Для педагогики В.Сухомлинского характерен приоритет духовности: бытие определяет сознание, но ведь и сознание определяет бытие.
В.Сухомлинский блистательно раскрыл эту диалектику, показав могучую силу и огромное значение воспитания: “Три несчастия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость – неотвратима, смерть – неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как от огня”. Огромное количество насилия и жестокости обрушивается на наших детей с телеэкранов, со страниц современных триллеров, “ужастиков” и пр. По данным социальных психологов, средний подросток успевает к 12 годам посмотреть по телевизору 100 тысяч сцен насилия.
Если бы виртуальные переживания вели к умиротворению, то мы давно бы жили в мире идиллий. Но дети по-разному реагируют на сцены насилия: у одних они вызывают отвращение и испуг, другие действительно виртуально удовлетворяют свое природное стремление к агрессии, а для третьих – это пример для подражания, тем более, что жестокость современный ребенок видит с самых ранних лет, воспринимая ее как норму жизни. Замечено, что в наши дни многие дети спокойно созерцают, как на экране мучают, пытают человека; не уверена, что равнодушие к страданиям людей не перейдет и в жизнь. Во всяком случае, работая библиотекарем, вижу явственно заметные изменения в читательской психологии современных ребят. Если раньше детей увлекали книги, вызывающие сильные переживания, то теперь многие младшие школьники не хотят сопереживать, а жаждут вечного веселья и забав, поэтому им скучны такие рассказы, как “Белый пудель” А.Куприна и “Гуттаперчевый мальчик” А.Григоровича, над которыми прежде было пролито столько детских слез.
Каким же должно быть средство защиты наших детей.
Как же воспитать всесторонне развитого образованного и доброго гуманного человека, патриота своей страны?
Такого человека без книги не вырастишь.
Существует множество методов воспитания.
Один из них, самый важный, самый трудный – слово.
Когда же воздействует слово на ребенка? Когда он “хочет быть хорошим”, знает “для чего быть хорошим”, и знает “как быть хорошим” - сочетание всех трех условий дает результат.
Книга – это тоже слово.
Слово великих поэтов, писателей.
Слово великих ученых.
Слово просто умных, талантливых и благородных людей
“Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний. Эта одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открывал перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушел в жизнь с пустой душой” – это слова В.Сухомлинского.В.Сухомлинский, как руководитель детским чтением, отмечал три основные черты .
Во-первых, великий педагог считал, что ребенка надо научить воспринимать и наслаждаться литературой как искусством слова, и что для этого особенно благоприятны первые годы жизни, когда каждый человек – гениальный лингвист. Свой опыт работы с малышами он описал в книге “Сердце отдаю детям”.
Во-вторых, В.Сухомлинский строго относился к отбору книг для детского чтения. Он экономил духовные силы ребенка и воспитывал у него хороший художественный вкус – надежный иммунитет против пошлости и низкопробного чтива.
В третьих, как всегда у Сухомлинского-диалектика: при строгом руководстве он, тем не менее, считал свободу чтения обязательным условием его эффективности: “Чтение без принуждения, чтение без установки на запоминание – главное условие развития умственных способностей, становление творческого ума и – нравственности”.
Все чаще и чаще можно слышать сейчас слова, что мир спасет не только красота, как писал Ф.Достоевский, но и доброта, гуманизм
Гуманизм – это добрая мысль о человеке, он признает справедливость высшего принципа равенства – равенство прав всех людей без исключения.
Цель гуманизма - способствовать развитию культуры, единению и согласию человечества.
Очень остро сейчас стоит, особенно в школах, проблема толерантности.
Зачастую причина конфликта между детьми заключается именно в этом.
Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений.
Национальное достоинство предполагает уважение и симпатию ко всем народам: “Если ты обижаешь человека другой национальности, - значит, ты обижаешь свою Родину, свой народ, потому что позоришь их.
Воспитание толерантного сознания у детей через книгу и библиотеку.
Воспитание детей в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире – это ответственная и почетная миссия школьных библиотек.
Пожалуй, нет такой школы, где бы не учились дети разных национальностей. В наше непростое время, когда появились поколение “дети войны”, от учащихся требуется;
Умение жить в мире.
Преодоление в умах, сердцах, молодежи экстремизма, национализма, агрессии.
Традиции советского, самого читающего народа: думать и чувствовать.
У истоков этих традиций стояли Л.Толстой, К.Ушинский. Без возрождения этих традиций проблему толерантности у подрастающего поколения не решить.
Решить все проблемы детской (подростковой) агрессии нельзя. Но огромный вклад в воспитании книга принести может.
Обратимся к такой распространенной форме как - библиотерапия.
Сложное слово “библиотерапия”, состоящая из двух слов: библио (книга) и терапия (уход) – отражает сложность понятия, стоящего за ним. Оно означает соединение в единый комплекс, по меньшей мере, трех областей знаний.
Одна принадлежит наукам, изучающим книгу (книговедение, литературоведение, библиография).
Другая – наукам о душе человека, на которую библиотерапия направлена (психиатрия, психотерапия).
Третья – наукам о чтении, связывающим обе воедино и обеспечивающим действенность библиотерапии (психологии чтения, педагогики чтения).
Психологи считают, что любая хорошая книга несет в себе терапевтический заряд. Литературные герои помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы. Показывая вереницу разных типов, автор негласно интерпретирует их поведение в соответствии с гуманными нормами человеческого общежития.
Опыт библиотерапевтов показывает, что профилактическая терапия, нужна для всех детей. Но более всего она нужна детям с акцентуацией характера, отвергнутым сверстниками, детям, имеющим физические недостатки, не умеющим общаться, агрессивным, оказавшимся в конфликте с родителями, учителями, друзьями, а так же одаренным детям, не отвечающим общепринятым стандартам ни в поведении, ни в учебе.
Библиотерапия – не столько лечение, сколько профилактика психологических и нравственных “болезней”, предупреждение деструктивного поведения, формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты.
Эффект библиотерапии зависит не только от способностей читателя, он во многом определяется уровнем читаемого произведения, его художественной состоятельностью, идейной направленностью. Трудно ждать благотворного влияния книги на ребенка, если она несет в себе разрушающее внутренний мир человека начало: насилие, нетерпимость агрессию, страх, смерть.
Единственное радикальное средство против экстремизма и жестокости – это, как уже было сказано, - воспитание всесторонне развитого образованного и гуманного человека, патриота своей страны. В условиях рыночной экономики роль такого воспитания возрастает еще и потому, что готовит людей к социальному партнерству и сотрудничеству – залогу стабильности и процветания нашей Родины. А воспитать таких людей, приобщенных к высотам человеческой культуры, уверена, без книги и принципиального улучшения руководства детским чтением невозможно.