Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, в данной статье через привитие интереса к чтению рекомендуется развивать творческие способности ребёнка.
Воспитание ребёнка через творчество в условиях библиотеки – уникальное средство, особенно если речь идёт о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Уникальность состоит в том, что свой внутренний мир ребёнок может корректировать через силу воздействия книги, объёдинённого с эффектом детского творчества. Дети попадают в детский дом с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, у них, как правило, бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими, отсутствует либо не определены жизненные и профессиональные перспективы, не развиты природные задатки.
Традиционно считалось, что основная задача библиотекаря – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, но в условиях детского дома этого не достаточно, ведь помочь воспитаннику адаптироваться, научить его бороться со своими неудачами, развивать интеллектуально возможно, вовлекая ребёнка в активную творческую деятельность. Поэтому библиотекарь призван выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.
Работу по развитию творческих способностей и привития интереса к чтению провожу по следующим разделам: литературное творчество, театральное творчество, художественно-оформительское творчество. В каждом из разделов предусматривается работа по следующим направлениям: интеллектуальное, коммуникативное, эстетическое Здоровьесберегающее, патриотическое, профессиональная ориентация.
Раздел “Литературное творчество”
Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Развивать способность к самостоятельной творческой активности можно в литературном кружке, на занятиях по внеклассному чтению. Представление о литературе формируется на встречах с местными поэтами, а затем расширяется в процессе поиска материалов о творчестве поэтов, систематизации найденных источников, их изучение.
Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком творческой энергии юного читателя.
Доброй традицией литературных встреч стало то, что гости дарят нам свои книги и книги коллег с автографами. В результате воспитанники детского дома обрели памятные подарки: от музея Анны Ахматовой – книгу Попова Н.И., Рубенчик О.Е. “Ахматова и фонтанный дом”, от дочери В.Бианки, В.Новикова, В.Золотухина серию детских книг, от В. Десятирика серию миниатюрных книг. На таких встречах воспитанники расширяют свой кругозор о людях интересных профессий. Дети задают много вопросов о творчестве авторов, и появляется живой интерес к книге.
Благодаря тесному сотрудничеству с местной газетой “Знамя труда” многие наши воспитанники имеют свои публикации. Эти детские произведения помогают не только юным авторам, но и многим взрослым не дают отвердеть душой, заставляют верить в светлое будущее, которое строят наши воспитанники в своих фантазиях. Стихи собственного сочинения дети читают на конкурсах в детском доме. Содержание их разнообразно: дети мечтают о будущем, пишут о любви, выражают чувства благодарности людям, которые их воспитали. Все, связанное с родным краем, вызывает у ребят переживания. С большой любовью и гордостью пишут они о своей малой родине. Юные поэтессы представили на суд читателей сборник стихов “Пишу для Вас и для души…”.
Поэзия способна исцелять словом, врачевать детские души. Как это необходимо воспитанникам детского дома. Дети с огромным удовольствием участвуют в викторине “Литературная аптека”. Они находят различные рецепты, которые помогали литературным героям справляться с недугами.
Я стараюсь развивать в своих читателях тягу к работе мысли, побуждать воображение, дать стимул к формированию и высказыванию собственных суждений о жизни, о литературе. Проявление творческого воображения стимулирую в творческих темах сочинений: “Я хочу вам рассказать…”, “Вместе с книгой я расту”. Такие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, умение размышлять над известными фактами. Воспитанники детских домов рассказывают о своих мечтах, рассуждают о выборе профессии.
Особое значение придаю эмоциональным темам сочинений, так как мало задействовать интеллектуальную сферу, должны быть затронуты чувства ребёнка. Предлагаю такие темы “Природа и вдохновение”, “Душевное здоровье и поэзия”.
С младшими школьниками мы увлеченно играем в слова, понятия, составляем смысловые цепочки, сочиняем стихи – буриме, где дети находят удобное сочетание звуков. Дети с большим удовольствием фантазируют над продолжением произведений. Многие дети сочиняют добрые, веселые сказки. Эти сказки собственного сочинения вселяют в детские души веру, надежду в светлое будущее.
Тем самым литературное творчество участвует в воспитании – общественном, интеллектуальном, эмоциональном, здоровьесберегающем.
Направления | Задачи | Виды деятельности |
Интеллектуальное |
|
|
Коммуникативное |
|
|
Эстетическое |
|
|
Здоровьесберегающее |
|
|
Патриотическое |
|
|
Профессиональная ориентация |
|
|
Дети от природы актеры. Поэтому большой популярностью у детей нашего дома пользуется театральное творчество. И это неслучайно, ведь театральные постановки помогают ребёнку увидеть разные модели поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой оказался ребёнок, найти в ситуации новые смыслы. Театральное творчество служит средством эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. При подготовке к любой театральной постановке дети заняты работой.
Процесс подготовки спектакля начинается с выбора пьесы. Ребята сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды, домысливают. Кипит работа в театральных цехах. В актерском цехе начинаются репетиции – читки по ролям, дети делают первые пробы в поисках будущих сценических образов. В ходе репетиций идёт работа над выразительностью речи, определяется уровень громкости, скорости чтения. Разучивая текст, дети развивают память, что впоследствии положительно сказывается на успеваемости в школе.
В художественном цехе дети готовят макеты декораций, художники по костюмам – эскизы костюмов для героев постановки. Дети изучают историю моды, вспоминают литературные произведения, связанные с ней, демонстрируют собственные дизайнерские способности.
Результаты творческой работы интересны не только детям, которые участвовали в спектакле, но и зрителям. Это повышает самооценку ребят. С удовольствием и интересом дети занимаются в кукольном театре и выступают со спектаклями в детских садах. Частые зрители спектаклей детского дома – пенсионеры, ветераны войны.
При помощи театрального творчества дети совершают увлекательное путешествие в любую эпоху, заглядывают в будущее, а главное театральное творчество учит видеть прекрасное в жизни и в людях.
Направления | Задачи | Виды деятельности |
Интеллектуальное |
|
|
Коммуникативное |
|
|
Эстетическое |
|
|
Здоровьесберегающее |
|
|
Трудовое |
|
|
Патриотическое |
|
|
Профессиональная ориентация |
|
|
Общение с книгой начинается с иллюстрации. Значение иллюстраций в том, что она повышает интерес к книге. Путем рисунка дети высказывают своё отношение к героям произведения.
В сказках добро борется со злом, правда, пройдя все испытания, торжествует. Бороться за правое дело помогают ветер, луна, звери, птицы. Ребята в своих рисунках увлеченно изображают лес, готовый укрыть, спрятать полюбившихся героев сказки, или делают центром композиции отдельное дерево, ветви которого – надежная защита от стаи гусей. В основе детских рисунков лежит сопереживание, отклик сердца на прочитанное.
Ребята нашего дома коллективно иллюстрируют различные произведения.
Восприятие и отношение к произведениям углубляется, как только дети становятся художниками. Ребята погружаются в мир фантазий, размышлений.
Художественная коллекция библиотеки детского дома, состоящая из детских рисунков, насчитывает их около тысячи. Все работы каталогизированы. Выставки рисунков в детском доме проходят регулярно. Задача детей не только нарисовать работу, но и защитить свой рисунок. В библиотеке постоянно действует “Вернисаж творческих работ”, где представлены: книжки-раскладушки, иллюстрированные книжки, закладки.
Свои способности художников-иллюстраторов дети реализуют при работе “Книжной больницы”. Когда дети “лечат” страницы книг, то стараются подбирать соответствующие цвета красок для оформления “больных” страниц.
Вновь прибывшим детям я предлагаю тему рисунка “Разноцветные рассказы” – в своих работах дети рисуют всё то, что их волнует. Эти рисунки своеобразный рассказ детей о себе. Мне рисунки помогают выбрать правильную стратегию индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Развитие художественно-оформительских способностей способствует творческому воображению детей, развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению.
Направления | Задачи | Виды деятельности |
Интеллектуальное |
|
|
Профессиональная ориентация |
|
|
Коммуникативное |
|
|
Эстетическое |
|
|
Трудовое |
|
|
Здоровьесберегающее |
|
|
Патриотическое |
|
|