Реформы Солона

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (649 кБ)


Цель урока:

Изучить основные положения реформ Солона; показать их результаты и историческое значение.

Планируемые результаты.

Предметные

Обучающиеся должны знать: причины, содержание и итоги реформ Солона; роль реформ Солона в становлении демократии в Афинах; смыл терминов демократия, народное собрание, реформа.

Метапредметные

У обучающихся формируется опыт выявления проблемы и алгоритмов ее решения; развиваются умения: работы с текстом учебника, преобразования текстового материала в схематический, определения характерных черт изучаемых явлений, изложения собственных мыслей.

Воспитательные

У обучающихся формируется понимание того, что реформы, какие бы цели они не преследовали, не могут быть однозначно восприняты всеми группами в обществе, что способствует толерантному отношению к представителям других политических идеологий.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник (Вигасин А.А. История Древнего мира – М.: Просвещение, 2008.); презентация.

Ход урока

Слайд №1

Вступительное слово учителя. Рассказ о жизни Солона (щелчок слайда).

– Наш урок я начну с рассказа о знаменитом греческом реформаторе Солоне, родившемся примерно в 640г. до н.э. Что говорит нам слово реформатор? Это человек, проводивший реформы. Реформа (щелчок слайда) – это усовершенствование, преобразование чего-либо. О том, что этот человек произвел какие-то значимые преобразования в жизни греков, говорят многочисленные бюсты и портреты Солона, бережно сохраненные его земляками до наших дней (два щелчка слайда). Солон родился в знатной, но обедневшей семье, и для того, что бы поправить свое материальное положение решил заняться прибыльной, но рискованной морской торговлей. Разбогатев, он вернулся на Родину, где в 594-м году до н.э. был избран архонтом. Аттика в это время находилась на грани гражданкой войны. В такую нелегкую пору Солон начал свои преобразования в государстве и установил новые законы, которые должны были принести покой его народу. Однако, тем самым он навлек на себя большие неприятности и вынужден был на долгие десять лет покинуть Афины, странствуя по разным странам. (Щелчок слайда). Солон вернулся на Родину старцем и старался держаться подальше от политики. Последние годы жизни он был занят написанием книги о себе, в которой сказал: “Трудно в великих делах сразу же всем угодить”.

Слайд №2

Целеполагание:

– (Щелчок слайда). Мой рассказ слушали не только вы, но и этот любопытный человечек. У него в голове зародился вопрос. Давайте попробуем угадать, какой это вопрос. Может быть, у вас тоже есть вопрос, и он совпадет с вопросом любопытного человечка?

Учитель дает возможность обучающимся высказаться. (Щелчок слайда).

– Человечек спрашивает нас: “Почему Солон покинул Афинский полис?” (Щелчок слайда). Что нам необходимо узнать, для того, чтобы ответить на вопрос человечка?

Ученики высказываются. Учитель подводит итог. (Три щелчка слайда). Учащиеся фиксируют записи в тетрадях:

– Нам необходимо узнать почему Солон решил провести реформы; какие реформы он провел и к чему они привели. Давайте сформулируем тему нашего урока.

Ученики высказывают свои предположения. (Щелчок слайда). Учитель демонстрирует свою заготовку темы урока “Реформы Солона”.

Слайд №3

Актуализация знаний. (Щелчок слайда).

– Заполните пропуски в схеме “Население Афинского полиса”. (Ученик составляет такую же, но без пропусков схему на меловой доске.)

– (Щелчок слайда). Заполните пропуски в схеме “Государственное устройство Афинского полиса” (Ученик составляет такую же, но без пропусков схему на меловой доске.)

Примечание: схемы для обучающихся, не новые. Это задания репродуктивного уровня.

Фронтальный опрос класса:

– Что такое ареопаг?

– Чем был недоволен афинский демос в VII веке до н.э.? Какие требования он предъявлял? (На меловой доске фиксируются правильные ответы учащихся: 1) добиться права управлять государством; 2) отменить долговое рабство; 3) переделить землю.)

Слайд №4

Самостоятельная работа обучающихся с учебником. (Щелчок слайда).

-Солон вернулся на родину, когда Афины находились на краю гибели. После избрания архонтом в 594 г. до н.э. он приступил к своим знаменитым реформам. Законы, установленные Солоном были записаны на деревянных досках и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Сейчас вы познакомитесь с этими законами. Откройте свои учебники на стр.137-139. Прочитайте пункты 2 и 3 параграфа 30 и на их основе заполните пропуски в тексте на доске. (Щелчок слайда).

Примечание: задание из рабочей тетради по истории Древнего мира, автор – Г.И.Годер.

Совместная проверка результатов работы. (Щелчок слайда).

Слайд №5

Применение новых знаний в нестандартной ситуации.

– Реформы Солона изменили схему государственного устройства Афинского полиса. Мы вместе проследим, какие изменения произошли. (Щелчок слайда). Перед вами измененная схема управления государством Афинского полиса. (Щелчок слайда).

Учитель предлагает ребятам попробовать самостоятельно внести изменения. Если данная работа вызывает затруднения, можно использовать наводящие вопросы:

  1. Как стал называться новый орган государственного управления, пришедший на смену совету знати? Он изображен в центре схемы. (Щелчок слайда).
  2. Кто мог принимать участие в работе Народного собрания? (Щелчок слайда).
  3. Из числа граждан, по-прежнему выбирали правителей. Как их называли? (Щелчок слайда).

– Такое государственное устройство греки назвали “демократия” – власть народа. (Щелчок слайда). Откройте учебник на стр. 140 и прочтите вывод к параграфу: “Законы Солона заложили в Афинах основы демократии”. Глядя на схему на доске, докажите, что благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия – власть народа.

Учащиеся говорят, о том, что в Афинах появился новый орган государственного управления Народное собрание, в котором принимали участие все граждане Афинского полиса.

– Докажите, что в Афинах сложились основы демократии, а не демократия в чистом виде.

Если ответ на этот вопрос вызывает затруднение, учитель может задать наводящий вопрос:

1. Кто мог стать архонтом в Афинах в результате реформ Солона?

Учащиеся обращают внимание на то, что не все граждане могли занять должность архонта.

Слайд №6.

Закрепление знаний. Решение проблемной задачи.

– К нам вернулся любознательный человечек со своим вопросом. (Щелчок слайда). Что нам необходимо было узнать, для того, что бы ответить на этот вопрос?

Учащиеся повторяют план урока по записям в тетрадях. Учитель на основе плана проводит фронтальный опрос в классе.

  1. Почему Солон решил провести реформы в Аттике?
  2. Какие реформы провел Солон?
  3. Каковы итоги реформ Солона?

– Мы готовы ответить на вопрос любопытного человечка. А человечек в свою очередь приготовил для нас подсказку. Давайте вспомним, что говорил Солон о своей деятельности. (Щелчок слайда). “Трудно в великих делах сразу же всем угодить”. Давайте подумаем, кому не угодил Солон своими реформами?

Обучающиеся легко дают ответ, о том, что Солон не угодил богатым, т.к. лишил бесплатной рабочей силы и отменил долги. Если ребята затрудняются ответить о причинах недовольства бедной части населения, учитель задает наводящие вопросы:

  1. Давайте вспомним, какие требования выдвигала беднейшая часть населения накануне реформ? (См. меловую доску)
  2. Все ли требования демоса удовлетворил Солон?

(Щелчок слайда). Ребята фиксируют ответы в тетрадях.

– Сегодня мы познакомились с новыми терминами: реформа, народное собрание, демократия. (Щелчок слайда). Давайте повторим, что они обозначают.

– Считаете ли вы реформы Солона удавшимися или “провалившимися”?

(Вопрос используется в качестве рефлексии)

Слайд №7.

Подведение итогов урока. Выставление отметок. Домашнее задание.