Реформы Столыпина

Разделы: История и обществознание


Образовательные задачи:

  • объяснить учащимся, что в 1906 году существовали альтернативы общественного развития России, что правительство выбирает эволюционный путь и поэтому направлению движется деятельность Государственных дум и правительства, где важным центральным вопросом является аграрный.
  • сформировать у учащихся представление о правительственной программе П.А.Столыпина, познакомиться с его личностью, провести параллель личных качеств с его общественной деятельностью;
  • уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства;
  • сравнить столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами;
  • уяснить причины, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.

Развивать у учащихся:

  • анализацию ранее полученных знаний при изучении нового материала;
  • навыки аналитической деятельности;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение планировать свою деятельность по подготовке сообщения;
  • умение работать с дополнительными источниками;
  • умение обобщать и делать вывод.

Через показ и анализ результатов аграрной реформы Столыпина и деятельности Дум воспитывать:

  • интерес к истории своего народа;
  • толерантность;
  • гордость и уважение к людям, которые посвящают свою деятельность улучшению жизни других, для развития и процветания своей страны;
  • заинтересовать учащихся в дальнейшем углубленном изучении этой темы.

Основные знания:

  • альтернативы общественного развития России в 1906г.;
  • думские аграрные проекты;
  • содержание правительственной программы П.А.Столыпина;
  • суть столыпинской аграрной реформы;
  • развитие кооперативного движения.

Основные понятия: фракция, отруб, хутор, кооперация.

Оборудование и наглядность урока: интерактивная доска, учебник, структурно-логическая схема, атлас, хрестоматия, рабочая тетрадь, портрет П.А.Столыпина, исторические документы.

Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о П.А.Столыпине, по ранее предложенному плану, используя дополнительные источники.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Чтобы понять новую тему, вспомним события в России до 1906 г.

– Что принес предшествующий 1905г. России? (рев.)

– Какой характер носила революция 1905 г.?

– Какие вопросы верховная власть пытается решить под давлением революции?

– Как назывался документ, связанный с изменениями в политическом устройстве страны?

– Укажите его основные вопросы.

– Чем была Государственная дума для России?

– Какие принципы были положены в основу российской избирательной системы?(выборы не были всеобщими, равными, прямыми)

Вывод: Появление в России первого парламентского учреждения – Думы было огромным шагом вперед в деле превращение самодержавной монархии в монархию ограниченную, конституционную.

III. Сообщение целей, задач, плана урока.

Тема урока: “Реформы Столыпина”.

– Сегодня мы понаблюдаем за деятельностью Государственной думы, узнаем, какие законопроекты выдвигались, были ли они приняты. Но главной целью урока является рассмотрение аграрного вопроса, который пытается решить правительство.

Создание проблемного задания.

– Петр Аркадьевич Столыпин. Кто он: реальный политик или бездумный реакционер?

План

  1. Деятельность I и II Государственной думы.
  2. Личность П.А.Столыпина, его правительственная программа.
  3. Суть аграрной реформы.
  4. Переселенческая политика.
  5. Итоги столыпинской аграрной реформы.
  6. Одинокий реформатор.

IV. Изучение нового материала.

Составление опорной структурно-логической схемы учащимися на протяжении всего урока. (См. Приложение №1)

1. Пути развития России.

1906 г. Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития страны по двум направлениям.

Как вы думаете по каким? (революционный)

Но! Этот путь предполагал большие людские жертвы, т.к. за дальнейшим продолжением революции наступила бы контрреволюция, т.е. подавление.

– Был ли другой путь? (эволюционный)

Этот путь реформ, который давал возможность избежать человеческие потери.

– Какова была позиция Николая II по этому вопросу?

Работа с документом: “Письмо матери”.

“Немного нас было, которые бросились против (конституционных реформ), но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное…”

27 апреля 1906г. В присутствии Николая II состоялось открытие I Государственной думы.

2. I и II Государственная дума.

А) работа со словарем.

Наиболее крупными фракциями (группа депутатов – члены одной политической партии в парламенте) в ней были кадеты -153, “трудовики” -107, октябристы -13 мандатов. Большевики и эсеры бойкотировали. Правые партии –ни одного.

Верховная власть надеялась, что политический консерватизм крестьян, склонность к традиционным устоям нейтрализует оппозиционность кадетов. Однако они не учли психологию крестьян.

– Как вы думаете, какой главный вопрос крестьяне собирались решать?

Они были равнодушны к политическим свободам, но одержимы идеей передела земли.

– Тогда, какую сторону, партию крестьяне будут поддерживать?

Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие решить этот вопрос.

– Какие законопроекты выдвигаются I Государственной думой?

Б) самостоятельная работа учащихся с источником.

– Как правительство отреагировало на деятельность I Государственной думы?

9 июля 1906г. Царским манифестом I Государственная дума была распущена.

20 февраля 1907 г. Начала работать II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, т.к. в выборах приняли участие и революционеры.

– Какие вы знаете революционные партии? (социал-демократы, эсеры)

Дума отказалась утверждать указ правительства от 9 ноября 1906г. Главной идеей которого было – разрушение крестьянской общины. Депутаты занялись созданием своих законов.

– Как в этот раз отреагировало правительство на деятельность II Государственной думой?

Но не только разогнать Думу, а и опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов.

3 июня 1907 г. – роспуск II Государственной думы. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с соглашения Думы. Это событие вошло в историю под названием “третьеиюньского государственного переворота”.

Вывод: Избирательный закон 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии.

В) работа с таблицей.

1905 г.

слои

1907 г.

1

Помещик

 

4

Буржуазия

69

15

Крестьянин

260

45

рабочий

543

Какой вывод можно сделать?

Правительство получило удовлетворяющий состав, и теперь можно было утверждать нужные законопроекты.

1 ноября 1907 г. III Государственная дума.

Главный вопрос – аграрный.

3. Новая личность в правительстве. П.А.Столыпин.

А) характеристика личности П.А.Столыпина.

9 июля 1906 г., когда была распущена I Государственная дума, председателем Совета Министров был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. (портрет)

ОПЗ: Где родился, из какой семьи, образование, какие науки привлекали?

П.А.Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду. Где старшую ветвь рода представлял сенатор А.А. Столыпин, друг М.Сперанского, среднюю ветвь – Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка М.Ю.Лермонтова. Отец Петра Аркадьевича – Аркадий участвовал в Крымской войне, в русско-турецкой подружился с Л.Н.Толстым и неоднократно бывал в Ясной поляне.

Петр Аркадьевич родился 5 апреля 1862 г. В Дрездене. Детство и раннюю юность он провел в основном в Литве. Закончив Виленскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Его привлекали такие науки, как химия, геология, ботаника, зоология и агрономия. Любил литературу, живопись. Столыпин не курил, редко употреблял спиртное, почти не играл в карты, рано женился, 6 детей: 5 девочек и последний мальчик.

Как проходило становление его карьеры?

В 1899 г. – уездный, затем губернский предводитель Ковенского дворянства (Литва).

Впервые, публично Столыпин изложил свои взгляды по аграрному вопросу, еще в Гродненском комитете, они сводились к уничтожению крестьянской общины, и расселению на хутора. Это убеждение Столыпин пронес через всю государственную деятельность.

Народ темен, пользы своей не разумеет, а потому следует улучшить его быт, не спрашивая о том его мнение”.

1903-1906 гг. – губернатор Саратовской губернии (это время войны с Японией, революция в России, забастовки, митинги, демонстрации) Столыпин боролся с проблемами своими методами.

Он лично ездил по деревням, выступал на сельских сходах. Примечателен такой эпизод: однажды на Столыпина из толпы крестьян вышел здоровенный парень с огромной дубиной в руках. Губернатор спокойно снял шинель и бросил ее навстречу парню со словами: “Подержи!”, крестьянин растерялся, выронил дубину и стал покорно держать шинель.

– О каких качествах личности идет речь? (находчивость, предприимчивость)

Впрочем, Столыпин не собирался применять силу против мятежников.

26 апреля 1906 г. – был назначен министром внутренних дел, а через 2 месяца возглавил правительство.

Министры не любили ходить в Думу, где царил хаос и беспорядок. Из всех министров не терялся один Столыпин. Выступая в Думе, Столыпин говорил твердо и корректно, хладнокровно отвечая на выпады. Это не всегда нравилось Думе, зато нравилось царю, которого раздражала беспомощность его министров.

На Столыпина за его жизнь было несколько покушений.

12 августа 1906 г. – чудовищное покушение на Аптекарском острове – 27 человек погибло, 32 ранено, 14-летняя дочь была искалечена, ранен единственный сын.

19 августа в чрезвычайном порядке был подписан указ о военно-полевых судах, согласно которому судопроизводство над революционерами должно было завершиться в пределах 48 часов, а приговор исполняться в 24 часа.

Член ЦК кадетской партии А.Тыркова констатировала: “На этот раз правительство выдвинула человека сильного и даровитого. С ним придется считаться”.

Б) Правительственная программа.

24 августа 1906г. Столыпин опубликовал правительственную программу, которая состояла из 2-х частей:

  • обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.
  • предусматривала начать аграрную реформу, не дожидаясь созыва II Думы.

Работа с учебником. – Назвать другие законопроекты.

4. Суть аграрной реформы.

Первым актом нового правительства стал указ от 9ноября 1906 г.

Столыпинская аграрная реформа. Его стержневой идеей было – разрушение общины путем свободного выхода из нее любого домохозяина.

А) Самостоятельная работа учащихся с источником. – Указать минусы и плюсы общины в России.

(+ ) ( -)
помощь сковывала инициативу
 

самостоятельность

 

вела к уравниловке.

Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок.

Б) Словарная работа с записью в словарь. Так образуется хутор, отруб.

Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с сохранением его двора в деревне.

В) работа с текстом учебника. – В чем политический смысл аграрной реформы?

– Общинное единение крестьян способствует их революционному единению.

В чем цель программы?

1. Политическая. Отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Столыпин был за частную собственность.

2. Социальная. Экономическая. Появление самостоятельных хозяев, мелких буржуазных собственников, заинтересованных в результате своего труда, которые являются основным фактором политической стабильности общества.

Г) Работа с хрестоматией по таблице. “ Итоги развития хуторского и отрубного хозяйства за 1907-1916гг.”

Какие слои крестьянства начнут уходить из общины?

Какова роль крестьянского банка? (помогал правительству расширить частную земельную собственность в деревне)

5. Переселенческая политика.

С какими проблемами столкнулось правительство, проводя переселенческую политику?

(Где брать землю? – Какие льготы ввести переселенцам?)

– Если бы вы были крестьянами данного периода, то почему возвращались назад?

Работа с атласом. (Не успели построить школы, медицинские заведения, дома)

– Каково значение этой политики?

Несмотря на недостатки, переселенческая политика имела прогрессивное значение:

– увеличилось население Сибири;
– возникли новые поселения, разрабатывалась земля;
– развитие производительных сил.

Крестьяне нашли свой путь в капиталы, путем создания кооперации (форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности членов кооператива)

1907 г. – союз сибирских маслодельных артелей.

Страна стала богатеть и развиваться.

6. Итоги его реформ.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро.

“Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего покоя, и вы не узнаете нынешней России…”

Однако этого покоя в стране не было: П.А.Столыпин стал фактически реформатором – одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной поддержки, ни политической.

– Какие слои населения будут разочарованы в реформе Столыпина?

Помещики – община – хорошая форма для повиновения.

Социал-демократы – собственник не пойдет умирать за идею равенства.

Крестьяне – правительство не отдало помещичьи земли, предлагало ехать за землей невесть куда. Появление хуторян, фермеров вызывало зависть у крестьян общинников.

Царь – не захотел видеть в его лице приказчика значительно превосходящего его по личным качествам. Он же понимал, что в “Столыпинской России” самодержавная власть станет ненужной.

7. Одинокий реформатор

Вывод: П.А.Столыпин – сложный, противоречивый образ, но при всех своих отнюдь не исключительных качествах он видел гораздо дальше, острее осознавал причинно-следственные связи проблем, чем царь и его окружение.

Все ждали его отставки. Его работоспособность, честность, открытость нравились далеко не всем.

1 сентября 1911г. Семья и правительство были на спектакле в Киевском театре, П.А.Столыпин был смертельно ранен анархистом Богровым.

Так от руки убийцы погиб один из самых талантливых преобразователей России. Это убийство считается загадочным, т.к. охрана царя знала о готовящемся покушении.

В последующие годы в разных городах России устанавливались памятники Столыпину, а в Государственном совете проваливались его реформы.

В Петербурге на памятнике П.А.Столыпина высечены его слова, обращенные к социал-демократам: “Вам господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.

V. Заключительный момент.

а) Петр Аркадьевич Столыпин. Кто он: реальный политик или бездумный реакционер?

– В чем заключалась реальность его политики?

– Возможно ли было проведение реформ в том объеме в России, в то время?

– Почему параграф учебника называется “Реформы Столыпина” – “тихая революция”? (изменение общества путем реформ)

Б) Оценка деятельности детей.

VI. Домашнее задание.

Читать параграф, выучить слова, ответить на вопросы.

Дополнительная литература по теме:

Всемирная история в лицах. А.О. Амелькин.

Историки отвечают на вопросы. В. Поликарпов.

История России XX век. А.Н. Сахаров.

VII. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

Источники информации:

  • A.О. Амелькин. Всемирная история в лицах. Воронеж. – 1997.
  • А.А.Данилов, Л.Г.Косулин. История России XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  • Ю.И.Кораблев. 1900-конец 1930-х гг. – М.: 1992.
  • В.В.Поликарпов. Историки отвечают на вопросы. – М.:1990.
  • Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/ авт. – сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев. – М.: Проспект,2010. – 592 с.