа, мама и я - читающая семья”. Конкурс показывает – там, где читают родители, любимым занятием детей становится чтение, там значительно меньше проблем с интеллектуальным развитием и воспитанием подростков. Педагогические обязанности берет на себя книга. Конкурс читающих семей каждый раз превращается для всех в незабываемый праздник: с призами, с искренними аплодисментами и самыми счастливыми улыбками.

Работа в этом направлении продолжается…. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки.

Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями, библиотекарями.

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, начиная с 5 класса используются различные формы такие как, например:

  • Реклама новых книг;
  • Библиотечные уроки;
  • Мероприятия в игровой форме;

Однако это в основном относится к детям, которые читают очень много, но есть дети в которых родители не пробудили интереса к чтению, с этими посложнее. И вот мы ищем пути – дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по книгам. Вначале надо найти ключик в лесу, это либо экскурсия или игры через которые открывается тропинка в лес. Опыт наш небольшой, второй год мы экспериментируем, начиная с пятых классов.

Книг у нас немного, сказываются финансовые возможности школьных библиотек, которые вам известны. В последнее время к нам поступили красочные издания роман-газеты “Тимур и его команда”, “Дикая собака Динго”, “Приключения кроликов”, “Маленький принц” и другие.

Далее ключик – это интересные викторины, при проведении их у ребят зажигались глаза, и они ждали новой встречи с нами. И вот эти отношения строятся на интересной книге независимо от того новая она или старая, есть книги, которые переплывают океан времени и остаются всегда актуальными.

Обобщение опыта

Теперь о методике, которую мы используем, чтобы еще раз на этапе 5 класса достучаться до сердца, до ума ребенка – донести до него интересную книгу – читать ее вместе – обсуждать ее, думать вместе с ее героями и оставить в уголке своего сердца впечатление от встречи с самой яркой книгой.

Чтобы она стала потенциалом добра, чтобы могла увлечь ученика в мир книги:

1 этап – знакомство с 5-тиклассниками.

2 этап – изучение их интересов.

3 этап – найти увлекательную книгу, чтобы она могла увлечь и зажечь учеников.

4 этап – подготовительный. Книг интересных должно хватить на всех, родителям, ученикам и классным руководителям, чтобы все их читали.

5 этап – готовим вопросы по книге или викторину.

6 этап – готовим рисунки, сочинения, рассказы, очень тщательно готовимся с классом.

7 этап – подготовка раскладок, ученик должен видеть все “краски” книги, начиная от биографии книги и заканчивая всеми гранями книги.

8 этап – в ходе подготовки ребята советуются, переживают, просматривают свою роль в выступлениях.

9 этап – в очень праздничной обстановке проводится сама конференция в связке ученики – родители – классный руководитель – библиотекари, своеобразное сотрудничество которое объединяет интересная книга.

Опыт наш небольшой, мы работаем с пятиклассниками, давая возможность прикоснуться с миром книги поближе. Эти путешествия строим на интересной книге -которые всегда актуальны во все времена.

На первый взгляд покажется Вам, что это обыкновенная читательская конференция которая проводиться в каждой библиотеке. Однако потенциал проводимой нами работы помогает глубже в новом контексте подойти к проблеме чтения. Сельские школы не избалованы в плане обогащения новыми книгами, особенно красочными, которые издаются в современное время, поэтому остается проблемой иметь полный комплект необходимых книг для подростков. Предварительная работа в классе очень ёмкая, занимательная, интересная. Книги дома читают все, и родители, и дети. Все должны тщательно подготовиться, лишь в этом случае можно будет ожидать результат от этой проделанной работы. Готовится предварительный сценарий, шьются костюмы для героев, ребята рисуют рисунки, наглядный материал – выдержки, цитаты из самих произведений. Все это находится в системе и в едином порыве. И вот наступает день общения с книгой. Дети выступают со своими сообщениями о героях книги, а потом наступает черед взрослых. Таким образом, в процессе общего времени складывается впечатление о книге. В процессе встречи формы работы разнообразные – сценические выступления, выдержки из стихов, музыкальное оформление. Книги становятся потенциалом добра, чтобы дать дорогу ученику в увлекательный мир книги, и на многие годы стать “маяком”, зовущим в тихую гавань под названием библиотека. А по окончании общения у ребят готова идея на следующую книгу. Что дало нам всем это сотрудничество:

а) подает пример к чтению;

б) прививает вкус к книге;

в) ученики лучше усваивают содержание прочитанного;

г) именно художественная детская книга является посредником в эмоциональном общении ребенка с родителями, учителями и библиотеками;

д) родители выступают носителями опыта человечества;

е) процесс чтения – начальный этап приобщения чтения вообще;

ж) ребенок неосознанно переживает воздействие произведения;

з) родитель, классный руководитель, библиотекарь выступают посредником и проводником в общении школьников с автором произведения;

и) реализуются психологические, социальные, нравственные идеи, источником которых служат явления жизни отраженные в произведениях литературы;

к) там, где читают родители и дети, педагогические обязанности берет на себя книга;

л) там, где развивается чтение сообща, там рождается познавательная деятельность, побуждающая к размышлению;

Нам же библиотекарям эта форма семейного чтения “ученик – родитель – классный руководитель – библиотекарь” показалась очень интересной в плане общения, и оттого что книга попалась удивительная и все получили радость от чтения – она о дружбе, взаимопонимании и взаимопомощи, что нужно стараться побольше делать добра для тех, кто рядом.

Добро делает человека светлее, к такому выводу пришли ребята в конце встречи с доброй книгой.

Отзывы о проведенных конференциях на тему: “Сотрудничество – ученик - родитель – классный руководитель – библиотека”

Есть книги, которыми зачитываются люди разных поколений. В уютном зале учащиеся 9“е” класса школы, также приглашены юнкоры школы. К конференции ребята готовились с апреля месяца, на стенах зала рисунки ребят по произведению, и как бы незримо окунаешься в школьную пору 30-х годов – пионерлагеря, пионерские костры, школьные дни и заботы. Каждый из выступающих на конференции ребят очень подробно рассказывал и освещал страницы прочитанного произведения. Книга эта – юбиляр, в 2004 году ей исполняется 65 лет со дня выхода на свет. Коротко об авторе. Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972), родился в г. Могилеве. В юности жил на Дальнем Востоке и Сибири.

Переменил много профессий – был рыбаком, чертежником, учителем. В 30-е годы им была написана книга “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”, опубликованная в журнале “Красная новь”. Книга сразу же завоевала любовь юных читателей. И сегодня, благодаря поэтичности, высоким нравственным идеалам и глубокому философскому содержанию пользуется неизменной популярностью в детской читательской аудитории. По мотивам этой книги был снят фильм, который в 1962 году был удостоен приза на фестивале в Венеции.

Теперь послушаем мнение читателей: Смирнова Настя:

  • “В этой повести повествуется о отношениях между сверстниками, отношениях с учителями, родителями и о прощании с детством”. Больше всего мне понравился эпизод, где героиня повести Таня ничего не страшась, отправляется в пургу спасать сверстников Колю и Женю. Также мне понравился эпизод Нового года, где отец Тани приносит апельсины – на Севере это большая редкость. В общем мне эта повесть очень понравилась – она подходит для всех времен, я бы посоветовала ее своим друзьям”.

Саргылана Петрова:

  • “Прочитав эту повесть, которая читается легко и быстро, я сразу поняла что повесть относится не только к прошлому времени но и к настоящему и к будущему поколениям. Герои мне все понравились своей чистотой и откровенностью души, как будто находишься внутри этого сказочного мира где нет лжи, становится очень хорошо на душе”.

Никитина Вика:

  • “Это очень хорошая повесть, она подходит для нашего времени, герои в ней очень понравились, и я бы посоветовала почитать ее тем, кто ее еще не читал”.

Тамара Ксенофонтова:

  • “В этой книге рассказывается о чувствах девочек и мальчиков как бы нашего времени, кажется, что эта повесть была по настоящему. Может, это было в жизни какого-то человека, или в жизни автора”.

Петрова Аня:

  • “Мне очень понравился эпизод о рыбалке, тема близкая нам – общение ребят во время рыбалки. Прощание с детством самый интересный эпизод. Филя написал “лучами солнца” на груди имя ТАНЯ, конец очень грустный – потому что они расстаются и прощаются с детством”.

 Гермогенова Уля:

  • “Очень поэтичное произведение о чистоте, правдивости, уважении человеческих взаимоотношений в жизни, поэтому книга “Дикая собака Динго” очень популярна среди подростков”.

Кириллин Женя:

  • “Все ребята высказались что книга очень хорошая, я согласен с этим. Что-нибудь должно остаться. Все не может пройти – иначе куда же девается наша верная дружба”.

Заканчивается детство – как это происходит? И кто мог бы им это сказать, не лес, не песок, только родная река убегает все дальше к восходу, и в незримой дали вставало перед ними волшебная страна и дети – герои этой книги смотрели в одну сторону – вперед, потому что у них еще не было воспоминаний.

После общения с ребятами по читательской конференции остались очень хорошие впечатления, что есть у нас добрые книги никогда не стареющие и призывающие к тому чтоб их читали и перечитывали разные поколения подростков.

Для того, чтобы привлечь детей к чтению в школьный среде используются различные формы работы. В школьной библиотеке в последнее время нет детской литературы, красочных интересных. Поэтому мы, библиотекари, чтобы приобщить детей к чтению, используем в широкой форме читательские конференции. Благо к нам поступили детские роман-газеты с удивительно разнообразными детским изданиями.

Цель читательской конференции – обсуждение сказки – повести английского писателя Ричарда Адамса “Удивительные приключения кроликов”, главная идея в которой заключается в борьбе со злом, за доброту и справедливость.

Подготовительный период:

I задание прочитать сказку ученикам 5-го класса, их родителям и классному учителю.

II нарисовать рисунки по сказке.

III вопросы для обсуждения.

Библиотекарь: сказка написана в Англии писателем Ричардом Адамсом в 1972 году. Во время прогулок на природе он рассказывал своим дочерям Джульетте и Розамунде эту сказку.

Затем она вышла полностью книгой. В переводе на русский язык сказка – повесть вышла в 1988 г.

При обсуждении этой сказки ребята высказались в следующим образом. Сказка удивительным образом понравилась всем ребятам. Они отмечали, что герои-кролики в сказке имеют свои имена и ведут разговоры между собой, что главные герои это – Орех, Лохмач и те приключения, которые с ними произошли. Они много помогают друг-другу в различных жизненных ситуациях, подставляя дружеское плечо. Ребята выделили Ореха как лидера и сочувствовали его приключениям. Особенно понравилось ребятам описание дикой природы с подробностями, налицо английская природа – низменность, холмы, водные препятствия, описание английской фермы. Взрослые – родители активно включились в обсуждение, правда некоторые высказались, что не смогли дочитать до конца, в техническом отношении очень мелкий шрифт и очень трудно читать. В этом отношении ребята выглядели героями – так как они прочитали эту книгу. В общем обсуждение сказки прошло на жизнерадостной ноте, далее посмотрели рисунки ребят – очень красочные, разнообразные по сюжету – ребята взяли ситуации из приключений.

Отзывы

В школу дети приходят не только на уроки русского языка, математики, истории…..

В ней педагогами – библиотекарями организуются и проводятся исключительно интересные и яркие по содержанию встречи. Так вот, в одном из классов Жиганской средней школы состоялась встреча в 5 “В” классе тема которой “Мы в ответе за тех кого приручили”, по произведению французского писателя Экзюпери. Во первых поразила активность всех участников: гостей, родителей, детей, взрослых учителей. На встрече прозвучала идея о том что и дети и взрослые ответственны за происходящее на планете Земля, что все мы “в одной лодке”, что взрослые и дети очень хорошие но чтобы стать еще лучше читают, размышляют. Идея конференции злободневна в том стиле, что взрослые когда-то были детьми, а сегодняшние дети когда-нибудь повзрослеют. Интересны были рассказы родителей по рассуждению о книге. После их выступления пятиклассники загорелись идеей тимуровского движения. Незаметно прошли два часа а дети и их классный руководитель Светлана Дмитриевна Ильинова остались обмениваться впечатлениями. Большое спасибо детям, их родителям библиотекарям за эту встречу.

В.П.Батюшкина – гость встречи.

В нашем классе прошла конференция по сказке-повести Ричарда Адамса удивительные приключения кроликов. Цель этого мероприятия обсуждение произведения, главная идея которой заключается в борьбе добра со злом, о взаимоотношениях в коллективе. Данное произведение предложено для семейного чтения, даны творческие задания для детей и родителей. Учащиеся проявили заинтересованность в обсуждении книги, так автор наделил кроликов человеческими именами и характерами. Учащиеся рассказали о понравившихся героях отметили о взаимоотношениях в семействе кроликов. Педагог библиотекарь Альбина Ивановна смогла установить доверительные отношения с учащимися, провести грамотное обсуждение произведения. Проведение таких семейных конференций актуально и необходимо. Семейные чтения позволяют сблизить детей и родителей, установить душевный контакт с подростками. Велико нравственное воспитательное значение таких мероприятий. Примечательно что работники библиотеки ведут постоянную работу по привитию учащихся любви к чтению по изучению их читательского интереса

Классный руководитель 5 класса Петрова Раиса Николаевна.

Идея проведения союза библиотека – ученик – родитель – классный руководитель идея неплохая. Важно выбрать оптимальные сроки подготовки до недели, ученики должны подготовиться, а классный руководитель будет держать под контролем их подготовку. При проведении такой подготовки конференции необходим мощный стимул и свободное время, если книга будет интересной, возможно у детей возникнет интерес. И оно впервые может взять книгу в руки, если даже ранее не интересовался чтением. В данном случае пробуждение интереса к чтению должно идти по нескольким направлениям одновременно: круглый стол, инсценировки сюжета, отдельные сценки, мини концерт. А вначале уже хорошо при той форме которую предлагает библиотека первое живое представление о сюжетах книг.

Храмова Е.А. – мать двоих детей.

При подготовке сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” дети писали сочинение, выставку рисунков, читали стихи. А появление сказочных героев оживило вечер. Охват детей был стопроцентный, также приняли участие родители, содержательно выступили по книге. Я как классный руководитель, оцениваю совместные мероприятия только с положительной стороны. При совместном союзе у учащихся появляется интерес к чтению, потребность поделиться впечатлениями о прочитанном. Отрабатываются учения выступать перед публикой. Ильинова С.Д. – классный руководитель.

Выводы

Проведенная совместная работа в плане сотрудничества (ученик – родитель – классный руководитель – библиотекарь) дала возможность использовать такие формы работы, как читательские семейные конференции, библиотечные уроки, семейные книжные викторины, конкурс “Самый читающий ученик класса” и активизировать чтение учащихся. И это дало нам следующие результаты: учащиеся шестых классов являются постоянными читателями. Так, в 6а классе – 14 учащихся, в 6б – 18, в 6в – 11, в 6г – 14. Количество формуляров совпадает с количеством обучающихся в каждом классе. Это говорит о 100% охвате чтением.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Использованная литература

  1. “Дикая собака Динго” Р. И. Фраерман Детгиз 1939
  2. “Тимур и его команда” А. П. Гайдар Детгиз 1969
  3. “Удивительные приключения кроликов” Р. Адамс Роман-газета 1988
  4. “Библиотека в школе” журнал 1989 №3
  5. “Библиотека в школе” журнал 2003 №8
  6. “Школьная библиотека” журнал 2004 №1
  7. “Библиотека в школе” журнал 2005 №18
  8. “Библиотека в школе” журнал 2003 №22
  9. “Библиотека в школе” журнал 2004 №115