Организация школьной библиотеки
-
Конспекты занятий о птицах тайги (сова, дятел) 2007
Конспект урока поможет педагогам расширить знания детей о птицах тайги (сове, дятле), повадках и способах передвижения. Используя игровые приемы, педагог сможет привлечь внимание детей к изучаемому материалу. Предложенные стихи, загадки, песенки можно предложить для семейного чтения. Аналогично педагоги могут составить конспекты занятий и о птицах других природных зон.
-
Библиотечный урок "Структура книги. Выбор книг в библиотеке". 3-й класс 2007
Библиотечный урок в 3-м классе. На уроке была использована презентация, разработанная в программе PowerPoint.
-
Урок-практикум на тему "Путешествие в древнерусское искусство" 2007
Использование справочно-библиографического аппарата библиотеки при работе с литературой по искусству на уроках истории отечественной культуры проводится как библиопутешествие по древнерусской живописи.
-
Организация деятельности школьной библиотеки в аспекте новых педагогических идей 2007
С появлением новых информационных технологий появились и новые возможности их применения и использования в деятельности школьной библиотеки. Вместе со статусом медиатеки лицея перед нами встали и новые задачи. А для их решения надо находить новые методы и формы работы с читателями. Что в данный момент мы можем предложить участникам образовательного процесса? Создание комфортной библиотечной среды: обеспечение возможности быстрого доступа к информационным средствам, организация самообразовательной деятельности школьников, обеспечение учебного процесса новыми методическими материалами, в том числе электронными продуктами собственного производства.
-
Викторина "Герои любимых книг" 2007
Игра для учащихся 4–6-х классов проходит по аналогии с шоу "Поле чудес". Предназначена для использования во внеклассной работе по литературе. Вопросы викторины основаны на знании сказок как русской, так и зарубежной литературы.
-
"Здесь оживают сказочные сны…" Вечер, посвященный 100-летию Татарского государственного академического театра имени Г. Камала 2007
С первого года работы в школе, на внеклассных мероприятиях присутствует мой добрый союзник – Его Величество Театр. Я преклоняюсь перед его могуществом и возможностями. Театр – это такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература, и хореография. Я считаю, историю создания нашей национальной гордости – государственного академического театра имени Г. Камала, которому в этом году исполняется 100 лет, – ребята должны знать. Основная цель, которую я ставлю в работе, – воспитание чувства национальной гордости за культурные достижения своего народа.
-
Литературная гостиная «Л.Н. Толстой и его "Азбука"», с использованием компьютерной презентации 2007
Литературная гостиная «Лев Толстой и его "Азбука"» с использованием мультимедийной презентации для 4-го класса. Можно использовать как нетрадиционную форму проведения урока внеклассного чтения, литературного чтения во 2–4-м классах.
-
Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности 2007
Попав в современный мир, знаменитые братья Кирилл и Мефодий, создатели азбуки, проводят увлекательный экскурс в историю славянской письменности в игровой форме. Ребята могут узнать об эволюции письма, о создании первых книг и т.д., выполняя интересные задания.
-
Библиотечное мероприятие "Краски Югры" 2007
Мероприятие проводится с целью знакомства учащихся с историей развития и культурой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, формирования мировоззрения юных жителей Югры, способности воспринимать северную землю во всей её красе, воспитания любви и уважения к родному краю.
-
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры 2007
Настало время, когда преподавание "информационной грамотности", обучение навыкам информационного поиска становится самостоятельным полноправным модулем курса "Основы проектной деятельности". И преподавать его должны именно библиотекари, как специалисты в области информационных ресурсов и средств массовой информации. Форма кружка по развитию информационной компетентности учащихся позволяет решить проблему недостатка времени на обучение и создать механизм комплексного развития информационной компетентности.
-
Библиомарафон. Библиотечная игра по станциям для активистов школьных библиотек 2007
Предлагаемый план проведения библиотечно-библиографической игры "Библиомарафон" рассчитан на школьников 9–13 лет, играющих в команде или соревнующихся индивидуально. Темы игры являются примерными, а вопросы и задания подбираются с учётом возраста и уровня знаний участников игры. В приложениях приведены примерное содержание игры, вариант оформления маршрутного листа, положение об игре и ноты и слова песенки-заставки.
-
Историко-литературная композиция "Подвиг Ленинграда" 2006
Школа – одна из ведущих организаций, призванных воспитывать достойных граждан России. Система патриотической работы в школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств. Большое внимание этому вопросу уделяется и в работе школьной библиотеки. Героическая оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны стала символом мужества. Память о трагических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Предлагаю фрагмент сценария историко-литературной композиции "Подвиг Ленинграда".
-
Читательская конференция по страницам детских журналов для учащихся 3–4-х классов 2006
Замечено, что телевизор и видео заменили людям театры, книги, спорт. В наших руках изменить это, если будем "всем миром" заинтересовывать ребенка чтением, учить думать, фантазировать, мечтать. Детская литература сделала шаг навстречу школе, увеличив количество различных журналов для детей дошкольного и школьного возраста, отвечающих интересам ребенка, его потребностям и склонностям. Теперь наша очередь заинтересовать, внести в урок элемент интриги...
-
Влияние литературы на личность учащихся начальных классов и дошкольников 2006
Данная статья призвана обратить внимание учителей начального звена на проблемы литературного воспитания учащихся как основы для формирования личностных качеств ребенка, а как следствие и грамотного самообразования в будущем.
-
Разработка библиотечного урока-диспута для учащихся 7–9-х классов по теме: "Что такое человеческая жизнь?" 2006
Нашим старшеклассникам просто необходимы беседы, дискуссии, диспуты о нравственных качествах человека, о его месте в современной жизни. А взрослым такие методы работы помогут лучше понять современную молодежь. Как помочь молодым людям сформировать свою жизненную позицию, мировоззрение, стать не только образованным, но и культурным человеком?
-
Семейный литературный клуб 2006
В статье "Семейный литературный клуб" рассмотрены вопросы: 1. Роль семьи в формировании культуры чтения. Необходимость взаимодействия семьи, школы и библиотеки в руководстве детским чтением. 2. Представлен пример создания литературного клуба, как одна из форм работы с семьей. 3. Выделены основные цели, задачи, принципы проведения занятий клуба. Показаны особенности проведения литературных игр в разных возрастных группах. 4. В приложении сценарии литературных игр "Дети капитана Гранта", "Сын полка".
-
Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности младших школьников 2006
В данной статье представлен опыт работы по формированию основ библиотечно-библиографической грамотности младших школьников. Разработана система занятий для 1-4-х классов начальной школы. В приложении предложены разработки занятий и выписка из плана работы библиотеки.
-
Поиск информации в электронном каталоге информационно-библиографической системы MARК-SQL" 2006
Мы живем в информационном обществе, поэтому должны владеть культурой работы с информацией, уметь осуществлять ее поиск в различных источниках. Интегрированный урок по библиотечно-библиографической грамотности и информатике позволяет сформировать одну из важных составляющих информационной культуры - умение самостоятельно осуществлять поиск литературы в электронном каталоге школьной библиотеки, работающей в среде АИБС MAPK-SQL.
-
Урок-проект в 4-м классе по теме: "Книгу создаем мы сами" 2006
Данный урок является завершающим в блоке А "Книга твой друг и помощник (библиотечно-библиографические знания младшим школьникам. 1–4 класс)" программы развития навыков чтения и информационной грамотности "Формирование информационно-библиографической культуры школьников". Он проводится с целью подготовки выпускников начальной школы к проектной деятельности в среднем звене. В ходе работы над проектом дети закрепляют знания, полученные на библиотечных уроках в начальной школе, и создают конечный результат проектной деятельности - книгу.
-
Современная литература о молодежи и для молодежи 2006
Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными юношам и девушкам XXI века? Сотрудничество преподавателя литературы, городской библиотеки и киноцентра по подготовке и проведению уроков внеклассного чтения по теме «Современная литература о молодёжи и для молодёжи» вызывает большой интерес у подрастающего поколения. Она создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, вызывает у подростков живой интерес, желание читать и обсуждать произведения отечественной литературы.
-
С Кузбассом связанные судьбы 2006
Данный материал дает возможность учащимся знать трагические странницы истории нашей страны, Кузбасса. Учит детей быть честными, нетерпимыми к проявлению несправедливости, воспитывает чувство уважения к прошлому. Может быть использован для проведения литературных вечеров на базе школьной библиотеки, во внеклассной работе, а так же при изучении отдельных тем на уроках литературы.
-
История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее) 2006
Несколько лет в школьной библиотеке ведётся интегрированный библиотечный курс "Основы информационной культуры школьника" 5–6-й класс. Представленные материалы используются на уроках по теме "История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)", здесь вы найдёте рассказы о древних носителях информации (глиняных табличках, папирусе, пергаменте), узнаете о библиотеках древнего мира.
-
Книга в профилактике детской агрессии 2006
В своей работе я уделила внимание еще одному немаловажному аспекту профилактической работы – книги в профилактике детской агрессии. 21 год проработала в детской библиотеке, из них 12 в школьной. Последние два года работаю социальным педагогом. На собственном опыте убедилась: с помощью книги можно достучаться до сознания самых "трудных детей".
-
Интегрированный урок по истории России в 10-м классе на тему: "Споры о Петре Первом" 2006
Данный урок – плод совместного труда и координации работы учителя истории и библиотекаря-педагога, призван активизировать интерес учащихся к предмету вообще и к теме "Эпоха Петра I", обращаясь к альтернативным оценкам личности преобразователя, пробудить желание к самостоятельному поиску информации; используя знания и умения, полученные на библиотечных уроках, грамотно вести информационно-библиографический поиск, работая с различными видами источников.
-
Проектная деятельность учащихся в формировании информационной среды школьной библиотеки 2006
Современные функции школьной библиотеки не просто изменились, но и значительно расширились: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека стала базой развития творческого мышления и деятельности, структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение.
-
Сценарий беседы "История создания гимнов" 2006
Школа – одна из ведущих организаций, призванная воспитывать достойных граждан России. Большое внимание этому вопросу уделяется и в работе школьной библиотеки. Наиболее разработанным направлением является изучение истории государственных символов Российской Федерации. Один из элементов моей деятельности – цикл бесед "Государственная символика России". Предлагаю фрагменты сценария беседы "История создания гимнов" для обучающихся 5–6-х классов, которая воспитывает в юном читателе чувство гордости за свою страну.
-
КВН "В гости к русской сказке" 2006
В настоящее время дети не читают сказки, при обращении в библиотеку предпочитают брать познавательную литературу. Как привлечь детей к чтению сказок? Пробуем разные формы, в том числе игровые. Поэтому выбрала форму "КВН". Дети должны учиться читать внимательно, вдумчиво. Поэтому включила определённое количество сказок. Я ставила задачу научить детей исследовать текст, развивать вкус к русской речи, на примере героев сказок. Сказки воспитывают в человеке человечность – способность волноваться чужими несчастиями, радоваться радостями других. Так как "мысли, внушённые сказками, растут вместе с человеком". Следует сделать целый цикл мероприятий о сказках.
-
Библиотека — центр развития творческих способностей воспитанников детского дома 2006
Работа по развитию творческих способностей и привитию интереса к чтению по следующим разделам: литературное творчество, театральное творчество, художественно-оформительское творчество. Проводимая работа помогает через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями отрицательного жизненного опыта и использовать творческие способности ребёнка для дальнейшей подготовки к самостоятельной жизни и представляет широкие возможности для литературного, художественного, театрального творчества, одновременно решая задачи социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-
Интегрированный урок русского языка и обучения проектной деятельности в условиях школьной медиатеки. Составление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта "Эхо войны" 2006
Необычность данного урока русского языка ("Начальная школа ХХI века") заключается в использовании различных форм. Цель урока и предварительной работы - сбор и систематизация материала об участниках ВОВ и представление в виде мини-проекта "Эхо войны" с использованием текстов разных типов речи: повествование, описание, рассуждение. В ходе работы дети приобретают знания о ВОВ 1941-1945 г., её основных событиях, необходимости заботы о ветеранах, почтения памяти павших в боях. При этом широко используются материалы школьной библиотеки: книги, периодические издания, сборники сочинений учащихся школы, электронные учебные пособия и аудиозаписи и медиатеки, осуществляются встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, посещение памятных мест. Собраны, а затем помещены в ПК коллекции фотографий, рисунков, плакатов, которые образно и наглядно представляют суть проекта. Данный урок получил высокую оценку за грамотное методическое построение и использование передовых технологий учителей города, области, ИПК и ПРО.
-
Историко-литературный сценарий "Подвиг любви бескорыстной…" 2006
Историко-литературные материалы о жизни и героической судьбе жен декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь. Сценарий может быть использован как дополнение на уроках истории, посвященных изучению событий на Сенатской площади, на внеклассных мероприятиях, посвященных Дню матери, 8 Марта и пр.