Ролевая игра с элементами творческой мастерской "На тропе белой смерти"

Разделы: История и обществознание


Урок завершает изучение темы “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”. На предшествующем занятии разбираются следующие вопросы:

  • краткая история употребления наркотиков;
  • виды наркотиков;
  • причины распространения наркотиков:
    1. пути вовлечения в наркоманию;
    2. психосоциальные факторы в употреблении наркотиков;
  • последствия злоупотребления наркотическими веществами.

Цель первого урока - узнать, что такое наркомания, понять, почему так велика зависимость определенной части общества от страшного зелья; попытаться разобраться в том, что толкает человека на пагубный путь потребления наркотических средств.

Цель второго урока - задуматься над тем, что можно сделать для предотвращения проникновения наркотиков в нашу жизнь, создать запрещающие нормы права и сравнить их с действующими статьями УК РФ.

Игра является наиболее естественным способом как жизнедеятельности, та к и учебной деятельности подростков. Она приближает учебный процесс к реальной жизни, позволяет моделировать отклоняющееся поведение и при этом помогает лучше усвоить правовой материал. Поэтому часть урока отводится ролевой игре.

Подготовительный этап.

1. Учитель назначает группу “ экспертов”, которые должны узнать в правоохранительных органах о том, какое количество дел, связанных с борьбой с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, либо со сбытом наркотических средств, было расследовано, а так же заслушано в суде в течение данного года; предшествующих трех - пяти лет. Необходимо сделать выводы о динамике роста или снижении (что маловероятно) числа подобных преступлений. Т.е. подготовить по возможности полный анализ состояния дел по распространению наркотиков в своем населенном пункте. Желательно сравнить полученные данные со статистическими данными по России. “Эксперты” могут сделать это самостоятельно, или проинтервьюировать сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков РОВД или ГУВД (видеозапись беседы можно использовать в ходе урока).

2. Учитель должен распределить роли в соответствии со сценарием игры, ориентируясь как на желание ученика, так и на его потенциальные возможности.

3. Подготовить правила ведения дискуссии.

4. Подготовить анкету для ведущего дискуссию.

5. Подготовить памятку участнику дискуссии.

6. Подготовить протокол выступления групп.

7. Отксерокопировать статьи 228, 230, 232 УК РФ

8. Заготовить красные и синие фишки и урну для голосования.

ИГРА

Вступительное слово учителя

Наркомания является мощным фактором социальной дезорганизации, одним из самых разрушительных социальных зол, исключительно серьезной угрозой функционированию общественного организма. Под наркоманией понимается потребление наркотиков без рекомендации врача. Главная опасность наркомании - не столько в причинении физиологического вреда лицу, потребляющему наркотики, сколько в последующей деградации личности. Врачи утверждают, что им очень редко приходится иметь дело с наркоманами, которым за тридцать. Жизнь многих наркоманов заканчивается преждевременной смертью.

Некоторые называют наркоманию болезнью, другие пороком, отсутствием силы воли, грехом, преступлением, социальным явлением. Как с ним бороться? Человечество уже долгие годы ищет пути спасения от этого страшного явления, где-то легализуются наркотики, где-то ужесточаются санкции уголовного кодекса. Проводятся международные симпозиумы, конференции, совещания, вырабатываются предложения по борьбе с наркотиками. Все эти предложения можно объединить в три большие группы.

  1. Наказывать наркоманов, привлекать их к суду, направлять в места лишения свободы.
  2. Ужесточить наказание тех, кто производит и нелегально распространяет наркотики, вплоть до смертной казни.
  3. Узаконить продажу наркотиков.

Каждый из этих вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наша задача -  выработать свои предложения по борьбе с наркотиками.

Как мы это будем делать?

Инструктаж участников ролевой игры

Вы выбрали роли, в соответствии с которыми вам предстоит ответить на следующие вопросы, подготовив несколько доводов “за” и “против”.

Наказывать ли за употребление наркотиков: тюрьма или больница?

Каким должно быть наказание для производителей и распространителей наркотиков?

Легализация наркотиков - это благо или зло для нашего общества?

Время на подготовку в группах 2 минуты (ролевое выступление может быть и предварительным домашним заданием, тогда не надо затрачивать на уроке время на подготовку выступления ), время на выступления - не более 2-х минут (или 4-х, при предварительном д/з). После каждого выступления -   короткая дискуссия. У нас “открытый микрофон”. Каждый из участников может говорить то, что он думает, но обязательно придерживаясь полученной роли. Очень важна аргументация и, конечно, степень вхождения в роль. После каждого выступления - короткая дискуссия. На столах перед ребятами должна быть “Памятка участнику дискуссии”, “Правила ведения дискуссии”, а также порядок выступления групп. На усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса и индивидуальных особенностей учеников, есть два варианта проведения общеклассной дискуссии:

1. Все группы сначала высказываются по первому вопросу, затем по второму и по третьему.

2. Сначала одна группа высказывается по всем вопросам в совокупности. Затем - вторая и т.д.

Инструктаж группы экспертов

Вы должны следить за ходом полемики и указывать на допускаемые ошибки (в соответствии с “Правилами ведения дискуссии").

Ваша задача - записывать в протокол предложения групп, затем подвести итоги путем обобщения аргументов, т.е. цель вашей работы - сделать вывод: какой путь и почему наиболее эффективен в борьбе с наркотиками, а так же назвать лучших игроков. Победители определяются по аргументации во время ведения дискуссии и по степени вхождения в роль.

Выступления учащихся

Список участников ролевой игры и последовательность их выступлений подготавливается учителем заблаговременно. Желательно чередовать роли людей, которые будут представлять различные взгляды на проблему. Например:

1.Директор школы, в которой выявлены подростки-наркоманы.
2. “Новоиспеченный” наркоман-тинейджер.
3. Родители наркомана.
4. Врач-нарколог.
5. Наркоман со стажем (желает бросить, но не может).
6.Подруга наркомана.
7. Работник военкомата.
8. Священник
9. Продюссер рок-группы.
10. Инспектор управления государственного комитета по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ РФ.
11. Депутат Государственной думы.

Роли можно изменять в зависимости от интересов и предложений учащихся и учителя.

Желательно по окончании ролевой игры заслушать личное мнение участников по обозначенным вопросам.

После того как прозвучат все выступления и завершится дискуссия, необходимо предоставить слово одному из экспертов для изложения информации о борьбе с незаконным оборотом наркотиков в том регионе, где проводится урок. Здесь же можно использовать видеоматериалы (если они есть).

Итоги игры

Подводятся итоги путем обобщения и обсуждения аргументов в пользу или против каждого предложения. При этом надо выяснить, какие из них встречаются чаще остальных, то есть какой путь и почему предпочитают ваши ученики в борьбе с наркотиками, что, по их мнению наиболее эффективно в войне с “белой смертью”.

Результаты записываются в протокол.

Желательно, чтобы эти итоги подводили эксперты, в случае, если эксперты не справятся с возложенным на них заданием, итоги подводит учитель.

Лучшими признаются те группы, чьи аргументы были самыми весомыми и наиболее убедительными. Обязательно отмечаются лучшие роли.

Творческое задание

Ребятам, чьи взгляды по заданным вопросам совпадали, объединиться в 3 инициативные группы. Сформулировать статьи уголовного кодекса, посвященные преступлениям против здоровья населения (принцип построения правовых норм был изучен на уроках по основам теории государства и права). Первая группа получает задание создать ст. о незаконном изготовлении, приобретении либо сбыте наркотических средств, вторая группа - ст. о склонении к потреблению наркотических средств, третья группа - ст., посвященнуя организации или содержанию притонов для потребления наркотических средств. Время работы - не более 10-12 минут; затем группы зачитывают итоги своего нормотворчества.

Эксперты раздают отпечатанные ст. 228, 230, 232. Сравнение текстов. Оценка результатов.

Рефлексия

Понравился ли тебе урок?

Какое задание тебе понравилось (не понравилось) и почему?

Какой фрагмент урока показался наиболее интересным?

В конце урока можно предложить:

- Красные фишки - жизнь без наркотиков.

- Синие фишки - а почему бы ни попробовать?

Ребята должны анонимно и предельно честно сделать свой выбор.

Я искренне желаю каждому учителю, чтобы подсчет голосов принес вам удовлетворение от проделанной работы и веру в то, что ваши ученики не пополнят ряды людей, страдающих страшным недугом и потерянных для цивилизованного общества. Пусть такие уроки станут заслоном на пути “белой смерти”.

Приложение

A. Памятка участнику дискуссии

  1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию.
  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
  3. Внимательно выслушивай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
  4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
  5. Не забывай, что лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика.
  6. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав.
  7. Никогда не навешивай “ярлыков” и не допускай уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания.
  8. Заканчивая свое выступление, подведи итоги, сделай выводы.

B. Правила ведения дискуссии

  1. Критикуй не оппонентов, а их идеи.
  2. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
  3. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
  4. Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
  5. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
  6. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо.

С. Анкета для ведущего дискуссию

  1. Удалось ли добиться полной активности и вовлеченности учеников в дискуссию?
  2. Выполнили ли группы или отдельные ученики поставленные перед ними задачи?
  3. Удалось ли избежать монополизации обсуждения?
  4. Отклонялась ли дискуссия от темы? Правильно ли было определено время дискуссии?
  5. Назови наиболее эффективные приемы ведения обсуждения.
  6. В чем проявились негативные стороны дискуссии?
  7. В чем факторы, снижающие результативность дискуссии?