История и обществознание
-
"Римские императоры: Нерон и Траян" - урок в 5-м классе 2009
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
-
Реформы Петра Первого 2003
Представленный урок в свободной форме позволяет обобщить большой пласт ключевого для истории России материала - преобразований Петра Великого. Разноуровневые задания дают возможность всем детям проявить себя и показать свои знания.
-
Реформы Петра I 2009
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий характеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
-
Реформы Петра I. 7-й класс 2011
В ходе урока рассматриваются реформы: центрального управления, областная, городского управления, церковная, феодального сословия и государственной службы. Ребята усваивают понятия: Сенат, коллегии, аристократия, абсолютизм, Синод, табель о рангах.
-
Реформы Солона 2011
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки.
-
Реформы Солона и зарождение демократии в Афинах 2011
На уроке в 5-м классе по безотметочной системе обучения используются различные приемы и методы работы: с картой, с датами, самостоятельная работа с текстом, анализ картины, текста. Урок приходится строить с учетом, что оцениванию должны подлежать не только знания, но и умения, навыки учащегося. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения.
-
Реформы Столыпина 2011
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги.
-
Реформы Столыпина "Тихая революция" 2012
На уроке у учащихся формируется представление о реформах Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.
-
Реформы управления Петра I 2018
Цели урока: познакомиться с реформами государственного управления; раскрыть их значение в процессе укрепления государственности и абсолютной монархии; рассмотреть значение петровских реформ для дальнейшего развития России; неоднозначный характер преобразовательной политики Петра I; сформировать представление о личности Петра I, его роли в процессе модернизации Российского государства.
-
Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата 2011
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата.
-
Решаем задачи по праву 2010
Данные материалы могут быть использованы для организации итогового повторения и контроля по курсу права в классах социально-гуманитарного профиля.
-
Решение познавательных, практических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс 2011
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности.
-
Ржевская битва 2021
Почему именно за Ржев бились так отчаянно? Мощное контрнаступление Красной армии под Москвой, начатое 5 декабря 1941 года, привело к образованию «ржевского выступа» на линии фронта – «ключа» к Москве, плацдарма, с которого вермахт потенциально мог пытаться вновь наступать на советскую столицу, расстояние до которой составляло около 150 км. Потому было так важно ликвидировать этот выступ, желательно путем разгрома 9-й немецкой армии, а следом и вообще группы армий «Центр». По той же причине противник яростно оборонял выгодные позиции.
-
Рим – город на семи холмах 2011
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров.
-
Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс 2011
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом.
-
Ровесники степных пирамид – дольмены 2014
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями дольменной археологической культуры, культурой дольменных погребений; формировать умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями; повысить интерес к истории родного края.
-
Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига 2010
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств.
-
Рождение книги о Лодейном Поле 2010
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников.
-
Рождение слободы Николаевской. 9-й класс 2016
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края.
-
Рождение средневековой европейской цивилизации 2008
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы.
-
Рождение столицы Российской империи. 7-й класс 2012
На уроке «Рождение столицы Российской империи», проведенном на международном семинаре «Толерантность – основа существования» наряду с традиционными целями для занятий, связанных с историей, искусством и краеведением, хотелось показать не только московским школьникам, но и ребятам из Сербии красоту и разнообразие огромной России. Урок носит характер беседы на основе нового материала и должен вызывать чувство уважения к истории и культуре русского народа.
-
Ролевая игра "Нашествие с Востока". Монголо-татарское вторжение на Русь. 6-й класс 2006
По объёму подачи материала тема "Нашествие с Востока" достаточно сложна для шестиклассников. Но выбранная форма занятия - ролевая игра - позволила сделать урок не только более содержательным и интересным, но и выдержать его в рамках современных требований методики и дидактики. Подготовка к уроку предусматривала самостоятельную работу учащихся с историческими документами, лингвистическими словарями, искусствоведческой литературой. Выступая в роли различных специалистов, учащиеся сумели рассказать на занятии о великом несчастии, обрушившемся на Русь в 1237 году, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами.
-
Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс 2011
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре команды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия.
-
Ролевая игра с элементами творческой мастерской "На тропе белой смерти" 2003
Урок завершает изучение темы "Социальные нормы и отклоняющееся поведение". Цель первого урока: узнать, что такое наркомания, понять, почему так велика зависимость определенной части общества от страшного зелья; попытаться разобраться в том, что толкает человека на пагубный путь потребления наркотических средств. Цель второго урока - задуматься над тем, что можно сделать для предотвращения проникновения наркотиков в нашу жизнь, создать запрещающие нормы права и сравнить их с действующими статьями УК РФ. Игра является наиболее естественным способом как жизнедеятельности, так и учебной деятельности подростков. Она приближает учебный процесс к реальной жизни, позволяет моделировать отклоняющееся поведение и при этом помогает лучше усвоить правовой материал. Поэтому часть урока отводится ролевой игре.
-
Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника 2015
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке.
-
Ролевой урок-суд по теме: "А.В. Колчак. Крест власти" 2005
Основная цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем "Великие русские географические открытия", "Войны России в начале ХХ века: русско-японская, первая мировая и гражданская. А.В. Колчак". Занятие способствует развитию умения давать оценку историческим событиям и их современникам, высказывать аргументированные суждения, вести дискуссию, анализировать различные точки зрения, мнения, принципы и позиции, "читать" документы и драматизировать их.
-
Роль азартных игр в мировоззрении потребителя 2009
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на практике азартных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
-
Роль активных форм деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в подготовке к ГИА и ЕГЭ 2014
Чтобы отработать у учащихся основные компетенции, необходимо использовать на уроках активные формы и методы деятельности, которые формируют умения и навыки, требуемые для выпускников школы, и служат залогом успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.
-
Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания 2020
В статье будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках истории и обществознания.
-
Роль государства в экономике 2010
Урок позволяет рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать представления и базовые умения, необходимые для ориентации в экономической жизни. Учащиеся развивают умения выделять основные экономические функции государства, объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике.