Цели урока:
- Дать возможность ученикам оценить с нравственных и гражданских позиций исторические личности Нерона и Траяна.
- Познакомить учеников со способами управления государством.
Оборудование: фильм о Древнем Риме, карта «Римская империя в I-III вв. н.э.», черный ящик с маской и мечом, карточки с ключевыми словами.
Ход урока:
Наверное, наступит такое время, когда человеческая мысль шагнет так далеко, что можно будет перемещаться не только в межзвездном пространстве, но и совершать экспедиции во времени.
Представим, что на календаре 3753 год.
-Сколько лет со дня основания Рима будут отмечать люди в 3753 году?
Ученики: 3000 лет.
Итак, на календаре 3753 год, две экспедиции получили задания от института мирового разума отправиться в прошлое и изучить время правления Нерона и Траяна.
Ученики делятся на две команды-экспедиции.
Просмотр отрывков из фильма о Древнем Риме, времени Нерона и Траяна, которое и должны изучить ученики.
Задание 1.
На доске на картах представлены факты, даты, относящиеся к правлению Нерона и Траяна. Каждая экспедиция должна выбрать по этим данным «своего» правителя. Используя все слова составить связный рассказ о нем.
1 карточка.
54-68гг н.э., мать Агриппина, воспитатель Сенека, неограниченная власть, страдания подданных, нападение на граждан, преследование христиан, поощрение доносчиков, гибель Сенеки, пожар в Риме,
2 карточка.
98-117гг н.э., прекращение казней, доносов, свобода в выражении своих мыслей, строительство дорог, храмов, амфитеатров, форума, колонны, военные походы
Задание 2.
Вопросы к экспедициям:
- Докажите, что при Нероне императорская власть стала тиранической.
- Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна годами редкого счастья?
Задание 3.
«Черный ящик». Попытайтесь угадать, что может находиться в чёрном ящике, связанное с деятельностью Нерона и Траяна. Ученики самостоятельно или с помощью учителя определяют, что в яшике находятся маска и меч.
Задание 4.
«Домашнее задание» Ученики показывают отрывок из комедии Аристофана «Облака» с участием «Нерона» и делают сообщение по теме «Траян-полководец»с использованием карты.
Задание 5.
Сделать выводы о правлении Нерона и Траяна по результатам экспедиции. Ученики делают вывод о том, что Нерон всеми способами стремился укрепить свою власть, заставлял людей бояться себя, казнил, верил доносам. Не пощадил даже своего учителя. К положительным качествам Нерона ученики относят любовь к поэзии и музыке. Однако, зта любовь не смягчила годы правления Нерона. Траян стремился быть таким императором, какого бы сам желал себе, если бы был подданным.